ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплекс
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной (классической) формы обучения
направление подготовки 030900.62
«Юриспруденция» (бакалавриат)
МОСКВА
2012
Автор: Штатина М.А., к.ю.н.,
доцент кафедры административного права РАП
Рецензенты: Зеленцов А.Б., д.ю.н., профессор кафедры
административного и финансового права РУДН
Салищева Н.Г., к.ю.н.,
профессор кафедры административного права РАП
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (бакалавриат).
Одобрен на заседании кафедры административного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 15 от 27 июня 2012г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 17 сентября 2012г.).
Работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»
© Российская академия правосудия, 2012.
© Штатина М.А., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………….……………………………………………...…..4
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….…10
Тематический план ………………………………………….…………….….10
Программа курса………………………………………………….…………...12
Планы семинарских (практических) занятий.………………………………37
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.................................................................63
Задания для выполнения контрольных работ..……………………………...65
Примерная тематика курсовых работ………………………………………..83
Литература………………………………………………………………….....87
Вопросы для подготовки к экзамену.…………………………………..…....98
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и организаций, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц в различных сферах жизни общества и государства.
Предлагаемый учебно-методический комплекс подготовлен для студентов заочной формы обучения юридического факультета в целях оказания им помощи при изучении обширного теоретического и нормативного материала, составляющего необходимый объем курса «Административное право». Данный комплекс разработан с учетом изменений, произошедших в последние годы в системе административно-правового регулирования в связи с модернизацией Российского государства и формированием новых подходов к организации управления государственными делами.
Он включает программу курса «Административное право» с содержанием тем, обязательных для изучения; планы семинарских и практических занятий; перечень нормативных правовых актов, основной и дополнительной литературы по каждой теме и вопросы для подготовки к экзамену. Кроме того, в настоящий комплекс включены примерные темы научных докладов, которые охватывают наиболее проблемные вопросы теории и практики административного права.
Важнейшим видом занятий по курсу «Административное право» являются семинары, проведение которых способствует достижению следующих целей:
- оказание методической помощи студентам в закреплении и углублении знаний наиболее важных разделов курса;
- выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими административно-правовые отношения;
- обучение студентов навыкам применения соответствующих административно-правовых норм для решения конкретных практических задач;
- осуществление контроля за самостоятельным изучением студентами учебной литературы и нормативных правовых актов по основным темам курса.
Учебно-методической базой для подготовки студентов к семинарам должны служить конспекты лекций, учебники, пособия, нормативные правовые акты, а также рекомендованная специальная и научная и литература. Готовясь к семинарам, студентам необходимо продумать круг вопросов, подлежащих обсуждению на занятии, сделать выписки из нормативных правовых актов, законспектировать основные положения работ из числа рекомендованной литературы, и составить тезисы своих выступлений.
Каждый семинар начинается с обсуждения теоретических вопросов, сформулированных таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на основных проблемных вопросах изучаемой темы.
После рассмотрения теоретических вопросов студентам предлагается решить практические задачи. Часть из них может решаться непосредственно на занятии, а часть может быть задана в качестве домашнего задания, которое должно быть выполнено в письменном виде. Отвечая на вопросы задачи, студент должен самостоятельно проанализировать законодательство, юридические акты и действия, которые требуют определенной правовой оценки. Решение задачи должно содержать аргументированную юридическую мотивировку со ссылкой на соответствующие административно-правовые нормы, четкое указание на конкретные нарушения правовых требований и формулировку юридически правильного решения.
Возможны и другие методики проведения семинарских занятий: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая дискуссия, фронтальный и выборочный опросы студентов, взаимопроверка выполненных заданий, тестирование, деловые и ролевые игры и т.д.
К каждой теме дается перечень литературных источников (основных и дополнительных) и нормативных правовых актов, необходимых для усвоения изучаемого материала и подготовки к семинарским занятиям.
Предлагаемый учебно-методический комплекс содержит также темы научных докладов по наиболее проблемным и дискуссионным вопросам изучаемого материала. Доклад от обычного выступления на семинаре должен отличаться глубиной проработки затрагиваемых проблем, обязательным изложением студентом как позиций специалистов, в том числе ученых, так и собственной точки зрения. Текст доклада должен быть рассчитан на 10-15 минут устного выступления.
В результате изучения курса студент должен знать:
понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; систему административного права; административно-правовые нормы и отношения; административно-правовой статус субъектов административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; административный процесс; вопросы административной ответственности, обеспечения законности в государственном управлении, в том числе административной юстиции; государственное управление и регулирование в экономической, социально-культурной и административно-политических сферах;
обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, готовность соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Объем дисциплины и виды учебной работы[1]
Вид учебной работы | Количество часов | |||
Заочная (классическая) | Заочная ГВД | Заочная (классическая) II высшее | Заочная ГВД II высшее | |
общая трудоемкость | 360 ч. | 360 ч. | 360 ч. | 360 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 32 | 36 | 16 | 20 |
Лекции | 26 | 28 | 14 | 16 |
Семинарские (практические) занятия | 6 | 8 | 2 | 4 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 328 | 324 | 344 | 340 |
Форма итогового контроля | Экзамен | Экзамен | Экзамен | Экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ