Принципы классификации инновационной деятельности
Задачи инновационного менеджмента
§ Планирование инновационной деятельности организации;
1. формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
2. определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
3. выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития
§ Организация инновационной деятельности;
§ Мотивация участников инновационной деятельности;
§ Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
и использование всего нового
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Все решения предприятия в области инновационной деятельности должны объединяться в рамках инновационной политики. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства. В основе инновационной политики предприятия могут лежать две модели предпринимательства.
Классическая модель характеризует предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. В условиях такой модели предприниматель приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Часто успех предпринимательства по этой модели увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.
Инновационное предпринимательство. В условиях данной модели предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.
По отношению предприятий к инновациям все предприятия можно разделить на классы: инноваторы-лидеры (предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями); предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений; предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений; предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения водной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства; предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.
Инновационные процессы на предприятии протекают при непосредственном участии таких субъектов инноваций, как заказчики (будущие владельцы и пользователи результатов продукта); инвесторы (физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект); проектировщики (специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию); поставщики (организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки); исполнители (организации-исполнители, подрядчики, субподрядчики); команда проекта (специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта).
Принципы классификации инновационной деятельности
Многие специалисты для классификации инноваций и нововведений используют научный метод, в основе которого лежит разделение системы объектов и их группировка с помощью обобщенных типов и моделей. Этот метод достаточно сложен, так как все инновации по своему содержанию разнообразны, поэтому используем классификацию инноваций по видам, обусловленную следующими критериями:
- оригинальный характер изменений;
- степень сложности;
- отрасль хозяйства, из которой вышли инновации;
- степень новизны;
- радиус действия и формы направления;
- социально-психологические условия, в которых внедряются инновации;
- сферы применения.
На основе оригинального характера изменений выделяют следующие инновации:
1. Оригинальные (творческие) - они будут самостоятельными изделиями предприятия. Примером являются изобретения, открытия, пробные мероприятия.
2. Неоригинальные. Они основаны на подражании и воспроизведении оригинальных инноваций.
По степени сложности выделяют:
1. Несвязанные инновации. Это изделия одного автора, результат его как творческой, так и имитационной самостоятельной деятельности. К этой категории относятся мелкие усовершенствования производственного процесса, рационализаторские предложения.
2. Связанные инновации. Характерны для динамично развивающейся экономики, современных условий разделения труда и профессиональной специализации работников. Эти инновации являются результатом труда больших коллективов, исследовательских групп. Учитывая значение и результаты внедрения таких инноваций, можно сказать, что они играют важную роль.
На основе критерия отрасли или научной дисциплины определяют:
1. Инновации, воплощенные в материале, так называемые твердые инновации. Их примером могут служить новые машины и устройства. Источник их создания - технические и естественные науки.
2. Нематериализованные инновации (мягкие). Такие инновации могут приобретать, например, форму новой организационной структуры, усовершенствований в системе образования. Главным образом они связаны с организацией и управлением, экономикой и общественными науками.
Степень новизны разделяет инновации на:
1. Инновации, являющиеся новинками в мировом масштабе, как правило, к этой категории относятся любого рода открытия.
2. Инновации, являющиеся новинками в масштабе данной страны или данной отрасли. К этой категории относят усовершенствования, которые уже известны за пределами этой страны.
3. Инновации, являющиеся новинкой в масштабе данного предприятия. К этой категории относят рационализаторские проекты, используемые в основном на данном предприятии, а также любые другие усовершенствования, ранее не используемые на предприятии.
В зависимости от радиуса действия выделяют:
1. Инновации, использование которых организуется вне предприятия.
2. Инновации, использование которых организуется на предприятии.
В зависимости от социально-психологических условий организации использования инноваций выделяют:
1. Рефлекторно осознаваемые инновации. То есть осознанная организация использования новшества.
2. Инновации, использование которых организуется без длительного предварительного обдумывания.
3. Запланированные инновации.
4. Незапланированные инновации, использование которых организуется стихийно.
И последний критерий классификации инноваций по сфере применения разделяет их на:
1. Технические и технологические. То есть изменения, происходящие в техническом процессе производства продукции. К этой группе чаще всего относят товарные и технологические инновации.
2. Организационные и экономические. О них говорят в тех случаях, когда происходят изменения в организационной структуре предприятия. К ним относят изменения, касающиеся экономических факторов.
3. Общественные инновации. То есть инновации, использование которых организуется вне производственной сферы деятельности предприятия: это могут быть социально-бытовые условия, культурные инновации.
Очень важно заметить, что значимым является критерий классификации инноваций в зависимости от сферы их применения: экономические, организационные и культурные инновации. Это существенно, так как инновационная деятельность на предприятии должна рассматриваться комплексно.
Технические инновации не появляются в отрыве от других процессов жизнедеятельности предприятия. Им могут сопутствовать изменения как в системе профессионального обучения работников, так и в системе мотивации.
Необходимо обращать внимание на классификацию и учитывать, что нельзя организовывать использование инноваций в технике без учета социально-психологических особенностей коллектива предприятия.
В качестве примера экономических инноваций можно привести использование на предприятиях новой системы оплаты труда работников. Особенно ярок этот пример на современном этапе формирования в нашей стране новых систем оплаты труда, налицо процесс организации их применения и попытки оценить эффективность изменений.
Таким образом, очевидно, что роль классификации инноваций достаточно велика, особенно когда необходимо учитывать какую-либо классификацию для более эффективного процесса организации использования инновации и возможности изначально определить тип необходимых изменений на предприятии, предугадать и спрогнозировать результаты, которые будут достигнуты при введении новшеств в деятельность предприятия.