Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики
Вопрос №47 Формы рыночных систем
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
1.Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
2.Рынок ценных бумаг;
3.Рынок труда (рынок рабочей силы);
4.Рынок и валюты;
5.Рынок информации;
6.Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам:
1.Рынки товаров производственного назначения;
2.Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
3.Рынки сырья и материалов и т.д.
4.По географическому положению:
5.Местные (локальные) рынки;
6.Региональные рынки;
7.Национальный рынок;
8.Мировой рынок.
9.По субъектам или их группам:
10.Рынок покупателей;
11.Рынок продавцов;
12.Рынок государственных учреждений;
13.Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени ограничения конкуренции:
1.Монопольный рынок;
2.Олигопольный рынок;
3.Рынок монополистической конкуренции;
4.Рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения:
1.Равновесный рынок;
2.Дефицитный рынок;
3.Избыточный рынок.
4.По степени зрелости:
5.Неразвитый рынок;
6.Развитый рынок;
7.Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству:
1.Легальный (официальный) рынок;
2.Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
По характеру продаж:
1.Оптовый рынок;
2.Розничный рынок.
По характеру ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку:
1.Рынок автомобилей;
2.Рынок нефти;
3.Рынок компьютерной техники и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.
Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.