Коалиционное правительство
США в межвоенный период
Историю США в межвоенный период (1918-1939) можно разделить на определенные этапы:
1918-1922 – период послевоенной стабилизации.
1922-1929 – период «просперити»
1929-1932 – период «великой депрессии»
1933-1939 – период «нового курса»
В эти годы происходила смена правительств, связанная со сменой лидера государства. При существовании 2-хпартийной системы во главе государства становился представитель демократической или республиканской партий.
Президенты:
До 1920 г. - В.Вильсон (демократ)
1921 – 1923 Ч.Гардинг (республиканец)
1923 – 1929 К.Кулиджа (республиканец)
1929 - 1932 Г.Гувер (республиканец)
1932 - 1945 Ф.Рузвельт (демократ)
1.1. Положение США после Первой мировой войны.
В отличии от стран Европы США после первой мировой войны не переживали экономического кризиса, связанного с масштабными затратами и потерями. Статус США в мире изменился.
Положение США в первые годы после Первой мировой войны можно охарактеризовать следующими чертами:
- США сыграли решающую роль в окончании войны;
- Получили благоприятные условия для быстрого экономического развития (по сравнению со странами Европы);
- Расширение рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала;
- Увеличение объема внешней торговли;
- Создание мощного государственного сектора в экономике;
- Увеличение объема накопления капитала в стране (к 1919 г. в стране находилось 50% мирового запаса золота)
- Из страны-должника США превратились в страну-кредитора; - - Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %.; Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %
- Усиление интеллектуального потенциала страны за счет эмиграции из Европы (1900 – 1920 гг – 14 млн.чел.)
- Человеческие потери составили 50 тыс. человек погибшими и 250 тыс. человек ранеными;
- Высокий уровень концентрации производства и капитала (3,6% предприятий в стране производили 68% промышленной продукции, 1% населения владел 50% национального богатства страны);
- Формирование монополистического капитала в стране;
1919 г. принята XVIII поправка к Конституции, согласно которой был введен «сухой закон» в стране;
- 1919 г. принята XIX поправка к Конституции, которая предоставляла избирательные права женщинам;
- США отказались от вступления в Лигу Наций, тем самым страна осталась лишь региональным политическим лидером (район Тихого океана – Вашингтонская конференция 1921-22 гг.)
1.2 Период «процветания».После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы. Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати.
Прийдя к власти, правительство республиканцев строило свою экономическую политику на принципах: -граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии и своей семьи; -предоставление преимуществ частному капиталу; -ограничение государственного вмешательства в экономику; -сокращение затрат на социальные программы; - защита американского производителя (политика протекционизма); -уменьшение налогов на прибыль.
Данная политика привела: К росту промышленного производства и торговли
Тотальному перевооружению предприятий, внедрению новых технологий (конвейер)
Развитию новых отраслей американской индустрии: электротехническая, химическая, автомобильная, авиационная;
Повышению производительности труда;
США производили 44% мировой промышленной продукции, т.е. больше, чем вместе взятые Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.
Росту конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке;
Повышению жизненного уровня населения и повышению спроса на товары народного потребления (автомобили, холодильники, радиоприемники и т.д.);
Развитию банковской сферы (выделению потребительских кредитов);
Росту фондового рынка;
Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921—1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований.. В 1925 году Кальвин Кулидж заявил: «Дело Америки — это бизнес», что во внутренней политике означало свободу действий для бизнесменов и гарантировало им невмешательство государства в деятельность частного сектора экономики.
Американские средства массовой информации распространяли тезис о наступлении эры «просперити», о «золотых 20-х», которые будут длиться вечно. Символом Америки 1920-х гг. можно считать Генри Форда и его Форд модели Т, первый массовый автомобиль во всемирной истории. Это транспортное средство было доступно многим, так как цена его составляла менее 300 долларов, а среднегодовой заработок промышленного рабочего равнялся 1 300 долларам. В результате автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. В 1920-х гг. парк автомобилей вырос на 250 %, а к 1929 превысил 25 миллионов машин, при том что население США в то время составляло 125 млн чел.
Успехи в промышленности росли, однако сельскохозяйственная политика оказалась не столь удачной: сократились площади засева пшеницы и кукурузы, европейский рынок закрылся для продукции американских фермеров, что привело к кризису перепроизводства и банкротству фермерских хозяйств.
Вообще 1920-е годы — это время формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие — жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости.
Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха. Обладатели ценных бумаг влезали в огромные долги и активно пользовались кредитами.
Не выдерживал конкуренции с автомобилями и самолетами железнодорожный транспорт, переживали упадок текстильная и обувная промышленность, зависимые от сельского хозяйства. Падала прибыль в угольной промышленности.
Выполнение «сухого закона» привело к росту преступности (контрабанда спиртного, подпольное производство и продажа спиртных напитков). Многие американцы считали принятие XVIII поправки нарушением свободы личности – главного завоевания американцев. Все чаще американцы сталкивались с коррупцией в различных эшелонах власти.
Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилась в 1.5 раза Крайне жестоко проходили расправы с участниками забастовок и деятелями левого рабочего движения. В 1927 г., после 7-летнего тюремного заключения, были обвинению. В стране начался настоящий «красный психоз».
Поток эмигрантов в США привел к росту безработицы и ужесточении конкуренции на рынке труда. В 1924 и 1929 гг. были приняты законы, ограничивающие прием эмигрантов на работу – не более 150 тыс. человек в год по всей стране. На этой волне активизировался Ку-клукс-клан.
Рост безработицы и понижение уровня заработной платы привели к понижению платежеспособности населения. Многие граждане не имели возможности погашать кредиты.
Произошли существенные изменения в общественной морали. Этот период получил название «ревущие 20-е», «эпоха джаза».
1.3 «Великая депрессия»
Однако в 1929 году в конце октября началась Великая депрессия и через 4 года США лежали в экономических руинах. На CША обрушился экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории.
Причины:
- Основные капиталы вкладывали в тяжелую промышленность, а другие отрасли несли убытки.
- Стихийный рост объемов производства превышал рост доходов большинства американцев, что привело к кризису перепроизводства.
- Необоснованные льготы, которыми пользовались крупные монополии, привели к тому, что они диктовали цены на рынке товаров.
- Выделение «дешевых кредитов» привело к кризису в банковской сфере.
- Союзники, и особенно Германия задолжали США значительные суммы, полученные в качестве кредитов.
- Европейские страны стали активно проводить протекционистскую политику, ограничивая доступ американских товаров на свой рынок.
Первым признаком начавшегося кризиса стали события 24 октября 1929 г. – 12 млн. акций сменили своих владельцев. Через пять дней кризис стал общенациональным.
Разорялись предприятия: объем производства сократился на 63%. Объем внешней торговли сократился втрое. Обанкротилось примерно 5 тыс. банков (20%). производство товаров стало невыгодным. В результате производство сокращалось, а одновременно резко увеличивалась безработица, с 3 % в 1929 г. она поднялась до 25 %. к 1932 г. 17 млн.человек. У тех, кто сохранил работу, заработная плата упала в два раза. Резко обострилась социальная напряженность: «голодные походы», демонстрации, рост преступности. Президенту Гуверу приходилось задействовать американскую армию для наведения порядка.
1.4 «Новый курс» Ф.Рузвельта.
Республиканцы, которых обвиняли если не в наступлении экономического кризиса, то в неспособности справиться с ним, на президентских выборах 1932 г. потерпели сокрушительное поражение и много лет не могли впоследствии занять Белый дом. В 1933 г. к власти в США пришёл президент Франклин Рузвельт, кандидат от демократической партии, предложивший американскому народу «новый курс», как стали впоследствии называть его политику. Успех «Нового курса» был таков, что Рузвельт стал единственным в истории США президентом, которого переизбирали четыре раза подряд, и он оставался у власти до самой своей смерти в 1945 г. В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.
Программа предусматривала следующие направления:
1. Стабилизация денежной системы - запрещен вывоз золота за границу, - проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, -укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. 2. Оздоровление промышленности - создано специальное учреждение — Национальная администрация восстановления промышленности; -вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными нормативными актами - принят кодекс честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). -осуществлялась практика введения коллективных договоров. - отмена сухого закона, которая положила начало легализации изготовления и продажи алкогольных напитков; В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей; - принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), расширивший права профсоюзов.
3. Реформы в сельском хозяйстве - учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration- ААА), которая наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства; -оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены на продукцию) Правительственные программы помогали также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. 4. Борьба с безработицей. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. Был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты
В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.
Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.
Великобритания
2.1. Положение Великобритании после Первой мировой войны:
В годы Первой мировой войны Великобритания принимала активное участие в ходе военный действий на море и совместно с французской армией активно воевала на континенте. Будучи участницей Антанты, в конце войны оказалась в составе стран-победительниц.
По решению Версальского договора Великобритания получила большую часть германских и турецких колоний. Стала лидером Лиги Наций.
Однако в послевоенный период Великобритания переживала экономический спад. Хозяйство было ослаблено войной. Людские потери составили (748 тыс.чел. убито, 1,7 млн. ранено). Великобритания потеряла 70% торгового флота. Государственный долг вырос в 12 раз. Были разрушены традиционные внешнеэкономические связи. Жизненный уровень населения снизился.
2. Смена правительств
В межвоенный период в ходе парламентских выборов происходила смена правительств. 3 политические партии (консерваторы, либералы и лейбористы) одерживали победы на выборах или создавали коалиционные кабинеты.
1918 – 1922 Коалиционное правительство: консерваторы+либералы
(лидер Д.Ллойд-Джордж – либерал)
1922-23, 1923-24, 1924-29 гг. Правительства консерваторов (лидер Стенли Болдуин) 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)
1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
1935-37 гг. Правительство консерваторов (лидер Стенли Болдуин)
Коалиционное правительство
В годы правления коалиционного правительства Д.Ллойд-Джорджа были проведены следующие реформы:
Принят новый избирательный закон: мужчины с 21 года, женщины с 30 лет (впервые);
Были расширены социальные функции государства: помощь безработным, строительство социального жилья, проведены реформы в народном образовании, введено всеобщее обязательное начальное образование;
Государство играло роль посредника в трудовых конфликтах.
Однако:
Происходил рост безработицы (до 12%)
Нарастали социальные конфликты в обществе, вызванные положением страны после Первой мировой войны;
Подъем рабочего движения: рост числа забастовок (кол-во участников 2,5 млн.чел.)
Рост национально-освободительного движения в колониях (Ирландия добилась статуса доминиона, население Индии добилось права участвовать в работе местных органов власти, Египет добился отмены протектората и признания страны «независимым королевством»)
Был принят закон о «чрезвычайных полномочиях», который разрешал премьер-министру вводить осадное положение в стране и использовать войска для борьбы с трудящимися.
Правительству удалось преодолеть послевоенный кризис и урегулировать социальные проблемы. Однако в самом правительстве произошел раскол. Очередные выборы либералы проиграли.
2.3 1922-23, 1923-24, 1924-29, 1935-37 гг. Правительства консерваторов
(лидер Стенли Болдуин)
Экономическая политика правительства консерваторов была основана на следующих принципах:
Саморегулирующийся рынок + твердая валюта + сбалансированный бюджет + правительство не вмешивается в экономику
Правительству консерваторов пришлось решать шахтную проблему: еще в 1921 г. государственные английские шахты были переданы в частные руки, правительство выплачивало субсидии владельцам шахт с целью сохранения рабочих мест, однако в 1925 г. правительство прекратило выплачивать субсидии. Как следствие, владельцы ужесточили условия найма, начались увольнения. Шахтеры начали забастовку, к ним присоединились рабочие других специальностей ( число участников составило 5 млн. участников). Забастовка проходила в с мая по 30 ноября 1926 г.. Впервые в Великобритании состоялась всеобщая стачка. В ходе забастовки проходили переговоры между правительством и БКТ (Британским конгрессом тред-юнионов). Переговоры шли долго, с переменным успехом. Решение проблемы нашли в рамках закона: жесткая политика консерваторов + соглашательская позиция тред-юнионов)
В 1927 г. был принят закон о промышленных конфликтах, который в народе получил название «гнусный закон»:
- между провозглашением стачки и ее началом должен пройти определенный период («охладительный период»);
- участники и организаторы незаконных стачек наказывались штрафами или привлекались к суду;
- массовое пикетирование запрещалось;
- тред-юнионы государственных служащих обязаны были выйти из БКТ.
В 1928 г. проведена реформа избирательной системы: женщины получили право голосовать с 21 года. , т.о. в Великобритании было введено всеобщее избирательное право.
В 1936 г. в Великобритании произошел политический скандал, связанный с королевской семьей: после смерти короля Георга V, наследником престола стал его старший сын - король Эдуард VIII, который принял решение жениться на американке. Правительство С.Болдуина поставило короля перед выбором: или любовь, или корона. Эдуард VIII отрекся от престола в пользу брата, который стал королем Великобритании – Георгом VI. Его дочь – Елизавета – сегодняшний монарх Великобритании.
В 1937 г. был принят закон о гражданском порядке, направленный на предотвращение социальных конфликтов.
2.4 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)
Мировой кризис зацепил Великобританию в начале 1930 г. : производство упало на 23% по сравнению с 1929 г.; была парализована торговля, финансовая система. Некоторые районы превратились в «районы сплошной депрессии».
произошел рост безработицы до 3 млн.чел.
В 1930 г. правительство создало министерство «по борьбе с безработицей», которое предприняло попытку борьбы с кризисом: переселение рабочих из «районов депрессии» в сельскую местность или в доминионы, организовывало общественные работы.
Был принят закон о реформе системы страхования: право на государственную помощь получали все лица старше 15 лет. Следствием принятого закона стал дефицит государственного бюджета.
С целью экономии государственных средств в 1931 г. был принят закон, который сокращал на 10% пособия безработным ряда категорий (сезонным рабочим, замужним женщинам, работающим неполный рабочий день). Однако принятых мер не хватало для стабилизации экономического положения государства. Положение народных масс ухудшалось.
Популярность лейбористской партии падала.
Были назначены досрочные выборы, однако лейбористам не удалось вернуть утраченные позиции.
6. 1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
Правительство разработало и стало внедрять в жизнь меры по преодолению кризиса:
- отмена золотого стандарта фунта стерлинга, что способствовало росту
конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке.
- Великобритания совместно с другими странами создала валютную группу – «стерлинговый блок», что позволило британской валюте обслуживать до 50% мирового товарооборота. -Возврат к политике протекционизма.
- Политика «дешевого кредита» (до2%)- переориентация капиталовложений на внутренний рынок.
- Установлены гарантированные цены на основные виды производимых продуктов.
- Ставка на милитаризацию экономики: с 1934 по 1939 расходы на министерство обороны выросли в 6 раз.
Начиная с 1934 г. Великобритания постепенно выходит из мирового экономического кризиса.
В 1934 г. для борьбы с народными протестами был принят закон о подстрекательстве к бунту, который расширил законодательную базу репрессивных действий полиции с «нарушителями порядка».
2.5 Тред-юнионы
Большую роль в социально-политической жизни английского общества играли британские тред-юнионы (профсоюзы), которые имели свои особенности:
- иерархический характер власти;
- бесправие рядовых членов тред-юнионов и бесконтрольность руководства;
- большой удельный вес т.н. «рабочей аристократии», т.е. высокооплачиваемой и квалифицированной части наемных рабочих;
- курс на легальную и законную деятельность тред-юнионов;
- консерватизм мировоззрений британских рабочих, традиционная поддержка правительства;
- устойчивый антикоммунизм английских рабочих, демократизм политических
взглядов.
Популярность и высокое влияние на политическую и экономическую жизнь общества тред-юнионов позволило государству пережить кризисные годы без значительных социальных потрясений.
Франция
3.1. Положение Франции после Первой мировой войны
Франция входила в Антанту в годы войны и, как страна – победитель, по решению Версальского мирного договора :
• Возвратила Эльзас и Лотарингию
• получила в 15-летнюю эксплуатацию Саарский угольный бассейн
• 52% репараций
• Мандат на турецкие колонии Ливан и Сирию
Однако в ходе войны Франция понесла огромные материальные и людские потери:
- погибло 1,5 млн.чел, ранено 700 тыс. чел. (погибло 2 из 10 мужчин возрастом от 20 до 45 лет, каждый 10 ранен);
- работоспособными остались после войны 4 из 10 трудоспособного мужского населения;
- 11 северных районов, которые стали театром военных действий, полностью разрушены;
- уничтожено около 10 тыс. предприятий;
- Франция потеряла 50% флота;
- произошел рост внешнего долга (60 млрд.золотых франков);
- страна потеряла средства «русских займов» (1,5 млн. франков);
- произошел рост безработицы, инфляции;
- разрушены традиционные международные связи.
Многопартийная система Франции привела к тому, что в межвоенный период все правительства были коалиционными.
3.2. 1919 – 1924 гг. Правительство «Национального блока» - коалиция правых партий (лидеры А.Мильеран, Р.Пуанкаре). Данное правительство проводило политику в условиях послевоенного экономического кризиса. Деятельность правительства характеризовалось:
- Падением жизненного уровня населения
- Ростом забастовочного движения (около 1 млн.чел.)
- Переустройством структуры национальной экономики
- Повышением контроля государства над экономикой через деятельность Национального экономического союза, Высшего железнодорожного союза, банка «Национальный кредит»;
- Сохранением традиционных отраслей хозяйства: ювелирное дело, легкая и парфюмерная промышленность, индустрия развлечений.
- Установлен 8-часовой рабочий день
- Правительство способствовало заключению коллективных договоров, мера которая предотвращала рост безработицы
Однако для принятия всех необходимых мер для стабилизации экономики не хватало собственных финансовых средств и правительство полагалось на репарационные доходы. Однако слабая экономика Германии не позволило Веймарской республики в полном объеме выплачивать репарации и экономика Франции переживала тяжелые времена. Для привлечения дополнительных средств Франция в 1923 г. оккупировала Рурскую область Германии («Рурский конфликт»). Неоправданно суровое отношение к Германии способствовало росту национализма и реваншизма в Германии. Под давлением мировой общественности Франция вынуждена была вывести свои войска из Германии, а популярность правительства «Национального блока» упала.
3.3. 1924 – 1926 гг. Правительство Левого блока («Картель левых сил»: социалисты+радикалы) (лидеры – Э.Эррио, Б. Бриан) Деятельность правительства пришлась на годы стабилизации экономики и характеризовалась следующими чертами:
- Сельское хозяйство достигло довоенного уровня развития;
- Промышленность превзошла показатели довоенного уровня
- Высокие темпы экономического роста (5% ежегодно)
- Преобладание мелкого и среднего производства (занято 40% работающих)
- Принятый в 1924 г. план Дауэса позволил Франции пользоваться американскими кредитами. Однако поступление американских кредитов было нерегулярно и, как следствие, это приводило к нестабильности франка. Страна переживала финансовую нестабильность. Доверие к правительству Левого блока падало.
3.4. 1926 – 1929 гг. Правительство «Национальное единство»: блок центристских и праворадикальных партий (лидер Р.Пуанкаре)
Правительству удалось:
- Сохранить высокие темпы экономического развития;
- Стабилизировать национальную валюту - франк;
- Преодолеть инфляцию; - Привлечь в страну кредиты;
Однако
Гипертрофированная финансовая система привела к тому, что прибыль от продажи ценных бумаг почти втрое превысила совокупный доход от французской промышленности (28,3 млрд.франков против 10,5 млрд.франков) и продолжавшийся вывоз капитала из страны не давал возможности стабилизировать рост экономического развития.
С конца 20-х - начале 30-х годов (с июля 1929 по июнь 1934 г) во Франции не удавалось сформировать правительство большинства: за это время сменилось 12 правительств) У власти находились блоки центристских партий, которые не находили общего языка, не могли разработать единую программу развития страны. Государство переживало период политической нестабильности, который усугубился начавшимся мировым экономическим кризисом.
3.5. Мировой экономический кризис (1930-1934)
Мировой экономический кризис затронул Францию в 1930 г.:
• Общий уровень промышленного производства упал на 13%
• Внешнеторговый оборот сократился на 60%
• Разорились более 10 тыс.промышленных предприятий.
• Доходы крестьянских хозяйств уменьшились втрое.
• Безработица увеличилась до 3 млн. чел. (к 1934 г. каждый десятый француз потерял работу)
• Переживающая кризис Германия сократила выплаты контрибуции.
• Жизненный уровень населения упал.
Следствием этих процессов стало:
- рост недоверия к возможностям парламентской демократии - повышение популярности лозунгов крайне левых (коммунистов) и крайне правых (фашистов) сил.
Еще в 1920 г. была создана Французская Коммунистическая партия, а в начале 30-х гг. появились организации «Огненные кресты», «Аксьон Франсез» («Французские действия»), «Французская солидарность», которые проповедовали взгляды близкие к итальянским фашистам. Эти организации пользовались поддержкой некоторых представителей католической церкви, армии, полиции, части французской элиты, которые считали, что только установление тоталитарной власти поможет французам преодолеть экономических кризис.
Слабость власти (бесконечная смена правительств) и жесткая конкуренция между коммунистами, социалистами и ультраправыми силами в 1934 г. поставили Францию на грань гражданской войны.
3.6. Попытка государственного переворота и приход к власти правительства Народного фронта
6 февраля 1934 г. примерно 40 тыс. правых радикалов устроили несанкционированный митинг под стенами Бурбонского дворца (помещение заседаний парламента Франции) с лозунгами «Прочь парламент!». В результате столкновения с полицией 15 человек погибло, 500 были ранены. Начались беспорядки в столице Франции, полиция не справлялась с ситуацией. Премьер-министр Э.Даладье 7 февраля подал в отставку. По призыву ФКП (Французской компартии) на улицы вышли тысячи рабочих, которые помогли стабилизировать ситуацию и дали праворадикальным силам совершить государственный переворот.
Февральские события подтолкнули коммунистов и социалистов объединить усилия по созданию антифашистского блока. Были проведены следующие мероприятия:
- достагнута договоренность об участии в выборах единым списком (коммунисты+социалисты);
- в июне 1934 г. подписан пакт о единстве действий;
- преодолен раскол внутри профсоюзов;
- в 1935 г. к блоку присоединилась партия радикалов;
- проведена совместная демонстрация в День взятия Бастилии (14.07.1935 г. 500 тыс. участников).
Антифашистский блок социалистов (лидер – Леон Блюм), коммунистов (лидер – Морис Торез) и радикалов (лидер – Э.Даладье) получил название Народный фронт.
В январе 1936 г. Народный фронт опубликовал свою программу действий, с которой вышел на предстоящие выборы.
Программа:
«Политические требования»:
• Роспуск фашистских организаций
• Защита политических свобод
• Свобода деятельности средств массовой информации
• Защита мира и борьба за разоружение в рамках Лиги Наций
• Соблюдение прав профсоюзов
• Демократизация системы образования
«Экономические требования»:
• Программа сокращения безработицы
• Сокращение рабочей недели
• Государственное регулирование трудовых отношений
• Национализация крупных предприятий и банков
• Плановость развития экономики
• Оздоровление финансовой системы страны
• Государственный контроль за крупными финансовыми операциями
• Активная инвестиционная политика государства
• Обложение крупных состояний дополнительными налогами
Весной 1936 г. Народный фронт одержал победу на выборах (57% голосов избирателей) и сформировал правительство, в которое вошли социалисты и радикалы. Коммунисты не вошли в правительство, но обещали поддерживать его до тех пор, пока новое правительство будет выполнять программу.
Парламент Франции за короткое время принял более 130 законов:
• Запрет на деятельность фашистских организаций;
• Закон о 40-часовой рабочей неделе, о ежегодном 2-недельном оплачиваемом отпуске, повышении заработной платы;
• Закон о коллективных трудовых договорах между работодателями и работниками;
• Повышение закупочных цен на зерно;
• Национализация военной промышленности, железнодорожного транспорта и Французского банка
• Закон о повышении пенсий, о льготных проездных билетах
Выполнение социальной программы правительства требовало значительных финансовых средств, которых не хватало. Значительная часть предпринимателей перешла в оппозицию к власти, что привело к
- «бегству капитала за границу» (1936 г. вывезено 340 млрд.франков, 1938 г. – свыше 420 млрд.франков)
- росту забастовок на предприятиях гос. сектора
- росту инфляции, которая переросла в гиперинфляцию и обесценила заработную плату и пенсии французов.
Начались противоречия и в рядах партий Народного фронта: коммунисты выступили против невмешательства Франции в гражданскую войну в Испании.
Авторитет власти стремительно падал. В 1937 г. Леон Блюм подал в отставку. Радикалы, возглавившие правительство, в 1938 г. подписали Мюнхенское соглашение (захват Германией Чехословакии), что привело к окончательному распаду Народного фронта. Многие законы, принятые в годы правления правительства Народного фронта, были отменены. Экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась.
Германия
Вся послевоенная история Германии, бывшей главным источником зарождения I Мировой войны, была историей подготовки к реваншу.
Уже в 1917 году положение немцев, ведущих войну на два фронта, было настолько плачевным, что даже выход из войны России особенно её не улучшил.
Как и в других странах в Германии начались антивоенные выступления, но реакционные армия и монархия не желали признавать свое поражение.
Таким образом поражения на фронте и экономический кризис привели к назреванию в стране революционной ситуации.
a) отношение левых к революции
Германия была готова пойти по российскому пути развития, но против этого выступало большинство социалистических сил.
Отношение немецких социалистов к социалистической революции и опыту России были различны:
1. Лидеры СДПГ (социал-демократическая партия Германии) осуждали большевиков в России за диктатуру, выступая за демократические методы.
Фридрих Эберт говорил: «Я ненавижу революцию как смертный грех».
Филипп Шейденам же обещал: «Моя партия позаботится о том, чтобы Германия была спасена от большевизма».
2. НСДПГ («независимцы») во главе с Каутским и Гаазе приветствовали Октябрьскую революцию в России, но говорили, что «русские методы нельзя переносить на немецкие отношения».
Как и социал-демократы, «независимцы» выступали против «диктатуры пролетариата», считая идеалом «чистую демократию».
3. Группа «Спартак» во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксенбург, единственная из всех левых сил считала Германию «самой зрелой страной для пролетарско-социалистической революции».
Но мало того, что группа была крайне малочисленна, члены её отрицали необходимость организации масс на борьбу, считая, что массы сами знают что делать.
Поэтому «спартаковцы» вначале революции не могли серьёзно влиять на политическую ситуацию.
б) победа революции и политика правительства Эберта
Поводом к революции явилась деятельность реакционной военщины, решившей сорвать мирные переговоры в Версале.
Командование приказало своему флоту выйти в море и дать противникам бой.
Моряки не подчинились.
Репрессии со стороны командования вызвали демонстрацию, которая была расстреляна.
3 ноября 1918 г. началось восстание в Киле, в ходе которого моряки по примеру своих российских собратьев, создали Совет и подняли на кораблях красный флаг.
Эти события в Киле ознаменовали начало Ноябрьской революции в Германии.
Ноя́брьская револю́ция, (нем. Novemberrevolution) — революция в ноябре 1918 в Германской империи, причиной которой явился кризис кайзеровского режима, вызванный с одной стороны поражением в Первой мировой войне, с другой — вызванной войной социальной напряженностью и расстройством экономической жизни. Революция привела к установлению в Германии режима парламентской демократии, известного под названием Веймарская республика.
Началом революции считается восстание матросов в Киле 4 ноября 1918 года, кульминационным моментом — провозглашение республики в полдень 9 ноября, днем формального окончания — 11 августа 1919 года, когда президент республики Эберт подписал Веймарскую конституцию.
9 ноября началась демонстрация в Берлине, после столкновений с армией переросшая в вооруженное восстание.
Император Вильгельм II Гогенцоллерн, имея перед собой печальный пример Николая II, расстрелянного в ночь с 16 на 17 июля 1918 г., отрёкся от престола.
В этой ситуации правые решили, что лучшее – передать власть социал-демократам, способным перевести революцию в мирное русло, и не допустить её перерастания в большевистскую.
В Берлине был создан Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с лидером СДПГ Фридрихом Эбертом, сразу предпринявшим ряд мероприятий:
· Германия провозглашена «социальной Республикой»;
· введены демократические свободы;
· провозглашалась защита частной собственности;
· отменено военное положение;
· 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу близ Парижа в железнодорожном вагоне был заключен мир, что выполнило главное требование народа.
«Спартаковцы» не были довольны результатами буржуазно-демократической революции, продолжая агитировать за её перерастание в социалистическую.
Угроза большевизации революции подтолкнуло социал-демократов к союзу с либералами и армией (т.е. с умеренными и правыми).
Этот шаг позволил реакционному офицерству сохранить свои позиции в стране.
Аристократический принцип формирования офицерского состава армии (Рейхсвера), её самостоятельность (некое «государство в государстве») сделали её мощной политической силой в Германии.
Контролируя большинство Советов, социал-демократы решили изолировать «спартаковцев», созвав Всегерманский съезд Советов.
В ответ на это 30 декабря 1918 г. «Спартак» был преобразован в Коммунистическую Партию Германии (КПГ), начавшую активную работу по агитации рабочих и созданию своих организаций.
Однако они не верили в крестьянство и не включили в свою программу аграрных пунктов, что ограничило их социальную базу.
Экономическое положение послевоенной страны было тяжёлым, что создавало реальную угрозу полевения масс.
В этой ситуации правительство решило, не дожидаясь естественного укрепления коммунистов, спровоцировать их на выступление, подавить его, и затем, уже без коммунистов, провести выборы в Учредительное Национальное собрание, которое и примет Конституцию.
в) январское восстание и его итоги
4 января 1919 г. с поста начальника столичной полиции был смещен левый «независимец» Эйхгарн, что вызвало возмущение левых членов НСДПГ и КПГ, призвавших к демонстрации протеста и всеобщей забастовке.
Стихийно вспыхнувшее выступление было жестоко подавлено, а лидеры КПГ К.Либкнехт и Р.Люксембург зверски убиты.
Это январское восстание с самого начала было обречено:
· во-первых – антиреволюционные силы контролировали всю ситуацию;
· во-вторых – помимо того, что стихийность ослабляла выступление, «независимцы» и коммунисты так и не выработали единого плана;
· в-третьих – выступление оказалось преждевременным, т.к. бóльшая часть рабочих ещё шла за СДПГ и не поддержала левых.
После подавления январского восстания рабочих забастовочное движение в промышленных районах не утихало.
Наиболее революционной оказалась Бавария, где 13 апреля 1919 года была провозглашена Советская Республика во главе с коммунистом Левиным.
Против восставших из Берлина была направлена 60-тыс. армия, которая после кровопролитных боёв захватила Мюнхен и уничтожила Советскую Республику.
Это стало последним актом революции 1918-19 гг. в Германии.
г) Веймарская Конституция 1919 года
Расправившись с левыми, правые и умеренные могли спокойно провести выборы в Учредительное Национальное собрание, которое 31 июля 1919 г. приняло Конституцию.
Конституция закрепляла республиканскую форму правления и федеративное государственное устройство.
Каждый субъект федерации (земля) имел свой законодательный орган власти – ландтаг (земельный парламент).
Высшую законодательную власть осуществлял общегерманский парламент – Рейхстаг.
Главой исполнительной власти провозглашался президент, который назначал главу правительства – канцлера.
Выборы в Рейхстаг дали большинство социал-демократам, а 1-ым президентом буржуазной Веймарской республики (названа так по месту принятия Конституции г. Веймар) стал Ф.Эберт.
Германская Конституция явилась идеалом либерализма и демократии, но 48 статья, в случае введения военного положения, наделяла президента диктаторскими полномочиями, что в дальнейшем и позволило, внешне законно, уничтожить демократическое правление в Германии.