Основные виды и группы налогов

Основу систем налогообложения составляют прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену (в виде надбавки к ней, либо в качестве составной части издержек обращения). Предполагается, что прямые налоги полностью оплачивают владельцы облагаемых доходов имущества, а косвенные - конечные потребители продукции (хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной продукции).

Российская налоговая система с момента её образования в 1992 году базируется, в основном, на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых являлось стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в её стимулирующем аспекте, отходила на второй план.

Косвенные налоги, являясь регулятором спроса, влияют, в первую очередь, на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие опосредовано, через колебания спроса. В условиях рынка косвенные налоги в полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного потребителя, что снижает регулирующий эффект таких налогов в отношении производства.

Прямые налоги, взимаемые как доля налоговой базы (прибыль, доход) в меньшей мере, чем косвенные, способны к переложению.

Активизация регулирующей функции налогов в аспекте стимулирования производства является одной из приоритетных задач экономической политики российского государства в ближайшие годы.

В странах с рыночной экономикой прослеживается чёткая взаимосвязь между распределением налогов на прямые и косвенные и уровнем экономического развития (и, соответственно, уровнем жизни населения) этих стран.

Чем ниже этот уровень, тем большую долю в общем, объёме налогов составляют косвенные налоги. По примерным оценкам, ныне в развивающихся странах доля косвенных налогов в общем, объёме собираемых налогов составляет 60-70%, а в развитых - 30-40 %.

Однако, до Второй мировой войны в большинстве развитых стран в условиях низкого жизненного уровня населения доля косвенных доходов колебалась от 2/3 (Германия, Япония) до 3/4 (Франция, Италия). В США же огромную роль играет мощный общественный настрой против косвенного налогообложения, поэтому косвенные налоги составляют 1/3 всех собираемых налогов, а прямые - 2/3

Налоговое бремя - это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведённого обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По некоторым оценкам уровень налоговой нагрузки западноевропейских государств в настоящее время находится в пределах 45-50% валового внутреннего продукта (ВВП), который, по теоретическим представлениям близок к предельному уровню. Величины налоговой нагрузки в России и других странах приведены в приложении 6.

Виды нагрузок представлены схемой приложения 4. Классификация российской системы налогов представлена в приложении 5. Стабильность налоговой системы характеризует не только длительное постоянство состава налогов, условий их сбора, но и чёткое разграничение налогов по звеньям (уровням) государственного управления. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлены принципы взаимовыгодных фискальных взаимоотношений.

Федеральные налоги, например в США, представляют собой обособленную систему, самостоятельны также и налоговые системы штатов и муниципалитетов.

В то же время действует и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающихся в дополнительном привлечении доходов.

Регулируются и доходы местных бюджетов. наиболее централизованной считается налоговая система Японии, но и там, за счёт центральных налогов финансируется развитие административных единиц по чётко отработанным правилам, преимущественно в разрезе общенациональных программ развития.

Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства: в унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных - отдельные налоги закреплены по уровням власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

В России налоговые полномочия федерального центра и регионов (субъектов РФ) определены Конституцией Российской Федерации .

В Налоговом Кодексе РФ утверждён закрытый перечень федеральных, региональных местных налогов).

Федеральные налоги - налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны.

Основными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налоги регионов (субъекты Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются также как и федеральные налоги на всей территории РФ.

К ним относятся:

- налог на имущество предприятий;

- лесной налог;

- сбор на нужды общеобразовательных учреждений с юридических лиц.

Среди местных налогов и сборов, в зависимости от компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости, продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые законодательной властью и действующие на всей территории РФ в обязательном порядке;

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- сбор на право торговли и остальные налоги и сборы, вводимые специальными решениями органов местного самоуправления и действующие лишь на их территории;

- сбор за парковку автомобилей;

- сбор на содержание милиции;

- сбор на благоустройство территорий и другие сборы.

По использованию различают общие налоги, которые обезличены и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий и специальные налоги - налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных материалов» поступает в дорожные фонды.

Рассмотрим наиболее важные для бюджета виды налогов :

1. Налог на добавленную стоимость.

Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной) экономикой, как Россия служит налог на добавленную стоимость (НДС).

С 1996 года НДС обеспечивает до половины всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и более трети - в консолидированный бюджет .

В настоящее время НДС является главным источником пополнения казны российского государства. НДС представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг). НДС - налог на приобретение, как и все косвенные налоги, он крайне перелагаем, поэтому несправедлив, антисоциален.

Вместе с тем НДС - наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней, так как он препятствует налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учёте величины облагаемой базы.

В большинстве стран Евросоюза НДС является ныне единственным налогом на потребление и взимается в стране - изготовителе. Ставка налога колеблется от 15 (Германия) до 25% (Дания, Швеция). Что касается западно- европейских стран, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии - 23%, Швейцарии - 6,5%). В США, где НДС не используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам от 3 до 8,25%; в Канаде ставка НДС составляет 7,5-8%, в Японии - 3% .

В целом по развитым странам налоги на потребление составляют около 28% всех налоговых поступлений

Налог на прибыль предприятия.

Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.) и действующий с 1 января 1992 года.

Во многих странах ставки налога на прибыль корпораций превышают ставки российского аналогичного налога. Это наблюдается в Германии, Швеции, Дании и других странах.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРг, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от её размера. В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой идёт снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 году в виде налогов более 45% своей прибыли, в 1996 г. - около 30%, то в 2001 году - 24%, в том числе налог на прибыль - около 8-10%.

Налог на прибыль в России, как и во всём мире, имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее.

Это важный источник дохода Российского бюджета. В консолидированном бюджете, объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше 1/3 всех поступлений.

Однако, многим российским экономистам отмечается достаточно много негативных факторов завышения налогообложения прибыли. Чрезмерная налоговая нагрузка привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины функционирующих предприятий страны стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем вдвое - до 10-16%, с 1992 года - на 15,78%.

Подоходный налог с физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из основных федеральных доходов. Поступления в бюджет сумм налога растут. так, за 2000 год они составили 174,2 млрд. рублей, а за 2001 год - 255,5 млрд. рублей или 146,7% к 2000 году.

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 года в структуре консолидированного бюджета занимает четвёртое место (после единого социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 году. Акцизы.

Особая группа косвенных налогов - акцизы, за сёт которых мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений в российскую казну. По своей природе акцизы близки к налогам на потребление, особенно налогу на продажу. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определённых специфических частей. Например, базовыми товарами, облагаемыми акцизами, являются алкогольные напитки и табачные изделия, нефть и бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья.

Акцизы используются для обложения и некоторых других товаров, как правило, с чисто фискальными целями.

Можно выделить два единых признака отбора: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (соль, сахар, бензин); либо товары элитного спроса (меховые изделия, ювелирные изделия).

В странах с рыночной экономикой за счёт акцизов мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений.

Например, в США акцизы собираются во всех трёх бюджетных уровнях, но особенно в штатах; ныне в ряду акцизных товаров, наряду с алкогольной и табачной продукцией, остаются бензин, телефонные услуги, услуги авиалиний и другие.

Наши рекомендации