Тарифы автомобильного транспорта
Тарифы автомобильного транспорта на грузовые перевозки зависят, во-первых, от вида груза, которые делятся на четыре класса, например: 1-й - это сыпучие грузы (песок, гравий, раствор и т.д.), в которых главное значение имеет вес, 4‑й класс - определяющее значение имеет объем груза (изоляционные материалы, овощи навалом и т.д.).
Во-вторых, на уровень тарифа влияет зональный фактор. Вся территория Российской Федерации разбита на 8 зон, в зависимости от которых тарифы увеличиваются. Коэффициенты изменяются от 1 - Центральная часть Европейской России, Черноземный центр, Краснодарский, Ставропольский края до 1.87 - самые труднодоступные районы Магаданской области, Чукотки, высокогорные районы Кавказа. В этих коэффициентах учитываются природно-климатические условия, повышенный расход горюче-смазочных веществ.
В-третьих, тарифы делятся по основному тарифообразующему признаку. В этом смысле они делятся на сдельные и повременные. Сдельные, когда оплата идет за каждый тонно-километр провоза груза. Неудобство сдельных тарифов заключается в необходимости вести учет простоев автотранспорта, составлять специальные акты. Здесь возможно множество приписок, когда во избежание заполнения актов простоя производят приписки тонно-километров, продавая на сторону излишки горюче-смазочных материалов. Если перевозка груза по вине заказчика не состоялась, то он оплачивает холостой пробег автомобиля, исходя из покилометрового пробега. В рыночной экономике, когда приписки стали невыгодными, сдельные тарифы мало используются. Наиболее широко в настоящее время применяются повременные тарифы, когда плата устанавливается за час пользования транспортом независимо от того, перевозит он грузы или нет. Если на предприятии или в фирме существуют стандартные, массовые перевозки, которые ежедневно повторяются, то рассчитывается специальный тариф за каждую ездку. Например, из карьера возится на предприятие песок, с угольного разреза на электростанцию возят уголь и т.д. Такой способ облегчает учет и расчеты за перевоз грузов.
В-четвертых, тарифы дифференцируются по видам транспорта. В этом случае используются два критерия: 1 - транспортные средства общего пользования. В них тарифы различаются в зависимости от грузоподъемности автотранспорта, в этом смысле имеется специальная система коэффициентов: от 0.8 до 1.2. Чем грузоподъемность выше, тем тариф выше; 2 - транспортные средства специального назначения: автомашины-холодильники, морозильники, молоко-, бензо-, гудроновозы, дункеры и т.д. Как правило, тариф на эти виды средств строится в зависимости от времени их использования.
В-пятых, как сдельные, так и повременные тарифы дифференцируются от того, проводятся ли перевозки в городе или в сельской местности. Вопрос состоит в том, что скорость при поездке за городом намного выше, чем в городе, поэтому расход горючего значительно ниже, а это намного снижает уровень тарифа, так как влияние стоимости ГСМ является определяющим фактором.
Второй частью транспортного тарифа является стоимость погрузочно-разгрузочных работ. Тарифообразующими здесь являются два фактора: вид груза, при этом применяется та же классификация, что и при перевозке; и способ погрузки и разгрузки: самосвальный или нет. Свою особенность имеют тарифы на дальнерейсные международные перевозки грузов, наряду с расстоянием, значительной составляющей в них входят такие элементы, как страхование груза, оплата суточных водителям, при этом во всех случаях, если водитель выполняет обязанность экспедитора, то его оплата повышается на 20%, оплата растет, если он выполняет обязанности грузчика.
Тарифы на пассажирские перевозки по междугородным маршрутам утверждаются Минавтотрансом, по внутренним - администрациями соответствующих территорий. Как правило, они или убыточны, или низкорентабельны, поэтому из бюджета территорий выплачивается дотация. Уровень тарифа зависит от расстояния перевозки и степени комфортности автобуса. Тариф на мягкий автобус примерно на 11% выше, чем на жесткий.
Мы подробно разобрали тарифы по железнодорожному и автомобильному транспорту потому, что именно они являются наиболее массовыми, ими пользуются многие предприятия и фирмы и знать их сущность, тарифообразующие факторы необходимо как финансовому менеджеру, так и бухгалтеру, и маркетологу. Имеют свои особенности тарифы на речной, морской, воздушный, трубопроводный виды транспорта, однако здесь мы их не рассматриваем.
Тарифы связи
Связь является отраслью, которая в большинстве своем оказывает услуги, имеющие общероссийское значение. Ее продукцией является передача информации в пространстве в той или иной форме. Однако, наряду со своей основной деятельностью, связь осуществляет часть торговых и посреднических функций. Так, через связь осуществляется доведение до потребителей книг, журналов, газет, продажа канцелярских товаров и другой мелочи, связь оказывает финансовые услуги по доставке пенсий и т.д. Особенностью тарифов связи является, во-первых, разнообразие базы расчета: за вес (посылки, бандероли), за расстояние (письма), за время (телефонные, ретрансляционные услуги), количество слов (телеграммы), количество страниц (факсовая, телетайповая связь) и т.д.
Во-вторых, расстояние выступает основным тарифообразующим фактором во всех видах связи. Так, по почтовым отправлениям тарифы дифференцируются по 5 поясам, внутри которых они зависят еще от расстояния. Междугородные телефонные услуги делятся на местные, внутрироссийские, международные, а внутри каждого вида они зависят от расстояния, и т.д.
В-третьих, для тарифов связи характерно большое количество сборов за дополнительные услуги: за извещение о прибытии почтового отправления, доставку его на дом, извещение или сообщение телеграммы получателю, извещение о доставке почтового отправления получателю и т.д.
В-четвертых, в тарифах связи имеется большое количество льгот или, наоборот, повышенных тарифов при наличии особых условий доставки. Например, широко известны льготы при оплате телефонных разговоров в ночные часы, праздничные и выходные дни, повышение тарифов за скорость доставки, праздничные и предпраздничные отправления на специальных бланках.
В-пятых, имеется система социальных льгот для отдельных групп населения: инвалидов и участников войны, инвалидов I и II групп, ветеранов труда и т.д.
В-шестых, тарифы на услуги связи, имеющие общероссийское значение, устанавливаются централизованно Министерством связи, при этом они подпадают под естественную монополию и поэтому регулируются государством. Тарифы на услуги связи, имеющие местное значение, разрабатываются и устанавливаются территориальными компаниями. Однако, если это касается населения, то часть тарифов устанавливается местными администрациями, которые, как правило, не компенсируют затрат, поэтому дотируются из бюджета.
Например, тарифы за телефон бывают в виде помесячной твердой ставки и повременной платы, которая состоит из двух элементов: пониженной твердой платы и оплаты времени разговоров сверх минимальных. Они утверждаются местными администрациями с выплатой дотаций. Абонементная плата за телефон дифференцирована по 4 видам: индивидуальное пользование, коллективное, блокираторное, тарифы предприятий и организаций. Отдельно формируется тариф за разговоры по телефонам-автоматам. Существуют отдельные тарифы за установку телефонов, за подключение телефонной сети предприятий и организаций к общей сети. Введена система сборов за переадресовку телефонов, установку дополнительных аппаратов, сотовую и пейджинговую связь и т.д. Имеется большая система социальных и других льгот.