Антимонопольное регулирование
Монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Это означает, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции. Если свободная конкуренция была характерна для эпохи классического капитализма, то на стадии индустриального производства и в период становления финансового капитала она уступила место монополиям. Монополизация явилась закономерным следствием большого скачка в индустриализации производства под воздействием научно-технического прогресса, концентрации и централизации производства и капитала.
Для модели рынка «чистая монополия» характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которого нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену, изменением предложения продукта, фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует вход в свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.
В разных странах в разные периоды в экономике возникают различные виды монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяют:
а) чистую монополию – единственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Примером чистой монополии может служить «Водоканал» – организация, снабжающая водой потребителей в России;
б) монопсонию – чистую монополию одного покупателя ресурсов, товаров. Примером монопсонии является случай, когда государство выступает единственным покупателем ракетно-космической продукции.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают:
а) естественную монополию, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и др.). Часто барьером для проникновения других фирм на монополизированный рынок является собственность на важнейшие виды ресурсов. Например, компания «Де Бирс» безраздельно владеет большинством алмазных рудников. К естественным монополиям также относят целые отрасли инфраструктуры, имеющие важное стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).
Существование естественных монополий в значительной мере оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства (эффект экономии). Здесь создаются товары с меньшими затратами ресурсов по сравнению с теми, которые потребовались бы на более мелких аналогичных фирмах;
б) легальную монополию, образующуюся на законном основании (их называют «защищенными» от конкуренции). Большинство монополий создаётся правительством через один из его видов деятельности, в том числе:
– патентную систему. Под патентом понимается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей;
– охрану авторских прав, согласно которому авторы получают исключительное право продавать или тиражировать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
– государственную регистрацию торговых знаков – специальных рисунков, названий, символов, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки);
в) искусственную монополию – объединение предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эта монополия намеренно меняет структуру рынка:
- создаёт барьеры для вхождения в отрасль новых фирм;
- ограничивает доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- создаёт очень высокий уровень технологии;
- применяет более крупный капитал, дающий большой эффект от роста масштабов производства;
- организует дорогостоящую рекламную кампанию.
Правила поведения монополистических объединений на рынке отличаются от тех правил, которые имеют место в условиях свободной конкуренции, принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким образом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
В отличие от участников конкурентного рынка фирмы-монополисты сами по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию.
Господствующие на рынке фирмы используют в качестве основного инструмента манипулирования монопольную цену. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.
С. Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи (США) в учебнике «Экономика» так раскрывают механизм монополистического ценообразования: «Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную, и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то и для монополиста не существует кривой предложения».
Однако надо заметить, что когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.
Имеются четыре правила установления монопольной цены.
Первое правило. Фирма устанавливает монопольно высокую цену на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объем производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 5.1).
Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее монополией цена равновесия Pе образовалась на уровне точки равновесия Е, где пересекаются кривые спроса и предложения. При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Qе. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает объем выпуска до величины Qm. Это в конце концов позволяет установить монопольно высокую цену Pm.
Рис. 5.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии
Второе правило. Монополия устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые ею у поставщиков. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается за счет искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких фермеров. Наглядно их поведение представлено на графике (рис. 5.2).
Как было указано выше, спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса, имеющая горизонтальный вид, или кривая абсолютно эластичного спроса. Она показывает, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене Р, которая определяется общим отраслевым спросом и предложением.
Допустим, что в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесия цена Ре устанавливается на уровне точки равновесия Е при пересечении кривых спроса и предложения. Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Qe. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Qm, устанавливается монопольно низкая цена Pm.
Рис. 5.2. Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии
Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания избытка реализуемой продукции.
Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую дань посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое поведение характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
Четвертое правило. Фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а значит, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты и, как говорится, «кладут их под сукно» – не допускают их применения в производстве. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Поэтому даже в правовом демократическом государстве не может не возникать противодействие монополизации рынков.
В целях получения дополнительного дохода монополии могут применять ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на разных рынках за разную цену. Она бывает двух видов:
– разные условия покупки товара или оплаты услуги в зависимости от количества приобретаемого блага (например, установление льготных цен для оптовых покупателей);
– дискриминация среди покупателей, т.е. продажа одинакового товара на разных рынках или в разное время по разной цене (например, сезонные распродажи по сниженным ценам или открытие специализированных магазинов для богатых или, наоборот, малообеспеченных слоев населения, где торговля ведется по специальным ценам в соответствии с возможностями покупателей).
Чтобы фирма имела возможность осуществлять ценовую дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий:
1) продавец должен контролировать цены, т.е. обладать монопольной властью;
2) должны быть ограничены возможности перепродажи товаров покупателями, получившими их по низким ценам, людям, готовым их купить по высоким ценам;
3) продавцу необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене, т.е. сегментировать рынок.
Последствиями применения ценовой дискриминации монополиями являются:
а) увеличение прибыли за счет покупателей. При этих условиях каждая единица товара (услуги) реализуется по максимальной цене, т.е. по цене спроса, что позволяет монополисту присваивать весь потребительский излишек как излишек производителя;
б) выгодность увеличения объема продукции. Монополии выгодно предлагать такое же количество продукции, как и на конкурентном рынке.
Поскольку целью монополии является получение максимальной прибыли, то она может достичь ее, когда будет производить продукцию в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС=МR).
Целью регулирующих организаций на правительственном уровне, которые выдали лицензию монополии, является заставить произвести ее как можно больше продукции и услуг, чтобы организовать обслуживание покупателей по средней цене.
Основные цели антимонопольного регулирования следующие:
· контроль за поведением монополий на рынке для снижения высоких монопольных цен до уровня регулируемых, недопущение тайного или явного сговора крупных фирм по установлению цен, намного превышающих общественные издержки;
· запрещение объединения, слияния и поглощения крупными фирмами средних и небольших фирм, чтобы обеспечить децентрализацию и эффективное использование ресурсов и общественного богатства.
Антимонопольное регулирование имеет уже вековую историю. Начало ему было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г. и направленным против многочисленных объединений монополистов в форме трестов. На этом основании антимонопольные законы в США принято называть антитрестовскими. Закон Шермана провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничения торговли, создание союза фирм и вступление в сговор с той же целью. Закон предоставил право правительству или потерпевшей стороне возбуждать судебное дело против тех, кто совершил такие преступления. Это далеко не единственный законодательный акт США, ограничивающий власть монополий.
В России целый ряд факторов способствовал чрезмерной монополизации экономики. К ним относятся: наличие административно-командной системы управления в СССР; устойчивый и массовый дефицит, который обострял конкуренцию потребителей и превращал всех производителей в монополистов; концентрация и специализация производства. Государство не только не боролось с монополизмом, а всячески поддерживало его.
Одним из важнейших направлений экономических реформ при переходе нашей страны к рыночным отношениям стала демонополизация экономики и развитие конкуренции. Важное значение в борьбе с монополизмом имеют административные меры: разгосударствление и приватизация государственной собственности, принятие антимонопольного законодательства, в частности Федеральных законов РФ «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.), «О естественных монополиях» (1995 г.). В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности в России создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение (крупным слиянием признается такое, при котором приобретается контрольный пакет акций или более 35% акций). МАП может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскании штрафов за нарушение правовых норм, регламентирующих конкурентные отношения.
Помимо административных мер государство в борьбе с монополиями использует экономические меры: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, малого и среднего бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, государственных заказов); привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.
Несовершенная конкуренция
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в экономике появляются и другие виды рыночных структур – рынки несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену. Это рынки, в которых не выполняется хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не складывается и другая крайняя ситуация – чистая монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном состоянии между этими противоположностями. Разновидностями таких рынков, в частности, являются монополистическая конкуренция и олигополия. Различия этих рыночных структур представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2