Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔТ, то располагаемый доход Yd = Y - Т возрастает на величину ΔТ (см. рис. 2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔТxb, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину , где мультипликатор налогов.
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
налоги снижаются на ΔT↓ =>
=> располагаемый доход увеличивается на ΔТ↑ =>
=> потребление увеличивается на bxΔT↑ =>
=> совокупные расходы увеличиваются на bхΔТ↑ =>
=> совокупный доход увеличивается на bxΔT↑ =>
=> потребление увеличивается на b(bхΔТ)↑ =>
=> совокупные расходы увеличиваются на b2xΔT↑ =>
=> совокупный доход увеличивается на b2хΔТ↑ =>
=> потребление увеличивается на b(b2хΔТ) ↑=> и т.д.
Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид
T = tY, где t — предельная налоговая ставка.
В этом случае функция потребления имеет вид:
С = а + b (Y- tY) = а + b (1 - t)Y, а модель налогового мультипликатора принимает вид
, где
mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид T=Ta+tY, где
Та — автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налога на недвижимость, наследство и т.д.); t — предельная налоговая ставка.
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид С = а + b[Y - (Та + tY)].
В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид
— мультипликатор налогов в открытой экономике.
При этом суммарное изменение дохода ΔY в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG, где под символом ΔТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ΔG — все изменения расходов бюджета.
Если, например, государственные расходы возросли на ΔG, то равновесный объем производства возрастет на величину
Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ΔТа = ΔG, то равновесный объем выпуска снизится на величину
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора госрасходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.