Регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне государства

Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, определены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ «Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется целой системой органов государственной власти. Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности — защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.

В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку государственная система прямого административного управления предприятиями претерпела глубокие изменения. Произошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся в основном на экономические и правовые рычаги. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести, прежде всего, общеэкономические законы, например законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности», налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности, например: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании», «Об экспортном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О международном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной пласта, принимающих участие в регулировании внешнеэкономической деятельности в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению ВЭД он работает в тесном контакте с Правительством. Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

В соответствии со сложившейся системой управления внешне­экономическим комплексом России должен быть орган, на который на основании действующего законодательства Правительством РФ непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в государстве. За 1995-2000 гг. название органов федеральной исполнительной власти и их количество менялись несколько раз. До сентября 1998 г. таким органом было Министерство внешнеэкономических связей и торговли, после этого — Министерство торговли, а с мая 2000 г. - Министерство эко­номического развития и торговли Российской Федерации(Минэко­номразвития России), которому переданы функции упраздненных Министерства торговли, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства по делам Содружества Независимых Государств. В 2004 г. в состав Минэкономразвития России была введена Федеральная таможенная служба (бывший Государственный таможенный комитет РФ). Органом, который на основании действующего законодательства Правительством РФ непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в государстве является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации(Минэкономразвития России).

Главной задачей Министерства экономического развития и торговли РФ в области ВЭД является координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности Министерство осуществляет следующие функции:

- разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с участниками СНГ и другими бывшими республиками СССР, осуществлению совместных проектов и программ;

- разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;

- подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, в том числе с государствами СНГ, осуществляет совместно с МИД РФ координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами, услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;

- подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, применяет, в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование экспорта/импорта товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях и определяет в установленном порядке квоты на экспортные поставки стратегических видов продукции;

- участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;

- является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области контроля и координации проведения конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов юридических лиц.

Существующая в настоящее время в России система органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Генеральное направление такой политики составляет дальнейшая интеграция России в мировую экономику, использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в условиях формирования устойчивых рыночных отношений.

Наши рекомендации