Выпуск нерыночных услуг
Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются по фактическим текущим расходам на оказание этих услуг с добавлением потребления основного капитала. К текущим расходам относятся материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства, расходы на зарплату и др.
Любые капитальные затраты (на покупку и капитальный ремонт оборудования, на капитальное строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий и сооружений) к текущим затратам и, следовательно, к величине выпуска не относятся. Чистая прибыль в случае производства нерыночных товаров и услуг всегда принимается равной нулю.
Выпуск нерыночных услуг в секторах государственных учреждений и негосударственных некоммерческих организаций определяется по сумме текущих затрат на оказание этих услуг. Даже если такая продукция или услуги не предоставляются абсолютно бесплатно, а продаются по социально ориентированным, низким, контролируемым в административном порядке ценам, взимаемые цены могут не отражать ни относительные производственные затраты, ни соотношение спроса и предложения, ни качество предоставляемых услуг. Поэтому такие цены не имеют экономической значимости и не могут использоваться для оценки выпуска. К текущим затратам относятся:
• затраты на промежуточное потребление;
• оплата труда наемных работников;
• потребление (износ) основного капитала;
• чистые налоги на производство.
Государственные учреждения и некоммерческие организации могут быть заняты одновременно и в рыночном, и в нерыночном производстве. В этих случаях расчет должен вестись по отдельным заведениям, но это не всегда возможно. Таким образом, нерыночное учреждение может иметь какие-то денежные поступления от случайных продаж рыночной продукции, произведенной в результате вторичной деятельности, например, от взимания платы за оформление справок и т.д. В этом случае стоимость рыночного выпуска будет определяться по стоимости случайных продаж, а нерыночного - как разница между суммой всех затрат и стоимостью рыночного выпуска.
Следует также четко различать и другие виды выплат, которые осуществляют государственные и некоммерческие организации. Например, через пенсионный фонд, который, контролируется государством и потому относится к сектору государственных учреждений, идут выплаты пенсий пенсионерам. Это весьма значительные суммы. Но они не имеют прямого отношения к размеру услуг, оказываемых этим фондом. Размер собственно услуг пенсионного фонда определяется по текущим затратам на содержание его аппарата, на осуществление операций по распределению и доставке пенсий. Сами же пенсии относятся к социальным трансфертам, отражаются в счете распределения вторичных доходов и никак на размер выпуска пенсионного фонда не влияют.