Закон Китайской народной республики о хозяйственном договоре (1981 г.)

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Настоящий Закон разработан в целях охра­ны законных интересов сторон, заключивших хозяйствен­ный договор, защиты социально-экономического порядка, повышения эффективности экономики, обеспечения вы­полнения государственных планов и содействия развитию социалистической модернизации.

Статья 2. Хозяйственный договор есть соглашение, заключенное между юридическими лицами для осуществ­ления конкретных экономических целей и четкого опреде­ления взаимных прав и обязанностей.

Статья 3. Хозяйственный договор должен заключаться в письменной форме, кроме случаев, когда расчет произво­дится немедленно. Согласованные сторонами документы, телеграммы и графики относительно внесения изменений в договор также являются составными частями договора.

Статья 4. Заключение хозяйственных договоров необ­ходимо производить с соблюдением законов государства и в соответствии с требованиями государственной политики и государственных планов. Никакие хозяйственные еди­ницы или отдельные лица не вправе использовать договор для противозаконной деятельности, нарушения экономи­ческого порядка, подрыва государственных планов, нане­сения ущерба государственным и общественным интере­сам, извлечения незаконных доходов.

Статья 5. При заключении хозяйственных договоров необходимо соблюдать принципы равноправия и взаимной выгоды, взаимной договоренности и эквивалентной ком­пенсации. Ни одна сторона не вправе навязывать свою волю другой стороне, никакие хозяйственные единицы или отдельные лица не вправе осуществлять незаконное вме­шательство.

Статья 6. Хозяйственный договор после того, как он был заключен в соответствии с законом, приобретает за­конную силу. Стороны должны полностью выполнять обязательства, определенные договором. Ни одна сторона не вправе самовольно вносить изменения в договор или расторгать его.

Статья 7. Недействительными являются следующие хозяйственные договоры:

1) договор, противоречащий закону, а также государ­ственной политике или планам;

2) договор, заключенный с помощью обмана, угроз и т. п.;

3) договор, заключенный уполномоченным лицом с превышением своих полномочий, равно как и заключен­ный им с самим собой от имени другой стороны или дру­гих лиц;

4) хозяйственный договор, противоречащий государст­венным или общественным интересам.

Недействительные хозяйственные договоры не имеют юридической силы с момента их заключения. Если хозяй­ственный договор признан частично недействительным и это не влияет на остальную его часть, то остальная часть договора остается действительной.

Право признания хозяйственного договора недействи­тельным принадлежит органам, осуществляющим кон­троль за выполнением договоров, и народным судам.

Статья 8. Настоящий Закон применим к договорам о закупке и сбыте, подряда на строительные работы, о за­казах на переработку, перевозки грузов, о снабжении электроэнергией, хранения продукции, аренды имущест­ва, кредитования, страхования имущества, о научно-техническом сотрудничестве и к другим хозяйственным дого­ворам.

Глава 2. Заключение и выполнение хозяйственных договоров.

Статья 9. Хозяйственный договор считается подготов­ленным при достижении обеими сторонами в соответствии с законами и путем соглашения единого мнения по основ­ным статьям договора.

Статья 10. Лицу, уполномоченному заключить договор, необходимо предварительно получить свидетельство от уполномочивающей организации, затем подписать договор от имени данной организации в пределах своих полномо­чий. Лишь после этого у указанной организации непосред­ственно возникают соответствующие права и обязанности.

Статья 11. При заключении хозяйственных договоров относительно продукции и показателей установленных государством планов необходимо учитывать соответствую­щие плановые задания. Если при заключении договора стороны не могут прийти к единому мнению, то вопрос решается вышестоящими компетентными плановыми органами обеих сторон. При заключении хозяйственных договоров относительно продукции и установленных госу­дарством плановых показателей учитываются показатели государственных планов в сочетании с конкретной обста­новкой в данной организации.

Статья 12. Хозяйственный договор должен включать в себя следующие основные статьи:

1) объект договора (имеются в виду продукция, за­траты труда, объекты строительства и т. д.);

2) количество и качество;

3) денежные затраты пли денежные вознаграждения;

4) срок, место и методы исполнения;

5) ответственность за нарушение договора.

Статьи, соответствующие предписаниям закона или на­личие которых обязательно в связи с характером хозяй­ственного договора, а также статьи, наличие которых обязательно в связи с требованиями одной из сторон, так­же являются основными статьями хозяйственного дого­вора.

Статья 13. Если обязательства, вытекающие из хозяй­ственного договора, выполняются в форме денежных рас­четов, расчет и оплата производятся в юанях, за исключе­нием случаев, предусмотренных законом.

Кроме случаев, в которых государство разрешает вы­полнять обязательства наличными денежными суммами, перечисления необходимо производить через банк.

Статья 14. Одна из сторон может выплатить другой установленный задаток. После выполнения хозяйственно­го договора, задаток возвращается или переводится в сум­му платежа.

Если сторона, внесшая задаток, не выполняет договор, она не имеет права требовать возвращения задатка. Если сторона, принявшая задаток, не выполняет договор, она должна вернуть задаток в двойном размере.

Статья 15. Если одна из сторон, заключивших хозяй­ственный договор, требует гарантии, то поручительство может взять на себя организация-гарант. Организация-га­рант гарантирует выполнение договора одной из сторон. При невыполнении договора этой стороной организация-гарант несет ответственность за возмещение ущерба.

Статья 16. После признания хозяйственного договора недействительным имущество, полученное одной из сто­рон в соответствии с данным договором, должно быть возвращено другой стороне. Виновная сторона должна возместить ущерб, понесенный другой стороной. Если виновны обе стороны, каждая из них несет надлежащую ответственность.

Если заключение договора, противоречащего интере­сам государства или общественным интересам, было преднамеренным с обеих сторон, то имущество, которое было присвоено обеими сторонами или должно быть присвоено ими по договору, подлежит передаче в государственную казну. Если преднамеренность была лишь с одной сторо­ны, то она должна возвратить другой стороне получен­ное от нее имущество; та сторона, действия которой были непреднамеренными, должна передать имущество, кото­рое ею получено или должно быть получено в соответст­вии с договором от партнера, в государственную казну.

Глава 3. Изменение и аннулирование хозяйственного договора.

Статья 27. При возникновении любой из следующих ситуаций разрешается внести изменения или аннулиро­вать хозяйственный договор, если:

1) обе стороны пришли к соглашению путем консуль­таций и это не наносит ущерба интересам государства и не влияет на выполнение государственных планов;

2) государственный план, на основании которого за­ключен хозяйственный договор, пересмотрен пли аннули­рован;

3) одна из сторон вследствие закрытия предприятия, приостановки производства или перехода на другой вид продукции действительно неспособна выполнить хозяйст­венный договор;

4) непреодолимы препятствия или факторы, которые неспособна преодолеть одна из сторон, хотя это произо­шло и не по ее вине, что привело к невозможности даль­нейшего выполнения хозяйственного договора;

5) выполнение хозяйственного договора стало ненуж­ным вследствие нарушения договора одной из сторон.

Одновременно с требованием о внесении изменении или аннулировании хозяйственного договора одна из сторон должна заблаговременно поставить другую сторону в из­вестность. Если одна сторона понесла ущерб вследствие изменения или аннулирования хозяйственного договора, то несущая ответственность сторона обязана возместить ущерб.

Если одна из сторон в результате реорганизации была объединена или разделена, то образовавшаяся после реор­ганизации сторона берет (или стороны раздельно берут) на себя обязательства по выполнению договора и пользу­ется соответствующими правами.

Статья 28. Уведомление или соглашение об изменении или аннулировании хозяйственного договора должно быть оформлено в письменном виде (включая документы, теле­граммы и т. п.). До достижения соглашения прежний хозяйственный договор остается в силе.

Статья 29. Если изменение или аннулирование хозяй­ственного договора затрагивает продукцию или положе­ния, включенные в государственные директивные планы, то перед подписанием соглашения его следует представить на утверждение отраслевому компетентному органу, опре­делившему данный план.

Статья 30. Предложение и ответ относительно измене­ния или аннулирования хозяйственного договора вносятся в течение срока, определенного по соглашению обеих сторон или соответствующим компетентным органом.

Статья 31. Хозяйственный договор после его подписания не может быть изменен или аннулирован в связи со сме­ной подрядчика или его представителя, назначенного в соответствии с законом.

Глава 4. Ответственность за нарушение хозяйственного договора.

Статья 32. Если по вине одной из сторон хозяйствен­ный договор не может выполняться или не может выпол­няться в полной мере, виновная сторона несет ответствен­ность за нарушение договора. Если в нарушении виновны обе стороны, то обе стороны каждая в отдельности песет соответствующую долю ответственности в зависимости от конкретной обстановки.

Лиц, несущих прямую ответственность за пренебре­жение служебными обязанностями, должностные преступ­ления и другие противозаконные действия, приведшие к серьезным происшествиям или нанесению крупного ущер­ба, следует привлекать к материальной, административ­ной вплоть до уголовной ответственности.

Статья 33. Если хозяйственный договор не может вы­полняться или не может выполняться в полной мере по вине вышестоящего руководящего органа или отраслевого компетентного органа, то вышестоящий руководящий opгaн или отраслевой компетентный орган должен нести ответственность за нарушение договора. Сначала нару­шившая договор сторона в установленном порядке выпла­чивает другой стороне денежную компенсацию за наруше­ние договора или за нанесенный ущерб, затем меры принимает вышестоящий руководящий орган или отрасле­вой компетентный орган, который должен нести ответ­ственность.

Статья 34. Если одна из сторон не может выполнять хозяйственный договор в силу непреодолимых препятст­вий, она должна своевременно известить другую сторону о причинах невозможности выполнения или необходимо­сти отсрочки или частичного выполнения хозяйственного договора. После получения подтверждения от соответст­вующих компетентных органов допускается отсрочка выполнения, частичное выполнение или отказ от выполне­ния и частичное или полное освобождение от ответствен­ности за нарушение договора в зависимости от обстоя­тельств.

Статья 35. Если одна из сторон нарушила хозяйствен­ный договор, она обязана выплатить другой стороне де­нежную компенсацию за нарушение договора. Если нанесенный другой стороне вследствие нарушения догово­ра ущерб превышает денежную компенсацию за нарушение договора, следует возместить недостающую часть. В случае требования одной из сторон другая сторона должна продолжать выполнение договора.

Статья 36. Денежная компенсация за нарушение дого­вора или за нанесенный ущерб отчисляется из основного фонда предприятия, фонда прибылей или от суммы под­рядных работ; при этом запрещается ее причисление к себестоимости. Административные и хозяйственные еди­ницы должны выделить суммы из сэкономленной части средств, предусмотренных сметой на подрядные работы.

ПЕРУ

Наши рекомендации