Вопрос №19. Системный подход как основа современной методологии теории управления.
Теория систем создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений. Организационные системы подразделяют на закрытые и открытые. Закрытая организационная система – система, не имеющая связи со своей внешней средой, она не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами. Открытая организационная система имеет связи с внешней средой.
Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде информации, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть ресурсов преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.
Любая организация функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, которые тоже взаимосвязаны и взаимодействуют.
Нарушение функционирования в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях.
Основные понятия и характеристики общей теории систем.
Границы системы – это различные материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды. Каждая система является частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.
Элементы. Любая система независимо от открытости определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними определяют свойства системы.
Вход – преобразование – выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т.е. что необходимо производить, с какими показателями качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.
Синергия (в переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.
Системообразующий элемент, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.
Цикл жизни: возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.
Вопрос №20. Организация как закрытая и открытая система:
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Руководители в основнрм занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зав0исит от внешнего мира. Даже для монастыря — чтобы действовать в течение длительного времени — необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в ких предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Вопрос№21. Представление о миссии. Цели организации:
Ми́ссия — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.
Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
Цель функционирования организации:
1. область деятельности организации,
2. философия организации,
3. методы достижения поставленных целей,
4. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность.
Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность.
С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата.
Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.
ВОПРОС №22
«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.
ВОПРОС №23
Виды управления в организации:
1)Стратегическое управление - организации предполагают, что в центре внимания руководитель организации находит внутренние и внешние среды организации, её окружение (клиенты, поставщики, конкуренты).
2) Оперативное управление - осуществляется на основе стратегии организации и предлагает разработку оперативно- тактических целей и планов действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.
3) Адаптивное управление - предполагает приспособление организации к изменению внешней и внутренней сред с возможностью корректировкой целей и задач в зависимости от складывающейся ситуации.
4) Организация взаимодействия - организация взаимодействий осуществляется с помощью:
1-полномочий закрепленных в должностных инструкциях и других договорах.
2-делерование (передачи) ответственности на нищие уровни управления, что также закреплено в должностных инструкциях и договорах.
3-соголосование и консультации.
4-принципа единогласия.
5-временых и постоянных комитетов, организованных для достижения определенных целей или для осуществления постоянного контроля за какой либо функцией организации.
6- с помощью образования подразделений, которые повышают империю организации.
И других…
Уровни управления традиционно делят на три группы:
1)Технологический уровень, на котором ежедневно осуществляются необходимые операции и управленческие действия - низовое управленческое звено. Руководители этого ранга контролируют процесс выполнения производственных задач работниками и распоряжаются выделенным для нужд производства сырьем и оборудованием. Кроме глубокого понимания содержательной составляющей деятельности они должны уметь завоевывать авторитет, создавать благоприятный климат в коллективе и эффективно организовывать работу подчиненных.
2)Управленческий уровень, на котором координируется работа внутри организации и согласовывается деятельность разных подразделений - среднее управленческое звено. Руководители среднего звена организуют деятельность подразделений, контролируют степень выполнения планов, принимают решения, определяют ситуационные производственные проблемы и пути их решения, планируют и разрабатывают мероприятия по оптимизации деятельности подчиненного им отдела (подразделения).
3)Институционный уровень, на котором происходит разработка стратегии развития предприятия, а так же формируются цели и определяются перспективы - высшее управленческое звено. На этом уровне эффективны сотрудники, которые могут создавать благоприятные условия для командной управленческой деятельности и, на основе анализа ситуации, определить стратегические цели развития организации.
Вопрос №24. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Разделение труда бывает:
•Горизонтальное - это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. Часто бывает неявной. Классической моделью горизонтального разделения труда является выделение производственной, маркетинговой и финансовой деятельности.В процессе горизонтального разделения труда в коллективе складываются отношения координации, которые предполагают согласованность действий сотрудников и руководителей, неподчиненных друг другу и принадлежащих к одному уровню управления.
•Вертикальное - появление функций управления, которая координирует и интегрирует деятельность всех элементов организации.
В процессе вертикального разделения труда возникает отношение субординации, которые возникают после определения и передачи решений сверху вниз.
При вертикальной организации выделяют интеллектуальный это подготовка и принятие решений, и волевой проведение их в жизнь. Вертикальное разделение имеет три уровня: высший, средний и низший. Вертикальное разделение труда делится на общее, технологическое и экономическое руководство, а также на оперативное управление и управление персоналом.
Вопрос №25.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ
Межличностные роли реализуются в следующих вариантах:
Глава: Символический глава, в обязанности которого входит исполнение обязанностей правового или социального характера. Его деятельность: Церемониалы, действия, обязываемые положением.
Лидер: Ответственный за набор, мотивацию и подготовку подчиненных, а также за обеспечение соответствующего морального климата в коллективе. Его деятельность: Фактически все управленческие действия с участием подчиненных, направленные на совмещение потребностей организации и сотрудников.
Связующее звено: Обеспечивает работу саморазвивающейся сети необходимых внешних контактов внешних контактов и источников информации. Его деятельность: Переписка, участие в совещаниях с представителями других организаций, работа с внешними лицами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛ И
Информационные роли реализуются в следующих вариантах:
Приёмник информации: Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела. Его деятельность: Обработка входящей информации, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).
Распространитель информации: Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации. Его деятельность: Рассылка почты организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы).
Представитель:Передает информацию относительно планов, политики и т.д. во вне организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли; выступает от лица своих подчиненных.Его деятельность: Участие в заседаниях, общение через почту, устные выступления, включая передачу информации руководству, во внешние организации и другим лицам.
РОЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ
Роли, связанные с принятием решений, реализуются в следующих вариантах:
Предприниматель: Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и "запускает" проекты по ее совершенствованию, контролирует выполнение определенных проектов; инициирует организационные изменения. Его деятельность: Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование и разработку проектов усовершенствования деятельности.
Устраняющий проблемы:Отвечает за корректирующие действия, когда организация оказывается перед опасностью серьезных проблем. Его деятельность:Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.
Распределитель ресурсов: Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации - что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Его деятельность: Составление графиков и оперативных планов, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, распределение работы подчиненных.
Ведущий переговоры: Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах (менеджер в ходе переговоров принимает решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации). Его деятельность: Ведение переговоров.
ВОПРОС №26
Основные характеристики внутренней среды организации:
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы,
возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Вопрос №27
Основные характеристики внутренней среды организации:
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно- технической и производственной сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.
Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Вопрос №28. Нормативно–правовые этапы создания хозяйственных организации:
Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов:
– возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;
– постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
– формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;
– подбор квалифицированных и надежных соучредителей предприятия;
– определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;
– разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;
– проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.
– разработка обоснованного бизнес-плана;
– государственная регистрация предприятия в установленном порядке;
– постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия (месту жительства индивидуального предпринимателя);
– открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;
– заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
– получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
– проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или услуги;
– заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (ус луг) с потребителями и др.;
– проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
– организация учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и др.
ВОПРОС №29
Государственное регулирование предпринимательской деятельности:
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
Вопрос №30:
Планирование- процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Планирование является неотъемлемой частью менеджмента, и его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения.
Планирование преследует две цели:
1) защитная цель планирования состоит в том, чтобы преодолеть условия неопределённости и свести риск к минимуму, обеспечить баланс интересе участников.
2) Афирмативная цель планирования состоит в том, чтобы увеличить масштабы успеха организации и предпринять координированные усилия внутри организации.
Среди элементов планирования можно выделить следующие:
1) Оценка среды и возможностей предприятия
2) Оценка целей и выбор альтернатив
3) Анализ чувствительности плана
4) Составление планов и контроль за их исполнением
План –это результат упорядоченного, основанного на обработке информации процесса, который определяет параметры для достижения целей в будущем. Каждая организация и каждый отдел в организации составляют планы. В системе управления организации каждый менеджер составляет индивидуальный план. Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основный стадии:
1) Разработка стратегии деятельности организации( стратегическое планирование)
2) Определение тактики реализации выбранной стратегии( оперативное или тактическое планирование)
Вопрос №31. Методологические подходы к планированию:
1.Прогрессивный – планирования осуществляется от низшего звена к высшей, то есть низшие структурные подразделы самостоятельно составляют детальные планы своей работы, которые потом интегрируются на верхние звенья и образовывают, в результате, план предприятия.
2.Ретроградный – структурные подразделы должны превращать планы, которые поступили из высших звеньев, в планы своих подразделов. 3.Круговой – разработка плана в два этапа. На первом этапе происходит текущее планирование по главным целях. На втором – составляется конечный план.
Вопрос №32.
Можно выделить следующие ступени процесса планирования в хозяйственной организации:
1) обнародование целей предприятия
2) составление перечня альтернативных путей достижения этих целей
3) обоснование, разработка аргументов
4) выбор наилучшей альтернативы для достижения цели
5) разработка плана реализации выбранной альтернативы
6) начало практической реализации плана
Организация планирования и система планов становится необходимым элементом в связи с постоянно меняющимся экономической обстановкой. При наличии системы панов менеджменту предприятия легче понять каковы ориентиры, насколько необходимо страховаться, отчего организации необходимо отказаться и каковы основные приоритеты. Чем крупнее организация, тем сложнее её переориентация на другую среду хозяйствования или выпуск изделий другого типа, поэтому система планов помогает решить эти задачи.
Вопрос №33.
Организация – это процесс формирования официальных и неофициальных правил совместной работы на предприятии по формированию деловых взаимоотношений с учётом существующих уровней управления, иерархии вертикальной и горизонтального разделения труда для решения целей и задач предприятия. Имеются два основных аспекта организационного процесса:
1) Организация предпринимательской деятельности
2) Организация управления в предпринимательской деятельности.
Организация предпринимательская деятельности включает в себя:
1) формирование предпринимательской идеи
2)составление бизнес-плана
3) выбор организационно-правовой формы
4) регистрация предприятия
Организация управления основывается на ряде принципов:
1)делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение
2) Ответственностьозначает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передаёт ему полномочия
3) Полномочия – это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения , отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации.
Вопрос №34:
Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса.
Основными функциями мотивации являются:
1)Побуждение к действию.Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
2)Направление деятельности.Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
3)Контроль и поддержание поведения,направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.
Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности . Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
1.Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим.Менеждер, который знает уровень потребностей своего подчинённого,может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор. Практическое применение иерархии потребностей Маслоупредполагает индивидуальный подход к мотивации работников организации.
2. Теория Герцберга была выведена в результате исследования , в которое былововлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса:«Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительнохорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуетесебя на работе исключительно плохо?». Герцберг обнаружил в ответах респондентов две ясно различимые группыпотребностей.Первую он назвал гигиеническими факторами илиподдерживающими. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.вторую-мотиваторы. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание,работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможностидля личного роста.3.Теория мотивации МакКлеланда. МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня:потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Человек, ориентированный на достижение успеха,обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретныхрезультатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либопроблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, онобладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.4.Теория ожидания. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что направление их усилий на достижение целей организации приведёт к скореёшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдают их ожидания в трёх областях: 1. ожидания в отношении «затраты труда - результатов» (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами; 2. ожидания в отношении «результатов-вознаграждений» (Р-В) - это ожидания определённого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов; 3. третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - ценность полученного поощрения или вознаграждения.5. Теория справедливости. Теория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом, постулирует,что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения кзатраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей,выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, чтопри определении фокуса своего целенаправленного поведения служащиеучитывают две фундаментальные оценки, 1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку. 2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?» вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.
Вопрос 36. Теория «иерархии потребностей» А.Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1907—1970) был одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии.
2. Потребность в безопасности (в нашем случае включает в себя и потребность уверенности в будущем)
3. Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности иногда называют потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо.
4. Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.(верх пирамиды) По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной или важной.
Вопрос №37. Теории «Х» и «У» Д.Макгрегора:
Эта теория несколько обособлена от других процессуальных теорий мотиваций в связи с тем, что она описывает типы и поведение руководителей организаций, поэтому в менеджменте ее часто относят к теориям власти и лидерства. Тем не менее, в связи с тем, что руководители – это также сотрудники коллектива, которым свойственна мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, то ее относят к процессуальным теориям мотивации.Дуглас МакГрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:· задания, которые получает подчиненный;
· качество выполнения задания;
· время получения задания;
· ожидаемое время выполнения задачи;
· средства, имеющиеся для выполнения задачи;
· коллектив, в котором работает подчиненный;
· инструкции, полученные подчиненным;
· убеждение подчиненного в посильности задачи;
· убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
· размер вознаграждения за проведенную работу;
· уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Согласно ей:
· человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого;
· у человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили;
· эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания.
Следует отметить, что такая категория работников действительно встречается. Например, люди являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству, и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую зарплату и т.п.«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы. Согласно ей:
· труд для человека – естественный процесс;
· в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю;
· он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.
Именно такие люди и такой стиль руководства наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования.Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом.
Вопрос №38. Сущность функции координации (организация взаимодействия):
Координация как функция управления обозначает упорядоченное создание иерархической структуры, которая призвана обеспечить распределение задач, урегулирование полномочий руководства и ответственности в различных процессах деятельности, и четкого структурирования всех процессов производства. Такие процессы направлены в первую очередь на создание и интеграцию эффективной системы выполнения задач стоящих перед предприятием.Координация как функция управления незаменима для структур, которые занимаются повторяющимися задачами и процессами. Именно в данном случае и появляются, свод общих правил которые предписывают порядок выполнения таких повторяющихся операций и работ. Координация как функция управления в ракурсе организации производства может обусловливаться двумя причинами:
Во-первых, при однообразности процессов и технологий на длительном промежутке времени такой подход позволяет разработать единые (общие) решения, что позволит в будущем использовать без необходимости постоянно принимать новые, что вызовет неэффективность и затягивание управленческих процессов.
И второй причиной можно назвать большую согласованность (координацию) при выполнении работ, что в свою очередь способствует стабильности процессов производства.
Кроме этого координация действий в контексте организации производства имеет ряд преимуществ:
- повышение уровня (потенциала) менеджмента, что приводит к заметному упрощению задач при управлении;
- позволяет развивать большие бизнес структуры, которые будут иметь четкое разделение труда и управления;
- рациональное использование хозяйственных процессов на предприятии.
Однако координация как функция управления может иметь и ряд отрицательных моментов - в основном это существенное снижение гибкости структурных подразделений предприятия (так как утрачивается часть полномочий).
Такие негативные воздействия могут произойти в результате:
- чрезмерной схематизации, при которой все хозяйственные процессы перерастают в рутинное выполнение;
- ограничение принятия индивидуальных решений и свободного творчества при управлении;
Вопрос №39. Сущность функции контроля:
менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей (См. Целеполагание). Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий(См. Организация как функция менеджмента, Коммуникации как функция менеджмента, Планирование как функция менеджмента, Мотивация как функция менеджмента).Существует три аспекта управленческого контроля:
• установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
• измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
• подготовка необходимых корректирующих действий;