Проблемы государственной службы российского казачества
Большие надежды возлагались на принятие закона о казачестве. Эта работа началась еще в середине 90-х гг. Предлагались разные проекты, четырежды они принимались Государственной Думой, но отвергались Советом Федерации, годами утрясались разночтения. Наконец, 5 декабря 2005 г. был принят Федеральный закон № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", предложенный Президентом РФ. Несомненно, это очень важный для казачества закон, который может ускорить юридическую нормализацию вопроса. Главное, что предписано данным законом, - это то, что казаки в установленном порядке принимают па себя обязательства "по несению государственной и иной службы".
Естественно, у разных людей складывается разное отношение к этому закону. Большая часть казачьих руководителей не поняло то, что этот закон не прямого действия, а рамочный. Он только определяет основные направления, на основе которых будут вырабатываться и приниматься последующие подзаконные акты.
В настоящее время казаки несут пока службу в основном военную и частично правоохранительную, но должны нести в целом государственную службу, в которую включаются три вида: гражданская, военная и в правоохранительных органах (ст. 5). Гражданская служба потребует от казаков дополнительных усилий. Они должны будут получить высшее и среднее специальное образование, поскольку будут работать в государственных органах. Кстати, военная и правоохранительная службы теперь тоже, по большей части, будут требовать подобной подготовки, так как придется управлять механизированными, железнодорожными, воздушными, космическими и прочими войсками. Кроме государственной, казакам вменяется еще и "иная" служба, которая пока ограничивается негосударственной муниципальной службой.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" российские казаки характеризуются как граждане Российской Федерации, объединенные в казачьи общества, имеющие некоммерческий характер и взявшие па себя обязательства по несению государственной или иной службы. Они привлекаются к несению службы при условии, что эти общества внесены в государственный реестр. Среди них имеются хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества.
При этом, хуторские, станичные, городские казачьи общества - это первичные объединения граждан и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских или городских поселений, внесенных в государственный реестр казачьих обществ. Районное (юртовое) казачье общество создается путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ. Окружные (отдельские) казачьи общества формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых). Наконец, войсковые казачьи общества создаются на базе объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляют свою деятельность на территории двух или более субъектов Федерации, либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ. В законе также оговорено, что хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские), войсковые казачьи общества создаются с фиксированной численностью членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Соответственно, российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. При этом казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ.
Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковые казачьи общества, организуют атаманы войсковых казачьих обществ, которые утверждаются Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
Ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Президентом РФ. Именно данный орган рассматривает документы, представленные казачьим обществом, принимает решение и выдает свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр. Однако, согласно п. 5 ст. 6 при нарушении данного закона казачье общество может быть исключено из государственного реестра.
Каковы функции, отводимые российскому казачеству? Они достаточно значительны. Среди них, прежде всего, оказание содействия государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организации военно-патриотического воспитания призывников, их подготовке к военной службе и вневойсковой подготовке во время пребывания в запасе.
Казаки должны участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, гражданской и территориальнойобороне, а также в природоохранных мероприятиях.
Российское казачество принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы Российской Федерации и борьбе с терроризмом.
Члены казачьих обществ, помимо государственной и муниципальной службы, могут привлекаться к иным видам службы и, в частности, к охране объектов животного мира, лесов, обеспечения жизнедеятельности населения, культурного наследия, а также находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Наконец, казаки осуществляют иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, региональными органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.
В договорах (соглашениях) определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию в осуществлении полномочий указанных органов, порядок финансирования, сроки действия, основание и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением оговоренных положений.
Федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований должны осуществлять контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) с казачьими обществами.
Договор (соглашение) с казачьим обществом подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и (или) руководителем его территориального органа, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), главой муниципального образования или главой местной администрации, либо уполномоченным ими должностным лицом и уполномоченным представителем казачьего общества.
Порядок заключения договоров (соглашений) с казачьими обществами устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с положением о порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, утверждаемым Президентом РФ.
Несомненно, данный закон послужил делу объединения казаков в единую социальную общность, способную решать актуальные проблемы современной России. Как в каждом живом деле, в казачьем движении неизбежны конкурентные ситуации, противоречия роста, приток конъюнктурщиков. По-прежнему продолжается борьба за сферы влияния, экономические ниши, выбор пути дальнейшего развития. В силу этого, без координации деятельности различных казачьих организаций, отстаивания горизонтальных и вертикальных связей на огромном пространстве не обойтись.
Уже говорилось, что традиционной функцией казачества в Российском государстве было несение охранно-воинской службы. Оно считалось частью повседневной жизни казака, подчиняло себе ряд других сфер жизнедеятельности. Естественно, государство ценило столь необходимую службу, давало за нее ряд льгот и войскам в целом, и каждой семье в отдельности.
Что касается нынешнего казачества, то не имея ни одного из вышеназванных признаков в предлагаемых проектах и принятых нормативных актах делается, однако, попытка закрепить за казачьими обществами ряд прав, в том числе экономических льгот (например, положение о порядке формирования целевого земельного фонда и др.) при практически полной неготовности нести те обязанности, которые несли дореволюционные казачьи формирования.
Видимо, было бы правильнее не искать в настоящее время способы (в том числе через законотворчество) придумать и закрепить за казачьими обществами эти особые права. Здесь на первое место должны быть поставлены потребности российского государства, вытекающие из современной социально-экономической ситуации, и попытаться сблизить желаемые возможности казачьих обществ с общегосударственными интересами, и только через реализацию этих интересов найти свое место в современном обществе.
Очевидно, российское казачество - это огромная социальная сила, но пока в значительной мере неорганизованная. Искусственный раздел казаков на реестровых и нереестровых (общественных) привел к тому, что в России появилось более 600 неуправляемых казачьих организаций, которые идут, куда хотят, и делают, что хотят их атаманы. Причем рядовые казаки не видят причин этого разделения. Дело, естественно, в их руководителях, которые в большинстве случаев не способны идти на компромиссы и объединение.
Традиционно казачество, помимо службы царю и отечеству, занималось сельским хозяйством. Поэтому сейчас необходима работа по совершенствованию и развитию экономики казачьих обществ. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. На их базе надо создавать казачьи предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, торговые дома (на манер советской потребкооперации), охранные структуры в городе и деревне, а также экологические службы. Только на хорошей экономической базе казачьи общества способны развиваться динамично. Требует разрешения на государственном уровне проблема льготного кредитования казачьих сельхозпредприятий, которые по статусу нужно приравнять к сельским товаропроизводителям.
Целесообразно продолжить совершенствование системы патриотического и нравственного воспитания казачьей молодежи, значительно увеличить число военно-патриотических центров, клубов, воскресных школ, оздоровительных и спортивных лагерей, а также секций. Важно улучшать и развивать сеть казачьих учебных заведений, увеличивать количество казачьих кадетских корпусов и лицеев.
Следовательно, казачество должно в перспективе стать новым социальным "сословием", отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной.
К сожалению, возрождение казачества протекает достаточно не организованно. Каждый из войсковых атаманов претендует на первенство, на то, чтобы именно его избрали верховным атаманом российских казачьих войск. Отсюда среди казаков нет обычного для них дружелюбия как к своим, так и окружающим. Что с этим делать? Русские цари решали этот вопрос достаточно просто. Они создавали специальные структуры для управления казачьими войсками. Например, в царствование Александра II, помимо станичного, войскового и другого казачьего самоуправления, существовало "Главное управление казачьих войск", которое и наводило должный порядок в этих частях. Руководители России пытаются использовать данный исторический опыт.