Методика и технология обучения решению экономических задач. Классификация экономических задач и методика их составления
В последние годы в практике преподавания экономики все чаще применяется метод активизации работы школьников и студентов как задачи и упражнения. Применять задачи в преподавании экономики намного сложнее, чем в процессе преподавания естественных и технических дисциплин. Объясняется это тем, что экономика – это общественная наука, между теоретическими положениями и практикой в общественных науках существуют более сложные связи, чем в естественных и технических. Для анализа сложных явлений общественной экономической жизни требуются не только теоретические знания, но и собственный практический опыт. Этим опытом студенты и школьники обычно не располагают. Задача состоит в том, чтобы восполнить этот пробел непосредственно в учебном процессе путем систематической тренировки. Такую тренировку как раз и дают задачи и упражнения.
Задачи и упражнения по экономике прочно вошли в практику учебной работы. В последние годы вместе с учебником по экономике в обязательном порядке стали создаваться сборники задач и упражнений для практической и самостоятельной работы студентов и школьников.
Необходимо отметить следующие учебно-методические комплексы по экономической теории для студентов вузов:
- Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории под редакцией Камаева В.Д., которое является логическим продолжением учебника «Экономическая теория» (М, ВЛАДОС, 1998 , 2002 гг).
Задания, использованные в пособии, составлены на основе материалов отечественной статистики, а также конкретных ситуаций, складывающихся при становлении рыночной экономики в России.
- Сборник задач и упражнений по экономике под редакцией Нуреева Р.
- Комплект методических материалов по экономическим дисциплинам для письменного контроля знаний под ред. Л.С.Гребнева. М, Высшая школа экономики и другие.
Для школьников:
- Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике. Пособие для учащихся старших классов- Вита _Пресс, 2001 г.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э, Протасевич Т.А. Сборник задач по экономике с решениями – М.Вита Пресс , 2001.
- А.А.Мицкевичем (Доцента Высшей школы экономики) разработан неплохой сборник заданий по экономике, в том числе, что очень положительно специально для учителей был издан в в издательстве ВИТА-ПРЕСС, 2001 г., сборник заданий по экономике с решениями. Он был подготовлен автором по просьбе учителей экономики, так как данный решебник для учителя экономики еще долгое время будет являться необходимым инструментом внедрения задач в учебный процесс.
Решебник и задачник предназначены не только для школьника и его учителя, но и для студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений. Все задачи разделены по трем уровням экономической подготовки.
Имеющиеся учебно-методические пособия и опыт использования задач и упражнений позволяет положительно оценить проделанную в этом направлении работу. Студенты и школьники, работающие по задачникам, лучше знают материал, активнее участвуют в обсуждении вопросов на семинарских занятиях, которые становятся более активной и насыщенной формой учебной работы.
Сравнительно небольшой бюджет лекционного времени не позволяет широко использовать задачи при чтении лекций. Условия задач, приведенных в качестве примера для использования на лекциях, построены на условных цифрах. Они обычно подбираются с таким расчетом, чтобы, не искажая сущности рассматриваемых теоретических положений в максимальной степени упростить математические расчеты. Это существенно сокращает время на анализ задач, что служит известным положительным моментом. Но вместе с тем следует отметить, что условный материал способствует схематизации излагаемых положений, отрывает их от жизни, снижает психологический эффект лекции. Значительно большую пользу в этом отношении оказывают задачи, построенные из практических данных. Отвлекая у преподавателя больше времени, такие задачи вместе с тем значительно усиливают политическую остроту лекций, повышают убедительную силу используемого материала. Задачи, опирающие на фактические данные, превращают теоретические положения в реально представляемые понятия.
Значительно большие возможности представляет для этого самостоятельная подготовка студентов и школьников к семинарским занятиям и сами семинары. Для решения задач недостаточно знания механически заученных формулировок и определений тех или иных экономических категорий, явлений, законов. Надо уметь активно пользоваться этими знаниями, делать соответствующие экономические выводы. Поэтому стремление понять количественную зависимость между различными экономическими категориями, суметь найти ее точное математическое выражение заставляет студентов внимательнее, вдумчивее относиться к изучению теоретического учебного материала.
Использование задач для домашних заданий весьма полезно и в том смысле, что значительно облегчает контроль за усвоением новых теоретических положений.