Равновесие товарного рынка в модели
«ДОХОДЫ–РАСХОДЫ»
Для того чтобы оценить текущее состояние экономики и предсказать изменения в будущем, необходима модель, которая могла бы отразить влияние всех основных переменных на равновесный уровень национального производства Q.
Наиболее простой является разработанная Дж.М. Кейнсом модель «доходы–расходы». В ее основе лежит предположение о том, что до тех пор, пока объем национального производства Q не сравняется с объемом производства при полной занятости QFE, любые изменения в национальном доходе NI происходят только за счет увеличения Q, а уровень цен Р остается неизменным. В этой упрощенной модели NI = Q. Все вариации NI являются изменениями реального национального дохода, т.е. происходят на горизонтальном участке кривой совокупного предложения, где NI = Q = AS.
Согласно данной модели равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупные расходы АЕ равны национальному доходу NI.
Будет ли точка равновесия соответствовать уровню полной занятости или нет, по мнению Дж.М. Кейнса, зависит от уровня совокупных расходов АЕ — кейнсианской интерпретации совокупного спроса в условиях постоянных цен, заработной платы и процентной ставки. Совокупные расходы делятся на три составные части:
– расходы на потребление (С);
– инвестиционные расходы (I);
– государственные расходы (G).
Как можно заметить, это очень похоже на составные части совокупного спроса: AD = С + IG + G + XN. Действительно, разница между терминами «совокупный спрос» и «совокупные расходы» не принципиальна: и тот, и другой означают желание и возможности покупателей из всех секторов экономики приобретать товары и услуги на рынке. Поэтому совокупные расходы можно рассматривать как совокупный спрос в кейнсианской модели краткосрочного макроэкономического равновесия.
Сначала для простоты не будем учитывать расходы государства, оставляя в стороне его закупки и налоги, т.е. будем считать, что национальный доход равен располагаемому доходу (NI = DI). Также до поры не будем рассматривать и влияние внешней торговли. Последовательно добавляя составляющие совокупных расходов, в конечном итоге построим полную, завершенную модель макроэкономического равновесия товарного рынка «доходы–расходы».
Взаимосвязь дохода, потребления и сбережения. В современной экономике потребление является главным компонентом совокупных расходов, занимая в них до трех четвертей, поэтому анализу функции потребления придается особое значение. Кроме того, расходы на потребление составляют преобладающую долю трансакций в экономике, следовательно, характер поведения домохозяйств на потребительском рынке в значительной степени обусловливает специфику и величину спроса на деньги. Важно также то, что каждому виду функции потребления соответствует определенный вид функции сбережения, а оценка объема сбережений необходима для выявления условий макроэкономического равновесия.
В кейнсианской концепции поведения потребителей предполагается, что, во-первых, величина дохода является экзогенным параметром. Во-вторых, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода. В-третьих, распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей процентной ставки, как считают представители классической школы), а от предпочтений потребителей: вкусов, традиций и т.п., т.е. от субъективных факторов. Так, Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домохозяйства изменят свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один–два пункта, очень низка.
Потребление С — это не что иное, как использование части располагаемого дохода DI. Взаимосвязь между этими двумя величинами достаточно очевидна:
C = f (DI).
Они находятся в прямой зависимости: с ростом (уменьшением) располагаемого дохода увеличивается (уменьшается) потребление.
Сбережения S — это оставшаяся часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Поэтому располагаемый доход DI — основной фактор, определяющий величину как потребления С, так и сбережения
S : DI = C + S.
Закономерно возникает вопрос: какая доля располагаемого дохода идет на потребление и какая — на сбережения?
Полный ответ дают развернутые теории потребительского спроса: теория относительного дохода (Дж. Дюзенберри), теория жизненного цикла (Ф. Модильяни, А. Андо), теория перманентного дохода (М. Фридмен), каждая из которых имеет как сильные, так и слабые стороны. Мы воспользуемся достаточно простой функцией потребления Дж.М. Кейнса, дающей хотя и не совсем точные, но приемлемые для оценки значения в краткосрочном периоде.
Будем считать, что каждый рациональный потребитель самостоятельно определяет свой бюджет, оценивая предстоящие расходы и сбережения (в соответствии с теорией потребительского выбора). Поэтому, как и при изучении индивидуального спроса, для выявления закономерностей между DI и С целесообразно провести опрос покупателей. Статистические данные раскрывают следующую закономерность: по мере роста располагаемого дохода потребители не тратят всю дополнительно полученную сумму, а оставляют часть на сбережения; когда же доход падает ниже определенного уровня, на потребление начинает расходоваться часть сбережений.
Принципиально важным положением теории потребления Кейнса является так называемый «основной психологический закон», согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы». Иначе говоря, при изменении располагаемого дохода на величину DDI изменение в потреблении DС всегда меньше DDI. Отсюда следует, что отношение изменения в потреблении DC к изменению в располагаемом доходе DDI никогда не превышает 1. Это отношение получило название предельной склонности к потреблению MPC (показывает, насколько возрастет потребление при росте дохода на 1):
МРС является параметром, выражающим субъективные предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережение. В краткосрочном периоде МРС — величина постоянная (константа).
То, что не идет на потребление, соответственно сберегается. Изменение величины сбережений DS в зависимости от изменения величины располагаемого дохода DDI выражает понятие предельной склонности к сбережению:
Поскольку располагаемый доход DI тратится только на потребление С и сбережение S, т.е. DI = С + S, то МРС + MPS = 1.
Кейнс также полагал, что существуют автономные (внешние) факторы, влияющие на уровень потребления, причем можно сделать количественную оценку изменения потребления под их воздействием. Такой прирост обозначается символом . Таким образом, формула потребления Кейнса имеет вид
С = + МРС · DI.
Величина описывает часть потребления, которая определяется под влиянием экзогенных переменных (т.е. не зависящих от DI) и равна потреблению при нулевом доходе (DI = 0).
Допустим, что опрос дает среднее значение для одного покупателя МРС = 0,9; = 1200 р. Допустим, в стране насчитывается 100 млн домохозяйств. Тогда совокупное потребление можно отразить формулой
С = 120 + 0,9 DI (млрд р.).
Поскольку предельная склонность к сбережению MPS = 1 – МРС, то имеем MPS = 0,1. Для сбережений также можно записать соответствующую формулу:
S = –120 + 0,1 DI (млрд р.).
Пользуясь этими простыми формулами, можно вычислить значения потребления и сбережения при любых величинах располагаемого дохода.
Построим график зависимостей C и S от DI (рис. 12.3).
Линия, проведенная под углом 45° (биссектриса), показывает все точки, где совокупные расходы равны национальному доходу (расходы равны доходам). Именно на ней находятся точки равновесия. Когда линия потребления лежит выше биссектрисы, АЕ > NI и экономика в целом живет за счет сбережений; когда ниже — часть располагаемого дохода (пока DI = NI) превращается в накопления (сберегается). При величине DI = 1200 млрд р. потребление равно национальному доходу и две линии на графике пересекаются (рис. 12.3 (а)).
На рис. 12.3 (б) видно, что при значениях DI < 1200 млрд р. значения S отрицательны (экономика живет в долг), а при DI >1200 млрд р. сбережения положительны.
Любое внешнее влияние на С (а значит, и на S) будет приводить к вертикальному смещению линий С и S в противоположных направлениях. Так, если возрастет по каким-либо причинам на 40 млрд р. (C1 = 160 + 0,9 DI; S1 = –160 + 0,1 DI), то линия С поднимется до уровня C1, a S опустится до S1.
Рис. 12.3. Зависимость С от DI (а), S от DI (б)
Как показала практика, формула Кейнса довольно надежно определяет потребление в краткосрочном периоде. С увеличением длительности периода величина падает. Например, подсчет за период с 1947 по 1980 г. дает для экономики США следующую зависимость: С = 8,25 + 0,9 DI.