Религиозные и иные общественные объединения
Общественные объединения. Некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей называется общественным объединением.
Общественное объединение - это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об общественных объединениях относит:
- общественные организации (объединения на основе членства);
- общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства);
- общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. Впрочем, законодатель делает оговорку о том, что общественный фонд является одной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в порядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций);
- общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);
- органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы)[8.].
Учредителями общественных объединений выступают граждане (не менее трех человек), а также другие общественные объединения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.
Особенностью наименования общественного объединения является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности. Средством индивидуализации общественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика, подлежащая обязательной государственной регистрации.
Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную разработку на усмотрение участников. Более подробно структура и компетенция органов управления установлена применительно к общественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.
Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками, называется религиозной организацией. В таком понимании религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: общины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например, духовные образовательные учреждения или объединения религиозных организаций (централизованные религиозные организации). Их правовое положение весьма неопределенно.
Так, с одной стороны, религиозная организация - это объединение не менее чем десяти граждан. С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а местными религиозными организациями. Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например, духовные академии или семинарии.
Вывод: плюсы и минусы коммерческой организации.
Плюсы:
- учредители (участники) не несут ответственности по обязательствам организации;
- минимальный размер имущества организации не установлен, поэтому организация может не иметь в собственности никакого имущества;
- система органов управления может быть подробно описана и детализирована в уставе организации (за исключением потребительского общества, где структура органов управления жестко определена в законе);
- для некоммерческих организаций законом предусмотрен ряд налоговых льгот;
- члены потребительского общества и некоммерческого партнерства могут при выходе из организации или при ее ликвидации получить имущество в пределах внесенных взносов.
Минусы:
- предпринимательская деятельность должна соответствовать уставным целям организации;
- полученная прибыль не распределяется между учредителями (участниками) (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками);
- в потребительском обществе структура органов управления жестко определена в законе;
- при создании некоммерческой организации требуется тщательная и детальная разработка учредительных документов.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Все юридические лица в Казахстане проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица.
Отмечают четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т. е. юридическим лицом. Это: организационное единство юридического лица; обособленное имущество, которое создает материальную базу деятельности такого образования; принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица; возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии со ст. 42 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.
Список использованной литературы:
1. Римское частное право. Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 1994. С. 115—120; а также Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник. М., 1996. С. 268—272.
2. Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) / Под ред. В.П. Мозолина. М., 1989. С. 179—182
3. Гражданское право Часть 1. Учебник. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М. «ТЕИС», 2006 г. 600с.
4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Суханова Е. А. М., ИНФРА-М. 2005. — С. 272.
5. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.07.2016 г.)
6. Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2016 г.) Опубликован: «Казахстанская правда» от 16 мая 2003 года
7. Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах» Опубликован: «Казахстанская правда» от 31 октября 2015 г. № 209 (28085)
8. Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3-I «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) Опубликован: Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 8-9, ст. 234