Коммунистическая экономика и общество

  1. Зачем в социалистическом государстве нужен ГосПлан (централизованный орган, планирующий развитие всей экономики)? Можно ли обойтись без него? Как?
  2. Марксисты называют коммунизм подлинно свободным обществом. Значит ли это, что при коммунизме каждый может делать что угодно? Если нет, то как понимать утверждение о свободе?
  3. Марксисты утверждают, что при коммунизме не будет ни армии, ни полиции. Как же тогда будет поддерживаться правопорядок?
  4. Коммунисты говорят, что при коммунизме не будет денег, и каждый сможет брать продукты и вещи по потребности. Не приведёт ли это к экономическому краху, когда люди ринутся хватать как можно больше бесплатных продуктов, и полки магазинов опустеют? Обоснуйте ответ.
  5. При коммунизме не будет денег и, следовательно, труд будет бесплатен. Не является ли коммунизм утопией? Разве можно ожидать, что люди будут трудиться бесплатно? Обоснуйте ответ.
  6. В чем отличие между социализмом как первой стадией коммунизма и его последующими стадиями?
  7. В чем отличия социализма от монополистического капитализма? Возможен ли естественный переход одного в другой?
  8. Почему распределение по труду Карл Маркс назвал «буржуазным правом»? Каковы недостатки того общества, где последовательно проявляется распределение по труду?
  9. На какой стадии, по вашему мнению, в социалистическом обществе прекращается классовая борьба?
  10. Можно ли достигнуть полного коммунизма за счет снижения потребностей людей, а не за счет развития производительных сил?
  11. Мог ли Советский Союз обойтись без проведения индустриализации в 30-х гг. XX века? Была ли индустриализация в империалистических странах?
  12. Почему в Советском Союзе в 30-х гг. XX века была проведена форсированная коллективизация сельского хозяйства? Можно ли было обойтись без неё?
  13. Производительные силы современной буржуазной России основательно отстают от передовых империалистических держав. Какие неотложные меры, по Вашему мнению, необходимо предпринять после революции, чтобы ликвидировать это отставание?

Пролетарское государство

  1. Какое государство может называться пролетарским? Почему?
  2. Какие стороны жизни должны главным образом освещать газеты, журналы и телевидение пролетарского государства?
  3. Нужна ли в пролетарском государстве цензура? Если да, то как она должна быть организована?
  4. Могут ли в пролетарском государстве существовать негосударственные средства массовой информации (газеты, телеканалы, интернет-сайты)? Хорошо ли, если они есть?
  5. Могут ли в пролетарском государстве существовать выборы в государственные органы с несколькими кандидатами (как сейчас в США)?
  6. Ленин говорил, что «и кухарка должна учиться управлять государством». Объясните, почему она должна это делать?
  7. Ленин говорил, что одним из условий построения социализма являются хорошо работающие суды. В чем заключается их важность?
  8. На ваш взгляд сохранится ли проблема преступности при коммунизме? Будут ли ликвидированы ее предпосылки? Если да, то какие и почему? Если нет, то почему?
  9. Коммунисты утверждали, что после социалистической революции армия должна уступить место всеобщему вооружению народа. Что имелось в виду? Как это должно быть организовано? Не приведёт ли это к тотальной поножовщине?
  10. Почему округа на выборах в Советы после революции образовывали по производственному признаку?
  11. Почему Совет называют «работающей корпорацией»? В чем выражается это его свойство?
  12. Какова роль партии в пролетарском государстве? Имеют ли, например, на территории области законодательную силу распоряжения секретаря обкома партии?
  13. Почему коммунисты выступают против принципа разделения властей?
  14. В чём отличие советского депутата от депутата буржуазного парламента?
  15. Как трудящиеся могут повлиять на власть при советской системе? При буржуазной демократии?
  16. В Советском Союзе гражданин, избранный депутатом любого уровня, по-прежнему числился на своём месте работы, получал там зарплату, отчитывался перед своим коллективом. Зачем это нужно?
  17. Является ли бесплатный служебный автомобиль для депутата привилегией или необходимостью? Бесплатный междугородний транспорт, в т.ч. и по воздуху? Бесплатная сотовая связь? Служебная квартира или гостиничный номер? Служебная дача? Специальный распределитель продуктов? Что из перечисленного может быть у советских депутатов?

Религиозный вопрос

  1. Вы руководитель отдела пропаганды. На вверенной территории действуют секты, общины старообрядцев, официальные представители православной церкви, буддисты, мусульмане. Как Вы отреагируете на: а) ущемления их прав, б) их активную агитацию, в) прошения о финансовой помощи от государства, г) прошения о содействии помещениями, д) прошения о налоговых льготах. Чем Вы будете руководствоваться при принятии каждого типа решений?
  2. Можно ли принимать верующих в коммунистическую организацию? Если да, то при каких условиях?
  3. Во второй половине XX века в странах Латинской Америки, страдавших от ига неоколониальных фашистских режимов, получило распространение такое явление как «теология освобождения». Многие служители католической церкви вместе с трудящимися боролись против диктатуры буржуазии. Можно ли считать это явление прогрессивным? Возможно ли подобное в современной России?
  4. Русская православная церковь утверждает, что религия неразрывно связана с моралью, и атеист (а тем более, коммунист) по сути своей - глубоко аморальный и безнравственный тип. Права ли церковь?

Национальный вопрос

  1. Какую политику коммунистическая партия должна проводить в отношении национальных и языковых меньшинств в условиях социализма? В условиях капитализма?
  2. Перечислите основные признаки нации. Всегда ли существовали нации? Чем нация отличается от этноса?
  3. С какими историческими событиями связано зарождение французской нации?
  4. Было ли возможным образование наций в раннефеодальной Европе? Почему?
  5. Являются ли американские и польские евреи одной нацией?
  6. Имеет ли смысл говорить об определенной общности людей, как нации, если она не организована в национальное государство и внутри нее не наблюдается стремлений к образованию такового?
  7. В каких случаях коммунисты могут поддерживать национальное движение?
  8. Вы беседуете с сочувствующим, у которого наблюдается уклон в национализм. Он заявляет: «Но ведь чурки-гастарбайтеры отнимают рабочие места у русских». Вы говорите, что вы за рабочих. «Так почему же вы не защищаете русских рабочих от гастарбайтеров?» Что бы вы ему ответили?
  9. Является ли любое национальное движение прогрессивным? Признание права нации на самоопределение означает, что коммунисты автоматически поддерживают национальное движение, выступают в союзе с ним?
  10. В Европе за последние десятилетия развивалось несколько конфликтов на национальной почве: Северная Ирландия против Великобритании, Корсика против Франции, Страна Басков против Испании, Косово против Сербии, Чечня против России, Абхазия и Северная Осетия против Грузии. Охарактеризуйте известные Вам национальные конфликты. В каких из перечисленных случаев можно говорить о национально-освободительном движении?
  11. Если прочитать материалы и декларации коммунистических партий Ближнего Востока, можно заметить, что важное место в их работе отводится «борьбе с сионизмом». Оправданно ли это? Прокомментируйте актуальность аналогичных деклараций со стороны некоторых российских организаций, напр., КПСС и «Международного Союза советских офицеров».

Список рекомендуемой литературы по дисциплине

“ОСНОВЫ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ”

Общие вопросы

– «Манифест коммунистической партии» (Маркс, Энгельс)

– «Принципы коммунизма» (Энгельс)

Истмат

– «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс)

– «О диалектическом и историческом материализме» (Сталин)

– «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (Плеханов)

– «О материалистическом понимании истории» (Плеханов)

– «О роли личности в истории» (Плеханов)

– «Государство и революция» (Ленин)

– «Анти-Дюринг» (Энгельс), отдел 1, IX – XI гл.

Политэкономия

– «Наемный труд и капитал» (Маркс)

– «Заработная плата, цена и прибыль» (Маркс)

– «Анти-Дюринг» (Энгельс), отдел 2

Коммунизм

– «Критика Готской программы» (Маркс)

– «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (Ленин)

– «Очередные задачи советской власти» (Ленин)

– «О лозунге «Соединенных Штатов Европы»« (Ленин)

– «Государство и революция» (Ленин)

– «Анти-Дюринг» (Энгельс), отдел 3

Национальный вопрос

– «О праве наций на самоопределение» (Ленин)

– «Марксизм и национально-колониальный вопрос» (Сталин)

Религиозный вопрос

– «Социализм и религия» (Ленин)

Наши рекомендации