Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины

Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен установлены документом под названием "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" от 1 декабря 1992 г. № 01-17/030, № 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:1

завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.

завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями

по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;1

применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;

применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;

применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

Заключение

Таким образом, цены выступают одновременно как в качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.

Объект регулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе на федеральном уровне - 614, что составляет 2,5% от общего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемой продукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальные органы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующие изменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющие выборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.

К недостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологической базы.

Несовершенство критериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр "монополистов", приведет к неоправданному в ряде случаев повышению удельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективности регулирования.

Вопросы регулирования ценовой политики находятся в ведении Федеральной службы по тарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющей функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Библиография

1. Трудовой кодекс РФ

2. Указ Президента РФ от 28.02.95. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (ред. от 08.04.2003) //СЗ РФ. - 1995. - №10. - Ст.859; 1995. - № 28. - Ст. 2645.

3. Международные правила по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС».

4. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 2006.

5. Гражданское право: Учебник; В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 2005.

7. Карасева М.В. Правовое регулирование ценообразования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.А. Соловьева. М., 2005.

8. Соловьев Б.А. Управление ценообразованием: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2006.

9. Бачило И.Л. Информационное право //Государство и право. 2007.№ 2.С. 5

10. Бекузарова Л.Ю. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности (теоретико-правовой аспект) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.

11. Правовые основы ценообразования в условиях рыночной экономики // Аналитический вестник /Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. Вып. 24. C. 4-15

Наши рекомендации