Ценообразование по предельным издержкам.
Ценой, обеспечивающей Парето-эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам. Однако при назначении цены на уровне предельных издержек фирма-естественная монополия будет получать нормальную (экономическую) прибыль только в случае постоянной (убывающей) отдачи от масштаба производственной функции. Если же отдача от масштаба положительная, средние издержки снижаются и при любом объеме выпуска превышают предельные, назначение цены, обеспечивающей Парето-эффективный выпуск («первое лучшее»), должно сопровождаться субсидированием фирмы со стороны государства
· Цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста.
Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточности деятельности естественной монополии
28. Антимонопольное законодательство США. Антимонопольная политика РФ.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов и, прежде всего, искажает механизм формирования равновесных рыночных цен. А поскольку такие цены служат главным ориентиром для всех участников экономической жизни, то возникает опасность дезориентации продавцов и покупателей. Необходимость антимонопольного законодательства. Деятельность монополий приводит к нерациональному распределению ограниченных ресурсов и замедлению темпов роста благосостояния людей, поэтому защитить интересы покупателей необходимо созданием антимонопольного законодательства, устанавливающего определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Действия, запрещенные для фирм:
· изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита;
· навязывание невыгодных условий договора;
· создание препятствий доступу на рынок;
· нарушение установленного порядка ценообразования;
· установление монопольно высоких (низких) цен;
· необоснованное сокращение или прекращение производства товаров и др.).
Способы антимонопольного регулирования:
Законодательные:
· ограничение контроля над рынком;
· контроль за слияниями;
· запреты соглашений о ценах;
· контроль за соглашениями об использовании продукции;
· запреты соглашений о разделе рынков;
· запреты на установление розничных цен;
· определение набора предоставляемых услуг;
· запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.
Экономические меры:
· косвенное регулирование;
· прямое регулирование;
· налогообложение продукции;
· установление «потолков цен»;
· налогообложение сверхприбыли;
· установление предела нормы прибыли.
Антимонопольное законодательство США представлено следующими законами:
· Закон Шермана (1890 г.) признает незаконным создание монополий или сговор, направленный на ограничение свободы торговли.
· Закон Клейтона (1914 г.) противостоит любым действиям, направленным на ценовую дискриминацию, слияния и поглощения компаний горизонтального типа.
· Ценовая дискриминация – продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям.
· Горизонтальное слияние – это комбинация или интеграция двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Например, слияние двух издательств в один крупный концерн.
· Закон Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и закон Уилера Ли (1938 г.) направлены на защиту потребителя: запрещение ложной рекламы; преследование нечестных методов конкуренции.
· Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) ограничивает вертикальное слияние фирм. Вертикальное слияние – это слияние двух или более компаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Например, автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для производства собственной стали для изготовления автомобилей.
Антимонопольная политика РФ. В России в настоящее время действует закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) и государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательств возлагается на антимонопольный орган (федеральный и территориальный). Антимонопольное законодательство устанавливает определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке. Соблюдение этих правил направлено на предотвращение появления или ограничение деятельности таких хозяйствующих субъектов, которые могли бы добиться доминирующего положения на рынке, получить возможность своими действиями влиять на цену товара и т.д.
Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года разъясняется понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта.
Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.
Ограничение монополистической деятельности – процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном ст.112 конституции Российский Федерации и Федеральным конституционным законом No2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», а также учрежденным Указом Президента России No314 от 9 марта 2004 года.
В состав Федеральной антимонопольной службы РФ входят:
· управление центрального аппарата;
· территориальные органы.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
· о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
· об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
· о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
· о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
· о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
· о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
· о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Итак, что же преследуется законом? Что подлежит наказанию? Сама монополия или стремление к монополизации рынка, т.е. проведение определенной экономической политики? Конечно же, преследуется законом политика фирмы по завышению цен на свою продукцию и уменьшению объема продаж.
29. ИЗМЕРЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА
Существует несколько индексов (коэффициентов), позволяющих измерить концентрацию рынка и величину рыночной власти.
Индекс концентрации (табл. 5) показывает процентное соотношение рыночных долей фирм и рассчитывается как сумма рыночных долей четырех самых крупных предприятий:
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены над предельными издержками.
L = ( p – MC ) / p или L = 1 / │ Е Dp │.
Числовое значение коэффициента колеблется в пределах от 0 до 1. Для несовершенной конкуренции L > 0, а для совершенной конкуренции – L = 0. Коэффициент Лернера отражает способность монополиста влиять на цену.
Рыночная власть – это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену. Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от коэффициента эластичности спроса по цене, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности:
Р = MC / ( 1 – 1 / │ Е Dp │ ).
30. Конкуренция: понятие, роль, значение, виды.
Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами. Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы однозначно определить конкуренцию. Однако можно выделить основную сущностную черту – соперничество в свойствах товарного производства и способах развития. А также конкуренция выступает как стихийный регулятор общественного производства. Благодаря данному явлению в жизни общества происходит обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Конкуренция относится к таким факторам, которые имеют воздействие на деятельность фирмы, а обратной связи не существует. Конкуренция – это соперничество за лучшие условия существования на рынке между его участниками. Это порождается объективными условиями: во-первых, полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка; во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход. Ключевым негласным законом рыночной экономики является борьба фирм за выживание и процветание. Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия:
1) количество действующих фирм на рынке;
2) свобода входа и выхода предприятий на рынок;
3) дифференциация товаров;
4) совместный контроль фирм за рыночной ценой.
Цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатель купил товар. Основным орудием является формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис). Покупатель отдает свое предпочтение какому-либо товару, лишь убедившись на практике в своем выборе, а необходимую информацию он получает от производителя посредством рекламы. Как правило, конкуренция возникает между товарами, а не фирмами. Существуют следующие виды конкуренции.
1. Совершенная (или свободная): на рынке участвует множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме. Условия:
· объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает существенного влияния на цену товара;
· товары однородны;
· покупатели хорошо информированы о ценах;
· продавцы независимы друг от друга;
· рынок не ограничен, т. е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем.
Совершенная конкуренция формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы. Этот вид конкуренции имеет лишь теоретическое значение, хотя является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность.
2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием монополий. И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса. Подвидами являются: монополия и омегополия.
Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Выделяют: естественную (легальную) и искусственную, а также чистую и абсолютную. Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам; используют высокий уровень технологий; применяют более крупный капитал и т. д. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн.
Олигополия – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат. Ценовая – это искусственное сбивание цен на товар. Здесь широко используется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг.
3. Неценовая – это конкуренция, осуществляемая с помощью совершенствования качества продукции и условий ее продажи. Проведение неценовой конкуренции может осуществляться по двум направлениям.
1. Конкуренция по продукту.
2. Конкуренция по условиям продаж.