Неоклассическое направление

Исходные основы:

1. Каждый фактор производства "обеспечивает" соответствующую долю производимого продукта.

2. Стоимость продукции создается производственными факторами.

3. Экономика обладает необходимыми предпосылками для автоматического восстанов­ления равновесия в процессе свободной конкуренции.

Объект исследования;

Изучаются факторы экономического роста.

Метод исследования:

1. Исследуется роль отдельных факторов роста с позиций количественного подхода | (увеличение численности работах, основного капитала)

2. Изучаются факторы производства с позиций качественного подхода (прогресс науки, совершенствование системы образования, улучшение размещения организации производства).

Инструменты анализа:

Производственная функция

Неоклассическое направление - student2.ru

где Y- темп прироста совокупного продукта; Неоклассическое направление - student2.ru - доля труда, капитала и природных ресурсов в совокупном продукте; а - темп научно-технического прогресса; L, К, п - темпы прироста затрат труда, капитала, природных ресурсов.

Цель анализа:

Выбор наиболее эффективной структуры капиталовложений и определение оптимально­го направления экономического роста.

Кейнсианское направление

Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е. Домара. Технология производства представлена в ней производственной функцией Леонтьева с постоянной предельной производительностью капитала (при условии, что труд не является дефицитным ресурсом). Модель исходит из постоянного уровня цен, выбытие капитала отсутствует, отношение Неоклассическое направление - student2.ru норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресурса - капитала.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на Неоклассическое направление - student2.ru АI, то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на Неоклассическое направление - student2.ru , где M- мультипликатор расходов; b - предельная склонность к потреблению; S- предельная склонность к сбережению.

Увеличение совокупного предложения составит Неоклассическое направление - student2.ru , где a - предельная произ­водительность капитала (по условию - постоянна). Прирост капитала Неоклассическое направление - student2.ru обеспечивается со­ответствующим объемом инвестиций I, поэтому можно записать Неоклассическое направление - student2.ru

Равновесный экономический рост будет достигнут при равенстве спроса и предложения: Неоклассическое направление - student2.ru или Неоклассическое направление - student2.ru , т.е. темп прироста инвестиций должен быть равен произведению предельной производительности капитала и предельной склонности к сбережению. Посколь­ку а - постоянна, то увеличить темпы прироста инвестиций может лишь рост нормы сбере­жений (но для данного периода она берется постоянной).

Поскольку в условиях равновесия I = S a S = SY при S = const, уровень дохода является величиной, пропорциональной уровню инвестиций, и тогда Неоклассическое направление - student2.ru .

Таким образом, согласно теории Е. Домара, существует равновесный темп прироста реаль­ного дохода, при котором полностью используются имеющиеся производственные мощности, т.е. инвестиции и доход растут с одинаковым постоянным во времени темпом.

Такое динамическое равновесие может оказаться неустойчивым, как только темп роста плановых инвестиций частного сектора отклоняется от уровня, заданного моделью.

Р. Ф. Харрод построил специальную модель экономического роста, включив в нее эндо­генную функцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных функций у Домара) на осно­ве принципа акселератора и ожиданий предпринимателей.

Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (со­кращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода Неоклассическое направление - student2.ru где V- акселератор. На основании этого предположения Харрод вывел следующую зависимость: Неоклассическое направление - student2.ru . То есть равновесный темп прироста объема выпуска Неоклассическое направление - student2.ru равен отношению предельной склонности к сбережению и разницы акселератора и предельной склонности к сбережению Неоклассическое направление - student2.ru - это выражение Харрод назвал "гарантированным" темпом роста, поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворены своими реше­ниями поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться.

Помимо гарантированного темпа роста, Харрод вводит понятие "естественного" темпа роста. Это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом.

Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированно­го, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов. Но и эта модель оказывается неустойчивой. Часто обе модели объединяют в одну модель Харро-да-Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производ­ства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбереже­нию, а динамическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости.

1.4.5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест 4.1

1. Экономика находится в состоянии равновесия, предельная склонность к потреблению равная 0,9. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 1 млрд. р., це изменяя при этом налоговые поступления?

а) возрастет на 12 млрд. р.; б) возрастет на 10 млрд. р.; в) возрастет на 8 млрд. р.;

г) возрастет на 1 млрд. р.

2. Какая из перечисленных операций сократит количество денег в обращении?

а) ЦБ уменьшает норму обязательных резервов;

б) ЦБ покупает государственные облигации у населения и банков;

в) ЦБ снижает учетную ставку, по которой он предоставляет ссуды коммерческим банкам;

г) ЦБ продает государственные облигации коммерческим банкам.

3. Исходя из следующих данных определит объём предложения денег. Денежная база В - 300; норма банковских резервов'- 0,25; коэффициент депонирования -3,0.

а) 390 млрд. р.; б) 370 млрд. р.; в) 480 млрд. р.; г) 270 млр. р

4. Норма резервов равна 0,2. С помощью операции на открытом рынке ЦБ может увеличить предложение денег максимум на 550 млрд. р. В этом случае он должен:

а) выкупить облигации на сумму 1250 млрд. р.;

б) продать облигации на сумму 110 млрд. р.;

в) выкупить облигации на сумму 110 млрд. р.;

г) продать облигации на сумму 550 млрд. р.

5. Изменения в потенциальном ВНП могут быть вызваны:

а) изменением уровня цен;

б) изменением предложения денег;

в) технологическими шоками;

г) ростом процентной ставки;

6. Какое утверждение относительно кривой LM является верным?

а) кривая LM наклонена вправо вверх и построена для данного уровня дохода;

б) кривая LM наклонена вправо вниз и увеличение цен смещает ее вверх;

в) кривая LM наклонена вправо вверх и построена для данного уровня предложения ре­альных денежных запасов;

г) на кривой LMреальные расходы равны плановым.

7. Увеличение объема правительственных закупок будет иметь следующие последствия:

а) сдвинет кривую IS влево и приведет к уменьшению как ставки процента, так и уровня дохода;

б) сдвинет кривую IS вправо и приведет к увеличению как ставки процента, так и уров­ня дохода;

в) сдвинет кривую IS вправо и увеличит уровень дохода, но снизит ставку процента;

г) сдвинет кривую LM вниз (вправо) и увеличит уровень дохода, но снизит ставку процента.

8. Банковский мультипликатор равен пяти. Максимальное дополнительное количество денег, которое может "создать" банковская система, равно 50 млрд. р. Тогда норма обяза­тельных резервов и сумма, которую банки использовали для выдачи кредита, составит:

а) 40 % и 4 млрд. р.; б) 20 % и 20 млрд. р.; в) 30 % и 10 млрд. р.; г) 20 % и 10 млрд. р.

9. Отношение наличность - депозиты (коэффициент депонирования) равно 20 %, вели­чина депозитов (D) равна 100 млрд. р, тогда предложение денег равно:

а) 20 млрд. р.; б) 100 млрд. р.; в) 120 млрд. р.; г) нельзя определить из-за недостатка данных.

10. Государственные расходы увеличивают реальный ВНП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупку товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Задача 4.1

Экономика описывается следующей системой уравнений: С(Y)= 180 + 0,8(Y-T), инвестиции равны 190, государственные расходы равны 250, автономные налоги равны 150, по­доходные налоги равны 0. Определите первоначальный объем выпуска.

Если расходы государства увеличатся на 20 единиц, как это отразится на:

а) функции потребления;

б) уровне дохода;

в) уровне потребления?

Если подоходные налоги увеличатся на 30 %, как это отразится на:

а) функции потребления;

б) уровне дохода;

в) уровне потребления?

Задача 4.2

Экономика характеризуется следующими данными: автономное потребление равно 300; предельная склонность к потреблению составляет 0,9; ставка подоходного налога - 30 %; объем инвестиций - 80; государственные расходы составляют 40; фактическая безработица превышает естественную на 4 %, коэффициент Оукена равен 3.

1. Определите величину потенциального объема производства.

2. Какое изменение государственных расходов необходимо для ликвидации разрыва j между фактическим ВНП и потенциальным?

3. Как изменится фактический объем выпуска, если государство решит увеличить госу­дарственные расходы на сумму отклонения фактического ВНП от потенциального?

Задача 4.3

В результате операции на открытом рынке ЦБ выкупило у населения и коммерческих банков ценные бумаги на сумму 50 млн. в соотношении 1:4. Половину полученной суммы население поместило в банк, а остальную оставила в виде наличности. Как в этом случае из­менилось предложение денег, если коммерческие банки полностью используют свои кредит­ные возможности? Норма резервирования составляет 0,1. Как изменится предложение денег, если ЦБ продаст ценные бумаги на сумму 50 млн., увеличив при этом норму резервирования с 0,1 до 0,2?

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

1.5.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Под переходной экономикой понимают переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. История знает немало как успешных, так и не очень успешных попыток перейти с одних принципов развития на другие или попыток перейти с од­ного уровня развития на другой. В каждом случае это происходило по-разному, в различных условиях политической и экономической ситуации. Тем не менее, переходный период занимал достаточно продолжительное время и сопровождался наличием определенных проблем, явлений и процессов. Некоторые из них носили специфический характер, однако определенные черты свойственны большинству переходных экономик.

Проблемы переходного состояния экономики широко освещаются в современной науке и анализируются по следующим направлениям:

1. Проблемы перехода от одного способа производства, распределения и потребления общественного продукта к другому изучаются теорией стадий экономического роста и тео­рией социально-экономических формаций.

2. Особая историческая разновидность переходного периода от капитализма к социа­лизму изучается теорией политической экономии социализма. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противополож­ности капиталистической и социалистической систем, а также теории социалистической ре­волюции.

3. Переход от слаборазвитой экономики (начальной фазы индустриализации) к совре­менному индустриальному обществу при формировании промежуточной стадии развития j изучается теорией модернизации.

4. Переход от планово-административной к рыночной экономике изучает теория переходного периода.

При переходе от одной экономической системы к другой происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная экономика призвана сформировать основу новой экономической системы. Основа экономической системы включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

К основным факторам, обусловившим необходимость перехода к рыночной экономике можно отнести следующие:

1. Разрыв между нормативными постулатами социально-экономического развития и j реалиями социально-экономической действительности. Этот разрыв проявился в нарастании (количественном и качественном) отрыва позитивной теории политэкономии социализма от реальной практики социализма и постепенном превращении экономической теории в свод суждений нормативного порядка.

2. Устойчивое снижение темпов экономического роста, характеризуемое переходом от сверхвысоких темпов экономического роста в 1930-е гг. к умеренно высоким в 1950 - 1960 гг., к низким в 1970-е гг. и прекращением экономического роста в начале 1980-х гг.

3. Углубление научно-технического отставания от развитых стран, что было обуслов­лено отсутствием экономического механизма отбора, внедрения и распространения иннова­ций, запаздывающим репродуцированием промышленных инноваций. Прорыв во внедрении инноваций осуществлялся лишь вследствие политического и международного противостояния.

4. Ухудшение качества жизни. Низкая доля личных доходов в национальном доходе. Низкое качество и узкий ассортимент товаров. Постоянное существование и нарастание то­варных дисбалансов (дефицит).

5. Неудача (провал) реформирования путем попыток "улучшения системы", что про­явилось в несовместимости экономической самостоятельности предприятий в рамках хоз­расчета и отдельных элементах рыночной системы с методами централизованного управления.

Показатели 1971 - 1975 1976- 1980 1981 - 1985 1986- 1990 1990- к.1889
Валовый национальный продукт 6,3 4,8 3,7 2,4 -2,3
Валовый общественный продукт 5,6 4,2 1,8 -2,0
Произведенный национальный доход 5,7 4,3 3,2 1,3 -4,0
Производственные основные всех отрас­лей народного хозяйства 8,6 7,4 6,4 4,8 4,0
Продукция промышленности 7,4 4,4 3,6 2,5 -1,2
Продукция сельского хозяйства 2,5 1,7 1,0 1,9 -2,9
Капитальные вложения 6,7 . 3,7 3,7 6,1 0,6
Производительность общественного труда 4,5 л 2,7 1,5 -3,0
Реальные доходы населения 4,4 3,4 2,1 1,5 -1,0
Денежные доходы населения 5,2 5,0 4,2 9,2 16,2

Длительное накопление противоречий прежней системы нашло свое выражение в устой­чивой тенденции к падению эффективности в 70 - 80-е годы, что выразилось в неблагопри­ятной динамике всех основных макроэкономических показателях (табл. 5.1)

Наши рекомендации