Организация системы сбыта нового продукта
Сбыт может осуществляться:
1. Непосредственно потребителям нового товара по прямым договорам;
2. Через собственную розничную торговлю ИП;
3. Через дочерние рознично-торговые или лизинговые фирмы, которым товар может передаваться по трансферным контрактам на реализацию.
4. Продажи оптово-торговым покупателям;
5. Сбыт в независимую рознично-торговую сеть;
6. Приобретение франшизной лицензии (franchising) на сбыт под зарекомендовавшим себя товарным знаком с получением от фрашпизодателя освоенных и закрепленных им сбытовых и закупочных линий, клиентуры, а также технологий (как производства, так и продаж).
7. С привлечением посредников (не занимающих собственной позиции на рынке товара, т. е. не осуществляющих операций от своего имени и за свой счет), в частности брокеров, торговых агентов, комиссионеров и консигнаторов.
Первые три из перечисленных схем сбыта наиболее подходят к новым продуктовым линиям, ориентированным на узкий сегмент рынка, т. е. на небольшое количество конечных потребителей, работу с которыми имеет смысл проводить напрямую (работа с клиентом). Это характерно для наукоемких отраслей со специфическим и (или) дорогостоящим товаром, который может быть приобретен ограниченным числом потребителей, нуждающихся в специфических компонентах для своего специфического финального продукта (машиностроение с производством по индивидуальным заказам или мелкими сериями).
Продвижение на рынок подобных продуктов в рамках данной системы сбыта не требует какой-либо широкой рекламы, вывоза нового продукта на выставки и ярмарки и т.п. Скорее требуется однажды выяснить, кто из потенциальных покупателей инноваций может в них нуждаться. Особо ценной может быть информация о планируемых потенциальным потребителем обновлении продукции, реконструкции, новом строительстве и т.п. и его платежеспособности.
Четвертая из названных систем сбыта (продажа оптово-торговым покупателям) адекватна продукту настолько массового спроса, что попытки продавать его непосредственно многочисленным конечным потребителям неминуемо приведут к лавинообразному росту издержек трансакций поставщика. К ним относят затраты по: подготовке контрактов, содержанию разветвленной системы собственной розничной торговли, слежению за поступлением платежей, судебной и факторинговой защите своих контрактных прав идр.
Поэтому распродажа (желательно до реального их выпуска) крупных партий товара фирме оптовой торговли будет в данном случае единственным способом обеспечить оборот, потребный для покрытия постоянных издержек поставщика. Такой метод сбыта (пусть и по более низким ценам) становится еще более необходимым для ИП в отраслях с непрерывным технологическим циклом (металлургия, где нельзя загасить домны, так как они разрушатся; конвейерные производства, где конвейер нельзя остановить, потому что придется либо платить огромные штрафные санкции за прекращение покупки комплектующих изделий по имеющимся долгосрочным договорам закупки, либо затовариваться требующими оплаты запасами неиспользуемых комплектующих).
Реализация небольшой (3-5%) части продукции через собственную торговую сеть может сочетаться с указанной системой сбыта продукта массового спроса. Функцией собственной торговой сети тогда выступает использование этой сети (например, своего фирменного магазина) для облегченного проведения постоянных маркетинговых исследований по выведенному на рынок продукту, чтобы как можно быстрее, точнее и дешевле узнать, когда и что в этом продукте надо изменять, совершенствовать, какие модификации продукта для целевых групп потребителей разрабатывать и осваивать.
Пятая система сбыта (сбыт в независимую рознично-торговую сеть) целесообразна, когда новый продукт ориентирован на массовый спрос, по не настолько широкий, чтобы сделать необходимым реализацию в оптовую сеть. Достаточно запродавать его мелким оптом розничным торговцам, работающим с фирмой независимым дистрибьюторам или дилерам.
Шестая схема сбыта осуществляется посредством приобретения франшизной лицензии и является специфическим способом организации сбыта нового продукта, который ИП создало в порядке диверсификации или изменения своей специализации, когда рынки продукции подобного потребительского назначения уже основательно заняты конкурентами, планирующими, однако, уход с этих рынков по ряду причин.
Пятая схема сбыта предполагает усиление шести предыдущих схем с использованием для этого посредников.
Дополнительным критерием при выборе системы сбыта нового для фирмы продукта длительного пользования может служить отнесение этого продукта к одной из следующих категорий:
- обычные продукты, качество которых может быть проверено непосредственно при покупке;
- «товары опыта» (experience goods), качество которых устанавливается после относительно непродолжительного периода эксплуатации (или может быть при весьма малых издержках проверено до покупки — на выставках, в течение пробного использования и пр.);
-«товары доверия» (confidence goods), характеризующиеся принципиальной невозможностью проверить их качество в течение сжатого периода испытаний.
Продвижение на рынок «товаров опыта» требует использования таких каналов, как:
- вывоз новшества на специализированные выставки (с экспонированием его посредством демонстрации в потреблении);
- передача нового товара на пробную эксплуатацию в форме льготных продаж и краткосрочного лизинга (в том числе с прикомандированием собственного персонала поставщика, обладающего квалификацией в производительном и безопасном применении инновации);
- освоение нового рынка путем персональной работы с клиентами, которые имеют влияние на остальных потребителей и способны рекомендовать инновацию к распространению.
Размещение на рынке новых «товаров доверия» сводится скорее к утверждению на нем товарного знака соответствующего поставщика (как путем рекламы поставщика, так и посредством накопления доверия к товару у потребителей).
По новым товарам длительного пользования (особенно тем, которые относятся к категориям наукоемких «товаров доверия» и «товаров опыта») существенным аспектом конкурентоспособности способа сбыта являются предлагаемые и обеспечиваемые той или иной системой сбыта условия технического обслуживания (профилактика, ремонт, поставка запасных частей). Важными здесь являются максимально широкий круг, а также минимальные (без «накруток») стоимость и предоставление услуг гарантийного и послегарантийного технического обслуживания.