Проблема выбора в эк-ке. Кривая производственных возможностей
Потребности людей безграничны. Это означает, что для их удовлетворения должно быть неограниченное количество ресурсов, находящиеся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.
В рыночной эк-ке главной целью производителя является получение максимальной выгоды. Это значит, что оценка эффективности производства осуществляется путем отнесения величины результата к величине затрат. Поэтому оптимальным выбором следует считать такой вариант, который обеспечивает максимум результата при наименьших затратах. Для решения этой задачи в эк-ой науке используют модель, получившую название «кривая производных возможностей»
Продукт А
0
1 2 3 4Продукт В
Каждая точка на этой кривой показывает, какое максимальное количество продукта А и продукта В может быть произведено одновременно. Поскольку данная модель предполагает полное использование ресурсов, то прирост продукта А может быть обеспечен только за счет уменьшения производства продукта В. Это значит, что при полном использовании ограниченного объема ресурсов кривая производственных возможностей характеризует обратную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При прочих равных условиях выбор оптимального решения ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек донной кривой. Какая же именно точка на кривой производственных возможностей будет признана оптимальной, зависит от множества объективных и субъективных причин.
Точки a, b, c, d означают максимальное использование всех эк-их ресурсов. Точка М внутри КПВ означает неэффективное использование 2х ресурсов при использовании благ. Точка К вне КПВ означает недостаточно ресурсов в эк-ке при производстве этих благ.
10. Эффективность производства и ее показатели. Пути и факторы ее повышения. Эффект – важная характеристика функций национальной эк-ки. общественного производства определяется отношением общественного продукта к затратам. Эффект= максимальный ресурс производства/ /минимальные затраты. Эффективное производство определяется в национа- льной эк-ке величиной национального дохода(НД). НД=стоимость чистой продукции/затраты общественного труда. Основные показатели общественного производства: 1)качество продукции – определяется национальным и международным качествами; 2)рентабельность производства(r). r=отношение прибыли продукта/сумма основных и оборотных средств. r=((P-C)*Q/капитал)*100%, где P – рентабельность,C – себестоимость, Q – объем производства. Другие показатели производства: 1)использование рабочей силы(РС) Прямой показатель – производство труда(ПТ). ПТ=объем производства/затраты живого труда Образный показатель – трудоемкость(ТЕ) ТЕ= затраты живого труда/ объем производства 2)показатель эффективных производственных сред. Прямой: фондоотдача(ФО) ФО= объем производства/среднегодовая стоимость основные производственные фонды (ОПФ). Обратный: фондоемкость(ФЕ) ФЕ=ОПФ среднегодовой стоимости/производство 3)эффективное использование предпринимательского производства. Прямой: материалоотдача (МО). МО= объем производства/затраты пред. труда Обратный: материалоемкость (МЕ) МЕ= затраты пред. труда/выпуск продукции. Все прямые показатели должны увеличивать, а обратные - уменьшать Факторы, влияющие на повышение производства: 1)научно-технические 2)ограниченно-эк-ие 3)социально-психологические 4)внешне-эк-ие. 11. Понятие, элементы и уровни эк-ой системы. Экономическая система(ЭС) – исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму содержание основных эк-их отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления эк-ого продукта. Подходы: 1)Марксистский. Типы: первобытный общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. 2)доиндустриальная система: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. 3)Ростоу. Стадии: традиционное общество, переходное общество, период эк-ого сдвига, эк-ая зрелость общества, высокого уровня потребления. 4)типология по Моккалону и Бру. Модели: чистый капитал, командная эк-ка, смешенная ЭС, традиционная эк-ка. 5)современный: традиционная эк-ка, централизованная, рыночная система. Типы ЭС в различных странах: - американская (доминирует частная собственность) - японская (поощрение коллективных форм труда, доминирование национального труда) Этапы развития ПС: 1)естественно-технический (средства труда дополни- тельная цель человека); 2)технический (использование огня, изготовление средств труда из метала); 3)научно-техническая (машинное производство + научное достижение); 4)научно-техническая революция. Структура ЭС: ЭС – единство человека и производства: 1)домохозяйство 2)предприятия и фирмы 3)системы управления народным хозяйством 4)хозяйственный механизм 5)социально-эк-ие отношения 6)отношение собственности 7)эк-ие институты 8)эк-ие законодательства и др. Этапы ЭТ: а)инструментолизация (примитивное оружие труда); б)механизация (использование машин, механизмов); в) автоматизация (использование роботов). Элементы ЭС – ее составные части. Например, люди с их умениями и навыками, машины, оборудование, деньги, налоги, бюджетные, кредитные и иные учреждения. 12.Собственность: понятие, эволюция, типы и формы. Реформирование собственности. Собственность – важнейшая категория ринка и представляет собой систему отношений между людьми по поводу социального присвоения или отчуждения факторов производства и прежде всего средств труда. Характеристика собственности: 1)право владения – фактическое владение вещью. Ее можно продать, подарить и т.д. 2)право пользования – извлечение из вещи полезных свойств, но вещь не обязательно должна быть собственной. 3)право распоряжения – управление объектом собственности по указанию собственника или лица его замещения. 4)право присвоения – право владения, пользования и распоряжения. Это определяет способ присоединение личного и общественного использования. Пучок собственности: право на расход, безопасность, наследования, взыскание и др. 5)отчуждение – лишение человека право пользования и владения, распоряжения. Субъект собственности – частные лица коллектива или общества и государства, физические июридические лица. Объекты собственности – все то, по поводу чего складываются отношения собственности. 1)все эк-ие ресурсы 2)земля, ее недра, воздух 3)вещественные и невещественные благо 4)информация 5)интеллект Типы собственности в рыночной эк-ке: 1)Частная – тип собственности, когда право владения принадлежит одному частному лицу. Виды частной собственности: частнотрудовая, частнонетрудовая 2)Общественная – совместное присвоение средств и результатов производства. Виды общественной собственности: коллективная, государственная Виды коллективной собственности в СНГ и РБ: арендная, кооперативная, народная, активная, собственное общественное объединение. Гос. собственность: республиканская( все предприятия республиканского подчинения – леса, земля), коммуна- льная – областная собственность, городская, роенная, сельская и т.д. В странах СНГ существуют смешенные формы собствен- ности: совместного предприятия, интеллектуальная, международные предприятия, интернациональная(моря, океаны). Основные пути реформирования: разгосударствление, приватизация, национализация. 13. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Важнейшим компонентом эк-ой системы выступает хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм – совокупность форм и методов хозяйствования, реальных эк-их взаимосвязей, которые возникают между хозяйствующими объектами. В ЭС механизм координации принято рассматривать как совокупность принципов, в соответствии с которыми осуществляется мобилизация и перераспределение эк-их ресурсов. Механизм координации выступает как действующий порядок принятия решений по использованию ограниченных эк-их ресурсов. Типы механизма координации: 1)Традиции. Решение по использованию эк-их ресурсов применяются на основе исторического опыта и устоявшихся национальных обычаев. Традиции легко воспринимаются, стабилизируют ЭС, делают прогнозируемым поведение хозяйствующего субъекта, при выработке решений экономия времени. Исторические традиции не обеспечивают гибкость и альтернативность эк-ого поведения, а также конкуренцию разных вариантов эк-их решений. При доминировании традиций заметно тормозится технический прогресс. 2)Иерархия (команда). В таких условиях все решает центр (феодал, орган гос-ого управления и т.д.). поскольку одному центру физически невозможно все держать под контролем, то выстраивается система иерархии. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителю. Иерархия всегда основана на власти – эк-ой и политической. 3)Рынок (спонтанность). Главная черта – спонтанность. Решение принимают сами хозяйствующие субъекты. В условиях спонтанного механизма координации эк-ая информация, необходимая для принятия решения, передаётся через цены и объемы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. При этом производство ориентируется не на потребности, а на платежеспособный спрос. Соотношение спроса и предложения определяет поведение покупателя и продавца. Считается, что такой спонтанный порядок никогда и никем не навязывается, всегда складывался естественным способом. 14. Классификация современной эк-ой системы. Трансформационная эк-ка. Признаки классификации системы: 1)форма связи между людьми как производителя и потребителя – денежная или натуральная. 2)способ регулирования хозяйственной деятельности – централизованный или децентрализованный. 3)цели системы и ее хозяйственных субъектов – стремление к прибыли, сомообеспечению, индивидуальной свободе, принуждение к следованию целям гос-ва, удовлетворение потребностей населения, укрепление безопасности, создание империи и т.д. Цели бывают объявленными или практически реализуемые, долгосрочными или зависящими от этапа развития страны. 4) тип мотивации поведения людей к принятию решения – материальное стимулирование, административное принуждение, сочетание стимулов, комбинирование разных стимулов, комбинирование разных стимулов для различных групп населения. 5)характер собственности на материальные блага, прежде всего на капитальные блага – частная, общественная, гос-ая, смешенная. 6)степень развития материально-технического потенциала. Период, в течение которого происходит трансформация прежней ЭС и зарождение новой, составляет так называемый переходный период. В течение этого периода существует переходная эк-ая система, или переходная (трансформационная) эк-ка. Для переходной эк-ки характерны следующие черты: 1)изменчивость и нестабильность, носящие «безвозвратный» характер. 2)многообразие переходных форм общественного хозяйства (укладов). Эк-ий уклад – особый тип хозяйства, в основе которого лежит определенная форма собственности на средства производства и соответствующие ей производные отношения. 3)особый характер противоречия. 4)историчность. Основные задачи переходной эк-ки: 1)сознание эк-ого механизма нового типа 2)обеспечение и развитие эк-ой свободы и инициативы субъектов рыночных отношений. 3)создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. 15. Рынок: понятие и условия возникновения. Эволюция понятия ринка: 1)рынок – место встречи продавцов и покупателей. Рынок = Базар 2)рынок – способ взаимодействия спроса и предложения (Маршалл). 3)рынок – определенный способ случайной координации действий эк-их объектов. 4)рынок – определённая форма функционирования производства. Рынок – система эк-их отношений между покупателями продавцами, производителем и потребителем, в результате взаимодействий которых формируется спрос, предложение и рыночная цена. Рынок в форме обмена возник 5-7 тыс. лет назад. Современный рынок возникает в конце 17- начала 18вв. в форме расширенного товарного производства и теоретическое обоснование рыночной эк-ке впервые дал Адамс Смит. Рынок – самообразующаяся система товарного производства. Рыночная эк-ка имеет 2 начала: 1)конкурентная (соревнуются) 2)монопольное (каждая фирма стремится к монополии) Ограничить монополию может только антимонопольная организация (гос-во). Условия возникновения рыночной эк-ки: 1)общественное развитие труда: отделение скотоводства от земледелия, возникновение ремесла, возникновение торговли и класс купечества. 2)специализация труда – форма общественного разделение труда, которая существовала между отраслями, внутри отрасли и на различных стадиях общественного производства. Формы специализации: предметная, подетальная, технологическая. Причины возникновения рынка: 1)ограничение ресурсов (преодолевается через рыночные отношения, происходит обмен) 2)эк-ая и юридическая обособление товара производства (каждый товаропроизводитель сам решает, что производить, сколько и несет эк-ую юридическую ответственность) 3)свобода субъектов хозяйствования (свобода эк-ого выбора) Становление рыночной системы невозможно без соблюдения следующих условий: 1)гарантия прав и свобод личности 2)свободное ценообразование 3)независимая товаропроизводительность 4)конкуренция товаропроизводительность 5)свободный перерыв капиталов, рабочей силы и финансов 6)открытость эк-ки, интеграция в мировую эк-ку. Субъекты рынка: 1)производители (предпринимательский сектор) 2)потребитель (домохозяйство): покупатели; собственники и поставщики на рынок ресурсов; продавцы рабочей силы 3)гос-во (покупатель, собственник). Гос-во осуществляет функции координации всех эк-их субъектов. 4)посредники (оптовая, розничная) Субъект – юридическое и физическое лицо. Объекты рынка (все то, по поводу чего складываются отношения купли-продажи): все эк-ие ресурсы; все вещественные блага; деньги, акции, облигации; технические новшества, приобретения. 16. Структура рынка. Виды рынка. Сегментация рынка. Функции рынка: 1)регулирующая (через механизм спроса и предложения) 2)стимулирования (эк-ий рост) через механизм роста. 3)ценообразования (через цену) 4)распределительная 5)информационная (богат источник информации) 6)посредническая 7)санирующая (оздоравливающая) очищает рынок от эк-ого не состояния товара 8)социальная (рынок дивентирует) Структура рынка – система элементов различных видов и типов рынка: субъекты, объекты, типы, виды рынка. Основная классификация рынка по объектам купли-продажи: Типы рынка: товарный, финансовый и рынок труда. Разновидности товаров рынка: рынок потребителей товаров; рынок ресурсов и товаров производства технического назначения (сырье, топливо); информации и инновации (рынок патентов, изобретений). Разновидности финансирования рынка: 1)инвестиционный рынок - рынок средних и долгосрочных кредитов. 2)рынок краткосрочных кредитов и займов (до 1 года) 3)рынок ценных бумаг (акции, облигации и т.д.) 4)валютный рынок (национальные и иностранные валюты) Рынок труда – тип рынка, где объектом купли-продажи является рабочая сила. Спрос РС предпринимает фирма, а предложение – работники. Другие критерии классификации рынка: 1)по географическому признаку: - местные (локальные) рынки - региональные - национальны - международные 2)по механизму функционирования: - рынок свободной конкуренции - рынок несовершенной конкуренции - рынок олигополии - рынок монополии 3)по формировании собственности: - государственные - кооперативные - арендные - индивидуальной трудовой деятельности - совместной деятельности 4) – легальные - нелегальные 5)по степени зрелости: - формирующийся (в РБ) - развитый (зрелый) 6)по степени насыщенности товарами и услугами: - если спрос больше предложения – дефицитный - спрос меньше предложения – избыточный - спрос равен предложению - равновесный 7)по срочности поставки товара: - спортовой (торговля товара на продолжительное время) - срочный (рынок поставки товара за короткий промежуток времени) 17. Фиаско рынка Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся: Обеспечение полной занятости трудоспособного населения; Борьба с инфляцией; Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие. Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение. Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели: Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты; Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности; Путем установления фиксированных цен. Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством. Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде: Создание новых рабочих мест – это возможно осуществить путем сокращения рабочего времени каждого сотрудника; Регулирование режима труда и отдыха – это осуществляется путем установления максимального рабочего времени в течении всей рабочей недели. Государственное регулирование финансового рынка основано на его структуре: Денежный рынок –Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов Рынок ценных бумаг 18. Модели рыночной эк-ки. Особенности белоруской рыночной модели. Модели рыночной эк-ки: 1)либеральная 2)социально-ориентированная Отличия: Либеральная модель: 1)доминирование частной собственности 2)поощрение частного бизнеса 3)эк-ие функции гос-ва выполняет как правило на макроуровне и не вмешивается в хозяйство 4)перераспределение национального дохода. Социально-ориентированная модель: 1)многообразие частной собственности. Смешенный тип эк-ки 2)поощрение коллективных форм предпринимательства 3)эк-ие функции гос-ва выполняет не только на макро-, но и на микроуровне 4)активная социальная политика 5)сильные перераспределение национальных доходов 6)активная конкуренция в области занятости и доходов населения. Существует национальная модель рынка: американская, шведская, японская и т.д. Беларусь является гос-ом с переходной эк-ай. Для белорусской модели эк-ого устройства характерно сочетание административно-командных и рыночных механизмов управления эк-ой при явном преобладании первых. Это обусловлено тем, что в собственности гос-ва и под его контролем находится около 2/3 средств производства. Из процессов разгосударствления и приватизации изъяты морской, речной, ж/д-ой и воздушный транспорт, многие объекты социальной инфраструктуры. Медленно реформируются колхозы, потребкооперация. В Беларуси не сформирован средний класс – социальная основа рыночной эк-ки. Малый и средний бизнес находятся в стадии становления. Социальная защита в белорусской модели построена на базе разработанных социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. В Беларуси пока не сформировалась четка выраженная модель эк-ки. Она тяготеет к смешанному типу, где сочетается взаимодействие гос-ва и рынка. В зависимости от того, как будут идти процессы преобразования отношений собственности, и какую долю в эк-ке будет занимать частный сектор, можно будет говорить о той или иной модели эк-ого устройства. |
19. Конкуренция в рыночной эк-ке. Сущности и виды. Конкуренция (от латин. конкуро – сталкиваться) – форма взаимного соперничества между субъектами рыночного хозяйства за получение максимальной прибыли (дохода) за лучшие условия производства и реализации товара (услуг). Виды конкуренции: - между покупателем и производителями - межотраслевой и внутриотраслевой - ценовая и неценовая Конкуренция между покупателями – соперничество на право приобретения товара на дефицитном рынке (командная система) Конкуренция между производителями - конкуренция между субъектом рыночного хозяйства с целью получить максимум прибыли. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями из разных отраслей хозяйства. Предприятия различных отраслей борются за более высокую норму прибыли. Капитал стекается в те отрасли, где более высокая эта норма. Конкуренция внутриотраслевая - конкуренция производителей внутри отраслевого, производить однородную или взаимозаменяемую продукцию с целью улучшить условия производства сбыта и получения сверх прибыли. Направлена на завоевание покупателя. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует качество выпускаемого товара и эффективности производства. Ценовая конкуренция – форма соперничества производителей по минимизации цены на продукцию. В условиях монополии монополист может или высоко поднять цены или низкие цены. Неценовая конкуренция - конкуренция, при которой основной средой борьбы за покупателя является получение качества продукции. Лучшая система продаж – после продажный сервер + привлекательная реклама. Виды неценовой конкуренции: 1)по продукту (качество и количество) 2)по условиям продаж (реклама, услуги по серверу, льготы постоянным покупателям) 3)по продажи товаров в рассрочку, кредит и в лизинг Добросовестная конкуренция – соблюдение правил. Недобросовестная конкуренция – не законное использование фирменных знаков. Ложная реклама, переманивание специалистов, промышленный шпионаж, устранение конкурентов и др. 20. Спрос. Объем спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса. Спрос (D) – термин, который описывает поведение фактических и потенциальных покупателей. Спрос – желание и возможность потребителя купить определенное количество товара и услуги по определенной цене, за определенный период времени. Объем спроса(QD)(может повышаться и понижаться)– то количество товара или услуг, которые потребители согласны купить. Поэтому QD зависит от цены и других факторов. Функции спроса: В зависимости спроса от его определенных факторов – функция спроса. QD 56 = f (P, T, I, W), где P – цена, T – вкусы и предпочтения, I – доходы потребителя, W – накопление имущества. Если функцию представить аналитическим способом, то получаем: QD = a ± bP, где P – производственная цена, QD – объем спроса, a, b – постоянная величина. В микроэк-ке выделяют: индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – спрос одного покупателя. Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов. Цена спроса – максимальная цена, за которую потребитель готов заплатить за определенный товар при равных условиях. Закон спроса – определение обратной зависимости между объемам и ценой спроса на товар и гласит: при прочих равных условиях объем спроса увеличивается если цена на него будет уменьшаться и наоборот. Кривая спроса: P Кривая показывает, что при росте цены D спрос уменьшается, что при изменении цены кривая спроса не сдвигается ни влево ни вправо, а только изменяется Q значение Q и P только по кривой. Существуют факторы, влияющие на изменение спроса - ценовые факторы. Цена на товары – заменители, а также цены на дополняющие товары. - неценовые факторы. Сдвигают кривую спроса вправо либо влево. Неценовые факторы: доходы покупателя, мода, вкусы и предпочтения покупателей: реклама, ожидание потребителя, степени употребления населения в данной местности. Отклонения от закона спроса: 1)порядок Тиффена – при повышении цены на товар 1-ой необходимости объем спроса на них уменьшается 4 товары не эластичны, для бедняков, низшего класса. 2)эффект Веблена – при повышении цены на предметы роскоши спрос на эти товары не снижается или даже растет, это обусловлено престижным спросам – это для товар роскоши. 3)эффект ожидаемой динамики цен: - ожидание снижения цен – приводит к снижению объема спроса. - ожидание повышения цен – приводит к повышению спроса. 21. Предложение. Предложение (S) – обобщающий термин, который используется для описания поведения фактических и потенциальных продавцов или производства товаров и услуг. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени. Объем предложения (QS) 56 - количество товаров, которые продавцы хотят продать на рынке по определенной цене и за кокой-то промежуток времени и изменение QS зависит также от ценовых и неценовых факторов. Функция предложения: Pa, Pb, Pn от неценовых факторов таких как K, C, T, Z и др., где Pa – цена товара a, Pb – цена товара b, Pn – цена товара n, K – характеристика принимаемая ценами, C - налоги, T – субсидии, дотации, Z - природно-климатические условия. Аналитический спрос выглядит следующим способом: QS = c + bP, где c и b – const, P – цена. Кривая предложения: P S Кривая предложения показывает прямую взаимосвязанную между 2мя переменными P и Q отражает кривую Q предложения. Закон предложения. При прочих равных условиях объем предложения увеличивается с ростом цены на товар или услуги. Предложение: - индивидуальное – предложение товара одного производства. - рыночное – объединение суммарных предложений всех индивидуальных товаропроизводителей национальной эк-ки. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать определенное количество товаров и услуг за определенный промежуток времени. Изменение QS осуществляется под воздействием ценовых и неценовых факторов. Цена предложения не меняет кривую предложения. Существуют неценовые факторы на объем предложения: 1)технический прогресс сдвигает кривую предложения вправо вниз. 2)сезонные изменения 3)налоги и субсидии 4)ожидание производителей 5)число товаров производителей 22. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки. P Рыночное равновесие – система D S на рынке, когда предложение и Избыток спрос совпадают при PE E равновесной цене как для дефицит производителя так и для потребителя. QE Q Состояние равновесия: - мгновенное. При этом изменение спроса в мгновении переменяется, не влияя на объем производства, но приводит к росту цены. - краткосрочное. Когда увеличение спроса приводит к изменении объема предложения и при этом изменяется равновесная цена. - долгосрочное. Когда наблюдается адаптация цены и объема производства к изменению предложения. Гос-во в условиях нестабильности на рынке может установить потолок цены ниже равновесной. Установление нижнего уровня цен выше равновесной цены. Гос-во скупает излишки с/х товаров либо ограничивает выпуск товаров, либо увеличивает или стимулирует спрос на этот излишек. 23. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене. Эластичность (E) – технический термин, который использовал Альфред Маршалл для обозначения чувствительности одного фактора в результате воздействия на него другого фактора. Эластичность спроса (ED) – степень изменения объема спроса в зависимости от изменения цены товара и услуг в зависимости от доходов покупателя. Виды эластичности: 1)эластичность спроса по цене (EDP) 2)перекрестная эластичность 3)эластичность спроса по доходу(EDI) Эластичность спроса по цене показывает отношение изменения объема спроса к изменению цены. EDP =rQ/rP = Q*P , где rQ – изменение объема, rP – изменение цены. EDP ˃ 1. Когда цена снижается на 5%, спрос увеличивается на 10%. Неэластичность спроса – когда EDP ˂ 1, когда цена выросла на 5%, а объем на 3%. EDP = 1, когда цена снизилась на 5%, объем спроса увеличился на 5%. Совершенно неэластичный спрос: EDP = 0, когда объем спроса неизменный и не зависит от изменения цены. Совершенная эластичность спроса: EDP = ∞, когда повышение цены на 5%, будет продана ∞ количество товаров. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: 1)наличие товаров-заменителей. Эластичность повышается при наличии товаров-заменителей. 2)фактор времени. В долговременном периоде эластичность спроса по цене повышается. 3)значительные товары для человека. Спрос на товары 1ой необходимости менее эластичны, чем на товары роскоши. 4)доступность товара потребления. Спрос на дефицитные товары как правило неэластичны. 5)степень насыщенности потребления в этом товаре. Если потребность высока, то спрос неэластичен. Тенденции характерные для эластичности спроса: 1)на товары повседневного спроса в долгосрочном периоде спроса по доходу менее эластичен. 2)с ростом доходов населения спрос на низкокачественные товары сокращается. 3)понятие эластичности спроса имеет практическое значение при предпринятии фирмой определенных решений, особенно особенности ценообразования. 24. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности. Перекрестная эластичности товаров a и b (EDab) – как процентное отношение изменений объема спроса на товары а, процентное изменение спроса на товар b и умножаем на цену товара bи делим на объем спроса товара a. Рост доходов увеличивает возможность совершения покупок, так что спрос растет. Эластичность спроса по доходам имеет вид: определяется как изменение отношения: EDI= ϫQ1 : Q2 * 100%/ϫI1 : I2 * 100% = ϫQ/ϫI = I/Q Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Виды перекрёстной эластичности спроса по цене: 1)положительная, которая относится к взаимозаменяемым товаром. Например, повышение цены на маргарин вызывает рост спроса на масло. 2)отрицательная. Она относится к взаимодополняемым благом. Повышение цены на маргарин вызывает сокращение спроса на него, что в свою очередь уменьшит спрос на кассеты. 3)нулевая, относится к благом, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое благо. Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене применяется коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Виды товаров: 1)низкие товары. Коэффициент товара ˃1 2)нормальные. Коэффициент ˂1 3)товары первой необходимости. Коэффициент 0˂эластичность˂1 4)товары второй необходимости. Коэффициент эластичности = 1 5)товары роскоши. 1˂коэфициент эластичности˂∞ 25. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Выраженное изменение объема спроса зависит от изменения дохода покупателя. Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению доходов называется эластичностью спроса по доходу. Показателем, посредствам которого измеряется эластичность спроса по доходу, является коэффициент эластичности спроса по доходу. Он определяет как отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя. Эластичность спроса по доходу показывает, как изменяется величина спроса на товар при изменении доходов потребителя. Эластичность спроса по доходу имеет весьма существенное практическое значение, поскольку важно для прогнозирования развития производства тех или иных товаров. С ростом доходов спрос на одни товары растет, а на другие – падает. Эластичность спроса по доходу определяется по формуле эластичности, в которой роль оргумента выполняет доход: EDI = %ϫQ/%ϫI. Эластичность спроса по доходу на товары высшей категории качества EDI ˃ 0, на товары низшей категории качества EDI ˂ 0. 26. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Эластичность предложения (ES) показывает степень реальности поставщиков на изменение цены. Выражается отношением объема спроса и делим на изменение цены: ES = ϫQ/ϫP Характеристика эластичности предложения: 1)предложение эластично, когда изменение в большей степени, чем цена. 2)предложение не эластично, когда оно изменяется в меньшей степени чем цена. Факторы эластичности предложения: 1)резервы (возможность предприятия). Производительная мощность предприятия. 2)уровень товарных запасов фирмы. 3)временной фактор: - мгновенный период – предложение совсем не эластично. - краткосрочный – есть товарные запасы. - долгосрочный – эластичность предложения достаточно эластично. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количеств, предлагаемых к продаже. При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара. Она рассчитывается с помощью коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене. Он показывает, на сколько процентов изменится предложения одного товара в результате изменения цены другого товара на 1%. Виды коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене: 1)для товаров-заменителей повышение цены на один товар сокращает производство другого товара. Цена одного товара и предложение другого товара изменяются в разных направлениях. Коэффициент в этом случае будет отрицательным. 2)для дополняющих товаров повышение цены на один товар сопровождается увеличением производства другого товара. Цена одного товара и предложение другого товара изменяются в одном направлении. Коэффициент будет положительным. 3) для независимых товаров изменение цены одного товара не вызывает изменения предложения другого товара. Коэффициент будет равен нулю. 27. Практическое значение анализа эластичности. Эластичности спроса по цене и выручка товаропроизводителя. В реальной жизни степень реагирования одной переменной величины на изменение другой величины может быть разной. Поэтому в эк-ом анализе для отражения степени интенсивности такой зависимости используется показатель эластичности (E). При анализе динамики спроса также используются соответствующие показатели эластичности. При этом базовым показателем всегда выступает эластичность спроса по цене (EDP). EDP выражает степень реагирования объема спроса на изменение величины цены спроса. EDP измеряет силу влияния причины (изменение цены спроса) на результат (изменение объема спроса). Показатель эластичности спроса отражает процентное изменение величины спроса, которое последует после однопроцентного снижения цены на данный товар. Эластичности спроса влияет на выручку фирмы) 1)повышение цены может понизить объем спроса на товары фирмы и выручка сокращается 2)снижение цены на товар влияет на рост объема спроса и выручка увеличивается. 28. Использование закона спроса и предложения для анализа эластичности. Экономический анализ предложения спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. 1. высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. 3. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. |
29. эк-ие субъекты: домашнее хозяйство, фирма (организацию), государство. Основными эк-ими субъектами современной рыночной эк-ки являются – домохозяйство, предприятие (фирмы) и государство. Домохозяйство – эк-ая единица, состоящая из одного человека или семьи. Основные черты домашних хозяйств: - являются собственниками факторов производства. - эк-ие решения принимают самостоятельно. - стремятся к максимальному удовлетворения своих потребностей. Предприятие (фирма) – эк-ая единица, реализующая основную функцию общественного производства – удовлетворение потребностей людей. Предприятия (фирмы): - самостоятельно принимает основные эк-ие решения. - владеет факторами производства и использует их для производства продукции и ее реализации. - стремится к получению максимальной прибыли. Государство – правительственные учреждения, имеющие и использующие юридическую и политическую власть для регулирования эк-ой деятельности участников рыночных отношений в целях достижения общественных целей. 30. домашнее хозяйство как эк-ий субъект. Понятие полезности, ее виды. Закон убывающей предельной полезности. Домашнее хозяйство – крупнейший сектор национальной эк-ки. Их роль в рыночной эк-ке двойная. С одной стороны, они формируют спрос на потребительские товары и услуги, являясь их покупателями. С другой стороны, домашнее хозяйства владеют факторами производства, главный из которых является рабочая сила. Продавая их, они формируют рыночное предложение, получая доходы, которые используют для покупки товаров и услуг. Источниками формирования доходов домохозяйств являются: заработная плата, доход от предпринимательской и индивидуальной деятельности, доход от личного подсобного хозяйства, дивиденды и др. Получение доходов, как бы велики они не были, не самоцель домохозяйства. Это лишь средство удовлетворения потребностей их членов. С ростом доходов не только более полно удовлетворяются потребности индивида и семьи, но и меняется структура их предпочтений, которые дают производителю информацию о том, что производить и в каких объемах. При анализе расходов следует уяснить понятие «расходы домохозяйств» и «потребительские расходы домохозяйств». Потребительские расходы включают в себя расходы на покупку продовольственных и непродовольственных товаров и оплату услуг. Потребительские расходы – лишь часть расходов домохозяйств. Последнее включают в себя также затраты денежных средств на производственную деятельность и накопления. Накопление домохозяйств – отложенное потребление в текущем периоде с целью увеличения потребностей в будущем. Потребления являются конечными целями производства и его исходный пункт. Возникает проблема рационального и эффективного потребления. Рациональный потребитель - потребитель, который выбирает наиболее эффективное сочетание благ и услуг для потребления. Выделяют общую и предельную полезность. Полезность товаров определяется способом удовлетворения какой-либо потребности. Товар обладает потребительской стоимостью. Общая полезность товара представляет собой суммарную полезность всех приобретённых благ и услуг. TU = EV, где TU – суммарная полезность всех благ. Предельная потребность (MU) представляет собой потребление каждой дополнительной единицы потребляемого блага. Факторы влияющие на потребность: 1)количество запасов потребления блага 2)способность этих благ удовлетворять те или иные потребности. Закон убывающей предельной полезности:по мере увеличения количества потребляемого блага, полезность каждой последующей единицы блага сокращается. TU MU Q Q 31. Организация как хозяйствующий субъект. Классификация организации. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий объект, обладающий правом юридического лица, который использует факторы производства, производит и реализует продукты, а также оказывает различные услуги. Основные признаки предприятия: предприятие обладает признаком юридического лица. Имея свой устав, оно обязано иметь счет в банке, иметь свой бухгалтерский баланс, организованной структурой управления. Предприятие должно заключать хозяйственные договоры, обязана продавать свою ценовую политику, ассортимент политики, нести эк-ую и юридическую ответственность. Основные цели предприятия: максимизация прибыли как в долгосрочном, так и краткосрочном периодах. Кроме этого предприятие ставит и локальные, тактические цели: 1)реконструкция предприятия 2)изменение ассортимента Функции производства: 1)производства благ 2)максимизация прибыли 3)социальное обеспечение работников Участники (субъекты) фирм и предприятий: собственники, управляющий (руководят, но не владеют), наемные работники. Виды предприятий: 1)по цели: коммерческие, некоммерческие; 2)по формам собственности: частные, государственные, коллективные, кооперативные, народные, акционерные, кооперативные, различные общества и товарищества; 3)по отраслевому признаку: предприятия торговли, услуг, образования, науки; 4)по размеру: крупные, средние, малые. Крупные предприятия производят массовую стандартизированную продукцию, большие финансовые ресурсы, поэтому они имеют возможность внедрять новые технологии. Для крупных предприятий характерна специализация производства, низкие издержки. Средние предприятия занимают промежуточное положение на рынке и их продукция пользуется ограниченным, но постоянным спросом. Средние предприятия занимают промежуточный статус. Малые предприятия составляют более 90% рыночной эк-ки. Особенности малых предприятий: работают до 50 человек, работы очень много. Главная особенность малых предприятий – они эффективны в расходах ресурсов и быстро перестраиваются, рабочие места дешевые. Они редка реагируют на безработицу. По формах организации бизнеса можно выделить: индивидуальные предприятия (владеет семья); партнерство, основанное на объединении капиталов двух и более лиц; корпорация - крупное предприятие; френчайс - форма организации бизнеса, когда главное предприятие представляет право ведения бизнеса (лицензирование). 32. Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный. Постоянные и переменные факторы производства. Любое производство действует по времени. Теория фирмы выделяет краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Краткосрочный период – период, в пределах которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен путем применения большого или меньшего количества переменных издержек производства: рабочей силы, сырья и др. Переменные факторы: - изменение количества рабочей силы - изменение количества сырья, материала, электроэнергии. Долгосрочный период – период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых в производстве ресурсов, включая и производственные мощности. Следственно, в долгосрочном периоде не существует пределов для наращивания объемов производства. Однако на практике и здесь есть ограничения. Они обусловлены масштабами производства. Различают 3 типа эффекта масштаба: положительный, неизменный, отрицательный. 33. Производство и техника. Производственная функция, ее свойства. Эк-ко-математическая зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и применяемыми факторами производства названа производственной функцией и выражается формулой: Q = f(L, K, M др.), где Q – количество производственной продукции, L – объем труда, K – объем капитала, M – количество оборудования. Производственная функция показывает максимально возможный объем продукции, который может произвести предприятие при каждом конкретном сочетании факторов производства, и строится для конкретной технологии. Объем произведенной продукции зависит не только от количества используемых факторов, но и от той комбинации, в которой они применяются. Это значит, что кроме взаимодополняемости производственные факторы характеризуются и взаимозаменяемостью, то есть они могут использоваться в производственном процессе в различных пропорциях, замещая друг друга. Взаимозаменяемость факторов производства означает, что каждой из имеющихся производственных технологий соответствует ряд комбинаций используемых факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции. Данная зависимость в эк-ой науке описывается с помощью кривых, называемых изоквантоми. Изокванта – кривая, показывающая все сочетания факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции. L Изокванта показывает A B C эффективное распределение ресурсов при изменении производства. K Все точки на прямой показывают эффективность и рациональность использования факторов производства. В современной эк-ке факторы могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. Взаимозамена ресурсов означает, что нехватка первого ресурса, нехватка рабочих может возвращать приращением другого фактора производства. Взаимодополняемасть означает, когда отсутствие одного фактора делает невозможным целый производственный процесс. Для эффективного хозяйствования предприятию следует определить, какое количество фактора А необходимо для того, чтобы заменить единицу фактора В, не вызывая при этом изменения объема производства. Для этой цели используется показатель, именуемый предельной нормой технологического замещения производственных факторов (MRTS). MRTS = изменение количества капитала/изменение количества труда. 34. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Общесредний и предельный продукт – по мере роста переменного фактора L увеличивается объем производства продукции. Производственная функция действует в краткосрочном периоде. Из всех факторов только один переменный – труд. Общий продукт – количество продукции, которые произведены только при увеличении переменного фактора, все остальные не меняют и обозначаются t, l, p. Средний продукт определяется как отношение: APL = TPL/L. Средний продукт показывает величину продукта на единицу переменного фактора. Предельный продукт: МPL = ϫTPL/ϫL = общий прирост/ /количество. Предельный продукт – дополнительный продукт, произведение продукта при использовании дополнительной единицы труда, когда остальные факторы не меняются. Доход от предельного продукта обозначается TR. С-max TPL AP A MP L Наши рекомендации
|