Основные понятия статистики

С.А Логвинов, Е.Г. Павлова

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

МОСКВА 2011

УДК 338.26 (075.8) ББК 68.23Я73 Л69

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

С.А Логвинов, Е.Г. Павлова

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся на бакалавров по направлению «Экономика»

МОСКВА 2011

Рецензенты: д.э.н., проф. З.А. Зельднер (ИЭ РАН),к.э.н. проф. В.Е. Корольков(Финансовый университетя)

Логвинов С.A., Павлова Е.Г.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2011. 219 с.

В пособии содержатся методические указания по использованию плановой и социально-экономической информации, характеризуется сущность и роль макроэкономического планирования и прогнозирования в регулировании рыночной экономики. В издании излагаются узловые проблемы прогнозирования социального развития общества, процессов взаимодействия общества и природы, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, темпов пропорций и структуры национальной экономики, а также возможности использования системы национальных счетов в стратегическом планировании динамики и структуры на­родного хозяйства. К каждой теме даются практические задания логического и расчетного характера.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и аспирантов, закрепления ими теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе изучения соответствующих учебных материалов, а также приобретения практических навыков при решении задач по макроэкономическим проблемам планирования и прогнозирования.

ISBN 5-7942-0287-4

© Логвинов С.А.

© Павлова Е.Г.

© Финансовый университет, 2011

Оглавление

Введение. 4

Методические указания. 4

по работе с плановой и социально-экономической информацией. 4

Глава 1 Макроэкономичекое планирование и прогнозированиев системе регулирования социальногорыночного хозяйства. 4

1.1. Социальное рыночное хозяйство и проблемы его регулирования в российской федерации 4

1.2. Макроэкономическое планирование и прогнозировнаие как элемент. 4

системы государственного регулирования. 4

экономических и социальных процессов. 4

1.3. Макропланирование и прогнозирование как наука. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 2 Методология и организациямакропланирования и прогнозированияв Российской Федерации. 4

2.1. Система методологии макропланирования и прогнозирования. 4

2.3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ.. 4

2.4. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 4

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

ГЛАВА 3ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА 4

3.1. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ... 4

3.2. ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ.. 4

3.3. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В США.. 4

3. 4. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ЕС) 4

Глава 4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 4

4.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.. 4

4.2. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА.. 4

4.3. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ.. 4

4.4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 5 Макропланирование взаимодействия общества и природы.. 4

5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4

5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПРИРОДНОЙ.. 4

СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

5.3. Макропланирование природопользования. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 6 Макропланирование научно-технического прогресса. 4

6.1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества. 4

6.2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 4

6.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 7 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 4

7.1. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - 4

ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.. 4

РАЗВИТИЯ СТРАНЫ... 4

7.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ 4

7.3. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 8 ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПРОПОРЦИЙ И ТЕМПОВ РОСТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 4

8.1. Структура народного хозяйства. Взаимосвязь пропорций и темпов роста. 4

8.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4

8.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОПОРЦИЙ.. 4

8.4. БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 9 Национальные счета и баланс народного хозяйства в системе макроэкономического планирования и прогнозирования. 4

9.1. Баланс народного хозяйства и его характеристика. 4

9.2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА НА КОНЦЕПЦИЮ СНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

9.3. ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ СНС.. 4

9.4. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНС И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА 4

9.5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ СНС.. 4

9.6. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СНС И БНХ.. 4

Практические задания. 4

Рекомендуемая литература. 4

Введение

Человек - существо разумное. Из окружающего животного мира он выделяется тем, что в своей повседневной деятельности всегда ставит перед собой вполне определенные цели на будущее и продумывает систему мер по их достижению. Это характерно как для личных, так и общественных аспектов его жизни.

Мыслительная и социальная деятельность людей, состоящая в принятии решений относительно будущего и обеспечивающая целенаправленную систематическую подготовку к нему получила название "планирование". Планированием занимаются отдельные индивиды, организации людей, государство.

Планирование - это наука и определенная форма практической деятельности людей.

Планирование как наука - разновидность общественного разделения труда, состоящая в производстве новых знаний, касающихся предвидения того, что может произойти в определенный момент будущего, каких рубежей желательно достичь, какие и когда для этого нужно принять меры, сколько и каких ресурсов для этого потребуется.

Планирование как форма общественной практики представляет собой конкретную деятельность по разработке прогнозов, проектов программ и планов, обоснованию оптимальности их заданий, обеспечению возможности осуществления и проверки степени выполнения.

Планирование является современной моделью плановой работы различных субъектов деятельности в условиях рынка по подготовке управленческих решений, обеспечивающих их выживание в долгосрочной перспективе.

Предмет науки "Макропланирование и прогнозирование" («Планилогия») включает в себя исследование механизмов действия, возможности и путей использования в практической деятельности людей объективных законов развития общества.

Являясь важным инструментом повышения научной обоснованности и эффективности принимаемых решений всеми субъектами управления в рыночном хозяйстве, наука о планировании постоянно развивается и совершенствуется. Особенно большие задачи встают перед нею в настоящее время, когда в Российской Федерации осуществляется переход к инновационному развитию на основе комплексной модернизации всех сфер жизнедеятельности.

Изучение теории и практики планирования занимает особое место в подготовке экономистов, вооружении их пониманием того, что успех любой деятельности на всех уровнях управления неотделим от правильной организации плановой работы.

Овладение основами науки планирования формирует знание логики, принципов, методологических подходов к разработке прогнозов, программ, проектов планов, методов обоснования их оптимальности, обеспечения возможности выполнения и контроля за достигнутыми результатами на любом уровне - от местных органов власти, субъектов федерации, отраслей и межотраслевых комплексов до народного хозяйства страны в целом.

Для успешного изучения дисциплины требуется развитие и закрепление практических навыков обработки плановых и управленческих данных, отображения полученных результатов в табличной и (или) графической форме и анализа получаемых результатов. Эти задачи решаются студентами под руководством преподавателя на практических и семинарских занятиях, а также во в неаудиторное время в процессе освоения указанного курса.

Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины, утвержденной ректором Финуниверситета при Правительстве РФ. В нем отражены существующее законодательство Российской Федерации в области прогнозирования, программирования и проектирования, современный отечественный и зарубежный опыт.

При составлении задач использованы материалы российских статистических сборников, а также публикации периодической печати и сети Интернет. Вместе с тем все приводимые в них данные имеют иллюстративный характер.

В пособии содержатся два типа задач:

а) задачи, для решения которых необходим только логический анализ;

б) задачи, решение которых требует определенного объема вычислительных работ.

Перед их решением необходимо ознакомиться с методическими указаниями, содержащимися в каждой главе практикума, а также повторить теоретический материал соответствующих разделов лекций и учебных пособий.

Методические указания

по работе с плановой и социально-экономической информацией

В книге известного российского статистика профессора П.П. Маслова "Техника работы с цифрами" содержатся ценные практические рекомендации, изучение которых поможет студентам расширить свой кругозор, позволит в будущем уверенно ориентироваться в потоке статистических данных, умело анализировать их, и принимать оптимальные решения.

Нередко ученые-экономисты чуждаются подсчетов и вычислений, полагая, по-видимому, что область их труда -это сфера дедукций, а складывание и деление - черновая работа, которая мешает размышлениям над числами. Это неправильная позиция. Если экономист сам делает расчеты, у него больше логических ассоциаций, чем при простом чтении таблиц. На то, что мы поручаем делать расчеты техническому персоналу, нужно смотреть как на меру, необходимую для экономии времени. Там, где это возможно, лучше делать расчеты самому.

При этом, разумеется, нужно стремиться к тому, чтобы расчеты и вычисления делать с минимальными затратами времени и сил.

При вычислениях огромную помощь оказывают изданные таблицы, в которых даны обратные числа, коэффициенты и другие величины. Поэтому обычно нет надобности в новых вычислительных работах. Таблицы всякого рода готовых значений каждый экономист должен держать у себя на столе. Если к ним привыкнуть, вычисления не будут отнимать много времени.

Результаты вычислительных работ экономист собирает в удобные для обозрения таблицы. Аналитическая таблица - важный итог счетной и статистической работы.

При помощи таблицы исследователь доводит до читателя свои выводы, выраженные в числах.

С другой стороны, не стоит злоупотреблять таблицами. Статистические данные собирают в таблицах в тех случаях, когда этих данных много и изложение предполагает сопоставление каких-либо чисел. Во многих случаях помещенные в тексте статистические данные (особенно в виде кратких перечней) вполне доступны для читателей и более доходчивы, чем излишние таблицы.

Табличной формой расположения цифрового материала называется такое, при котором число находится против определенного названия по горизонтальной строчке и определенного заголовка по вертикальной графе. Таблица по внешнему виду - комбинация этих вертикальных граф и горизонтальных строк. Графы и строки составляют как бы ее скелет.

Однако не всякая форма, разграфленная таким образом и заполненная цифрами, представляет собой статистическую таблицу. Опросный бланк, какой-нибудь формуляр или схема расчета могут носить табличную форму, но это еще не статистическая таблица. Последняя должна быть непременно результатом подсчета фактических данных. Это первое. Статистическую таблицу от других табличных представлений отличает то, что в ней сведены воедино данные по многим или, по крайней мере, по нескольким единицам или объектам наблюдения. Это второе. Статистическая таблица должна быть результатом сводки, т.е. соединения путем классификации, группировки и расчета многих первоначальных записей, подсчетов и вычислений.

При построении таблицы рекомендуем пользоваться следующими практическими указаниями. Таблица должна быть построена так, чтобы всячески облегчалось ее чтение. Полезно помнить, что, чем меньше таблица, тем она яснее и доходчивее. Поэтому надо помещать в ней только то, что, безусловно, необходимо. Следует избегать так называемых "небезынтересных" данных.

Числа полезно, по возможности, округлять. За исключением тех случаев, когда для отчетности нужны точные справки. Округленное число более наглядно и броско. Излишне, например, давать сотые доли процента. Важно избегать и десятых долей процента, особенно в устных докладах. Среднюю величину не следует давать с большим числом десятичных знаков, чем сами числа, из которых она выведена.

Названия граф и заголовки должны быть так сформулированы, а таблица так построена, чтобы это, все вместе взятое, представляло собой законченное целое, независимое от сопроводительного текста. Это требование тем более справедливо, что текст призван служить выводом из таблицы, а не расшифровывать ее содержание.

Хорошо, если в названии делается акцент на тот факт или те факты, для демонстрации которых предназначена таблица. Но при этом надо помнить, что, чем лаконичнее текст заголовка, тем доходчивей таблица. Здесь нужна величайшая экономия слов.

Распространено мнение, что графическое изображение составляется только при популяризации фактических данных для того, чтобы они легче воспринимались читателем. Это заблуждение. Графики часто бывают необходимы самому исследователю. Во всех случаях чертеж облегчит и ускорит усвоение и осмысление материала.

Считается, что график нужен лишь для интерпретации или популяризации величин и их соотношений. Между тем графики, во-первых, являются эффективным средством, помогающим запомнить факты, так как в помощь логическим ассоциациям приходит, как уже говорилось, зрительная память. Во-вторых, графики служат не только для изображения величин, но и для видимой их классификации или расстановки фактов, в частности во времени. Сюда относятся всякого рода схемы и хронограммы.

Главное при построении любого графика - логическое соблюдение масштабов. При этом следует особенно обращать внимание на соизмеримость самих сопоставляемых величин. Одна пропорциональность отрезков по оси абсцисс и оси ординат еще не создает нужных пропорций в самих изображаемых величинах.

Важное значение имеет точность расчета. Обработка цифрового материала часто требует огромных затрат сил и средств. Поэтому результаты должны достигаться наиболее простыми и рациональными способами. Достаточная точность при наименьших усилиях - таково практическое правило вычислений. Оперируя цифровым материалом, необходимо постоянно применять соответствующие проверки по существу вычислений.

Произведение или частное, полученное из округленных чисел, не должно записываться с большим количеством значащих цифр, чем их имеется у каждого из чисел, с которыми производятся действия. Если же у чисел разное количество десятичных знаков, то ориентироваться можно на наименьшее количество.

Нет необходимости вычислять результаты с большим количеством значащих цифр, чем имеющееся в исходных данных.

При действиях с округленными числами не следует забывать два обстоятельства: 1) действия с десятичными дробями (умножение и деление) всегда приводят к округлению; 2) умножение округленных десятичных дробей на целые числа приводит к накоплению ошибки, т.е. понижает точность конечного результата. Поэтому там, где это возможно, лучше избегать действий с округленными числами.

Когда мы говорим о "точности" результата применительно к экономическим показателям, не следует забывать, что статистические показатели представляют только ту совокупность, из которой они получены. Статистические производные величины получены, как правило, из приблизительных оценок.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ

Наши рекомендации