Материальным обеспечением производства

С окружающей средой

Принципиальная схема автоматизированного материального и информационного потока производственной компании, включаю­щая прохождение управляющих импульсов заказа до сбыта, может быть описана следующим образом. Организационная структура ком­пании, занимающаяся планированием и управлением сбытом (УС), принимает заказы на поставку продукции фирмы. С помощью ис­полнительных систем (компьютеризированные конторы) заказы об­рабатываются, учитываются и регистрируются с помощью введения текста в персональные компьютеры и его обработки. Затем заказы передаются в сферу разработок и далее — в систему планирования и управления разработками. Осуществление конструкторских прора­боток по полученному заказу берет на себя система автоматического проектирования.

По мере конструирования заказанного изделия оформляются за­просы на необходимое для изготовления сырье, материалы и узлы.

Все отсутствующее на складах компании заказывается у поставщи­ков. По мере необходимости детали и материалы передаются в производство. Управление процессами осуществляется с помощью систем управления закупками и складированием. Техническое ис­полнение передачи предметов снабжения в зону производства бе­рут на себя автоматизированные системы складирования, вклю­ченные в структуру автоматизированного производства. Когда за­готовки для производства деталей и детали для монтажа переданы на склад, начинается собственно производство. Планирование и управление им возложено на особую систему, в структуре которой работают подсистемы автоматизированного планирования произ­водства, с которыми совмещены структуры автоматизированного производства.

Из приведенного описания видно, что в структуре автоматизиро­ванного (безлюдного) производства выделяются четыре функцио­нальных уровня:

— система управления и принятия коммерческих решений;

— система планирования и управления производством;

— исполнительная система;

— система контроля.

Характерно, что основную часть приема, диспетчирования и об­работки информации на уровне исполнительной системы берут на себя автоматизированные конторы, собирающие информацию через локальные сети и связанные с системами управления сбытом и (или) коммерческим управлением (закупки).

После изготовления продукта составляются отгрузочные доку­менты и фактуры, а также рассчитывается исполнительная кальку­ляция. Локальная сеть в принципе делится на управленческую и производственную, которые соединяются между собой каналами связи. На исполнительном уровне находятся структуры контроля.

С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промы­шленных стран Запада происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.

Информационное обеспечение логистики требует и соответству­ющего программного обеспечения, с помощью которого вся логис­тическая система, начиная с уровня субсистем и кончая фирмой в целом, работала бы как единое целое.

Главная задача в этом направлении — объединить все подразде­ления через созданную инфраструктуру (коммуникационную и ин­формационную системы). Это позволило бы наладить эффективную связь между участниками процесса управления. Коммуникационная

система должна охватывать всех поставщиков и заказчиков данного предприятия.

Вопросы информационной логистики отнюдь не сводятся к орга­низации информационного обслуживания производственных и транс­портных подразделений предприятия. Проблемы недостатка в полу­чении и обработке данных, требуемых для функционирования про­изводства в развитых странах, на сегодняшний день в традиционном ее понимании не существует.

На современном этапе развития информационной логистики в развитых странах ставится следующая задача: на базе повсеместного внедрения ЭВМ создать интегрированные автоматизированные си­стемы управления логистическим процессом, включающие АСУ и АСПРы и тем самым обеспечить гибкое реагирование производства на потребности рынка, минимизировать издержки и получить до­полнительные преимущества в конкурентной борьбе за покупателя. Пока что эта идея еще не воплощена в жизнь, но следует сказать, что ее реализация принципиально возможна лишь там, где произ­водство обеспечено в достаточной мере компьютерами и програм­мами.

Компьютерные системы начали широко внедрять в область мате­риально-технического снабжения в 80-е годы. Это явление было вызвано двумя побудительными причинами: высокой информаци­онной емкостью функции, выполняемой снабжением, и резким па­дением цен на аппаратные и программные средства. По этой причи­не многие компании стали применять автоматизацию снабжения, особенно в таких областях, как оформление заказов на покупку, учет наличия сырья, и товаров, торговые отчеты и анализы, торговые прогнозы, операции складирования и транспортировки.

Все эти функции выполняются с помощью многочисленных па­кетов программ, разработанных для компьютеров различных типов. В продаже на западном рынке имеется также ряд других программ, обеспечивающих оперативную информацию по вопросам размеще­ния товаров, пополнения складов сырьем и товарами, эффективно­сти использования складов, разработки маршрутов перевозки и ус­корения доставки, анализа затрат на перевозки, оценки эффектив­ности различных распродаж и пр.

Использование информационной логистики с приданием ей функ­ций автоматизации снабженческого процесса позволило создать ус­ловия для образования достаточного или даже избыточного уровня информации при введении дифференцированного обслуживания клиентуры. Установлено, что все операции по снабжению при воз­можности дифференцированного обслуживания потенциально мо-

гут дать значительную экономию. Как правило, эта экономия мало заметна при планировании задач обычного обслуживания, когда не делается различий между группами заказчиков. Главный ограничи­тель здесь — неполная осведомленность. Например, торговое отде­ление фармацевтической компании выполняет заказы по снабже­нию больниц и оптовых торговых фирм. В контрактах с больницами оговаривается доставка в день затребования, в то время как оптовые фирмы не возражают подчас против задержек на несколько дней. При обычном обслуживании оба заказа стараются выполнить оди­наковым образом, т. е. как можно быстрее. Из-за этого упускается возможность уменьшить расходы на доставку, которую можно осуще­ствить, несколько задержав исполнение оптового заказа для подбора другого заказа, который может быть выполнен совместно с ним.

Мощным импульсом применения информационных технологий в снабжении послужило внедрение персональных или микроЭВМ. Благодаря им менеджеры в области снабжения могут выполнять фактически любой анализ и любое планирование независимо от главных компьютерных систем компании, имея связь с ними через соответствующие интерфейсы. Такая возможность основана на раз­нообразном программном обеспечении производственной деятель­ности, находящемся в продаже на рынках программной продукции. Используя программное обеспечение работы каналов связи, можно извлекать из баз данных компании ту информацию, которая необхо­дима для решения текущих задач.

Обычно на базе сети микрокомпьютеров выполняются такие ло­гистические функции, как маршрутизация грузового транспорта, определение места расположения товаров в складских помещениях, прогнозирование и учет поступления предметов снабжения и това­ров, контроль затрат на их доставку.

Микрокомпьютерные сети получили широкое распространение в оптовой и розничной торговле, ендбжая продавцов данными о нали­чии товаров, темпах их потребления, условиях поставки. Они при­меняются на транспорте при прокладке оптимальных маршрутов и выдаче уточненной информации о прибытии груза и его характери­стиках. Микрокомпьютерные сети вышли в состав складов и осуще­ствляют быстрый сбор и выдачу информации, поиск и формирова­ние партий складируемых предметов.

Не затрагивая организационной и структурной стороны вопроса, необходимо упомянуть весьма значительную область применения информационной логистики — торговлю.

Введение новой техники в стандартные системы, решающие ком­мерческие задачи, увеличило полезность и доступность информаци-

онных систем. Такая техника, как кассовые терминалы, устройства считывания штриховых кодов и оптические сканеры, не только по­могает более целенаправленно использовать большое количество информации, но и позволяет контролировать повседневную дея­тельность компаний, предоставлять больше услуг их заказчикам.

Системы, состоящие из большого количества магазинов рознич­ной торговли, используют оборудование кассовых терминалов для получения электронным путем информации о покупках по мере того, как они совершаются. В супермаркетах повсеместно использу­ются сканеры для считывания штриховых кодов непосредственно с товаров. Электронные сети получения и обработки информации используют пакеты программ, позволяющих планировать распреде­ляемые ресурсы. В этом инструменте планирования соединяются различные функции распределения, в том числе и такие немаловаж­ные, как уровни учета товаров, распоряжения на пополнение ассор­тимента, составление графика перевозок товаров.

С помощью таких пакетов, используя мощные ЭВМ и современ­ные языки программирования, можно решить задачи относительно большого объема распределения товаров для разветвленной сети торговых точек. Преимущества этой системы выражаются в улучше­нии показателей обслуживания клиентов за счет доставки товаров в четко обусловленное время, снижении потерь товаров в результате длительного хранения, снижении затрат фирмы на учет товарной массы, сокращении и рациональном использовании складских пло­щадей, контроле за моральным старением товаров и их уценкой, а также в сокращении затрат на перевозки (более низкие страховые налоги, меньший процент повторных заказов).

Использование штриховых кодов — достаточно мелкая, но пока­зательная деталь в новом подходе к управлению информационными системами логистики. Формализуя вышеприведенный пример из области конечного пункта сбыта (розничной торговой сети), можно отметить, что штриховое кодирование позволяет выйти на новый технологический уровень в двух аспектах:

— автоматизации физических товарных потоков;

— управления информационным потоком.

Область применения штрихового когда в распределении весьма разнообразна. В сфере товарных потоков это контроль за поступле­нием и выходом продукции (товара), инвентаризация и текущий учет не только в торговле, но и на производстве. В сфере управления информацией — планирование распределения, составление счетов фактур, управление складским хозяйством, оперативное уяснение сущности заказов.

Применение технологии кодирования положительно сказывается на складских запасах, затратах на делопроизводство, персонал и др.

На многих предприятиях уже действуют крупные информацион­ные системы, использующие штриховые коды, позволяющие объе­динять передачу данных в реальном масштабе времени между раз­личными ступенями производства, различными предприятиями че­рез их системы электронной обработки данных.

Процесс выполнения торговых или производственных функций характеризуется увеличением количества деловых связей в виде те­лефонных переговоров, телеграфных и телефаксных обменов между покупателем и продавцом, грузоотправителем, транспортными агент­ствами, складами, магазинами и пр. В настоящее время широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. Если в конце 60-х годов между компаниями заключались соглаше­ния об упрощении оформления всевозможных заказов на покупки появившихся тогда возможностей электронного обмена данными, то в последние годы это направление организации менеджмента превратилось в развитые технологии, подкрепленные программны­ми и аппаратными средствами.

Сегодня на базе безбумажного обмена сам покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку. В банковской сфере на основе безбумажных технологий осуществляется автоматическая запись в дебет банковских счетов. Возможен автоматический обмен расписками между производителями товаров и крупными магазина­ми для населения, включающий обмен накладными с транспортны­ми конторами при прямой отправке товаров от производителя поку­пателю. Грузоотправители получили в ряде случаев доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.

По существу электронный обмен данными — это процесс, кото­рый позволяет компьютером какой-либо одной компании наладить связь и заключать сделки с компьютером другой компании. Чтобы реализовать эти возможности, компании применяют стандартные протоколы обмена и заключают между собой коммерческие догово­ры. В области распределения в США, например, действуют две системы стандартных протоколов — стандарты сетей обмена инфор­мацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. Там же разработаны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформления следок при следующих операциях:

— заказах на покупку;

— заказах на отправку партий грузов;

— получении консультаций для грузоотправителей;

— заполнении фактурных счетов;

— различных выплатах;

— оформлении накладных на перевозку грузов;

— получении информации о перевозимых товарах. Заглядывая в недалекое будущее, можно предположить развитие

новых подходов к организации информационных логистических систем. В последние годы на базе новых мощных ЭВМ успешно внедряются комплексы машин и приборов, формирующих элемен­ты искусственного интеллекта. Практически решены вопросы рас­познавания человеческого голоса и графических символов; в про­мышленности нашли применение системы технического зрения; машины приобрели возможности к техническому обучению; в ряде областей науки и практики действуют машинные экспертные систе­мы, способные находить оптимальные решения и сообщать их в виде советов, вырабатывать некие заключения.

В вопросах логистики экспертные системы могут применяться всякий раз, когда нельзя удовлетвориться одними аналитическими процедурами и когда для принятия решения требуются опыт и ква­лификация высокого уровня. Они могут использоваться в таких областях, как оценка работы компании по обслуживанию, резерви­рование товаров, оценка поставщиков, выбор направления деятель­ности.

Вероятно, со временем экспертные системы вберут в себя знания экспертов и сделают их доступными для менее опытных работников сферы логистики.

В целом материально-техническое снабжение, как и вся сфера логистики вообще, становится полем применения новейших комму­никационных и вычислительных систем, реализуя потребность в-информационном насыщении.

Современный уровень развития компьютерной техники, инфор­мационной технологии позволяет получить необходимые данные по сути дела в любом количестве и во всех сферах производства. Одна­ко специалисты по логистике ведущих западноевропейских компа­ний считают, что до тех пор, пока информационное обслуживание не будет выделено в особую сферу и с ним не будут считаться как со специфической производительной силой, потенциальные возможности информационной логистики не могут быть в полной мере задействова­ны.Сегодня на Западе подошли к такому рубежу в организации собственно производства, когда нарастание объема информации и уровень ее обработки уже не в состоянии существенным образом улучшить производственные показатели, и вопрос о дальнейшем совершенствовании информационной базы производства с этой точки зрения становится бессмысленным. Будущее видится за интегриро-

ванием информационных систем на уровне фирмы или отдельной группы фирм.

Для решения таких задач информационная логистика предостав­ляет новые возможности, с помощью которых вся необходимая ин7 формация организуется в соответствии с принципами, разработан­ными логистикой, в строгую систему. Ее основная функция состоит в получении, обработке и передаче информации в соответствии с поставленными этой системе задачами.

По мнению авторитетных специалистов ряда компаний, инфор­мационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных про­изводственных единиц, так и во всей фирме в целом на базе современ­ных, быстродействующих ЭВМ, соответствующего программного обес­печения, превращает информацию из вспомогательного (обслуживаю­щего) фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производительность труда и минимизировать издержки производства.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на уже дока­занную на практике эффективность применения информационной логистики, она является лишь одним из элементов в общей системе логистики и успешное ее функционирование возможно лишь в слу­чае перехода всего производства на логистические принципы.

В свою очередь, комплексный логистический подход в сфере закупок, транспорта, складирования, производства, сбыта и распре­деления абсолютно невозможен без информационной системы, со­здающей для его реализации основные предпосылки.

3.3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах

Важность информационной логистической системы прежде все­го заключается в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И/от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информа­ции зависит эффективность системы управления в целом.

Благодаря функционированию системы управления организаци­ей (фирмой) достигается выполнение цели организации определен­ного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно предста­вить в виде четырехуровневой пирамиды (рис. 14).



Высший уровень управления

Поддержка

принятого

решения



Материальным обеспечением производства - student2.ru Информация для

Наши рекомендации