Задачи для самостоятельного решения. 1. Кривые спроса на персики, приобретаемые Андреем и Дмитрием, представлены следующими функциями: и
1. Кривые спроса на персики, приобретаемые Андреем и Дмитрием, представлены следующими функциями: и . Предположим, что рыночная цена товара снизилась, а оба потребителя являются любителями персиков. Кто из них будет покупать больше персиков?
2. Кривые предложения мороженого, производимого фирмами и ,представлены следующими функциями: и . Если рыночная цена товара повысилась и спрос на товар ненасыщен, то какая фирма увеличит производство товара в большей степени?
3. Спрос на товар двух потребителей на трех рынках описывается уравнениями, представленными в таблице.
Функции спроса на трех рынках | ||
Кривые рыночного спроса потребителей на разных рынках, соответствующие индивидуальным кривым спроса, показанным в таблице, представлены на рисунке.
а б в
Кривые рыночного спроса:
а — на первом рынке; б — на втором рынке;
в — на третьем рынке
Определите, на каком из графиков изображен рыночный спрос на первом, втором и третьем рынках.
4. По мнению эксперта коэффициенты эластичности спроса по доходу на некоторые товары в последующие 30 лет будут иметь значения, представленные в таблице. Если его прогнозы оправдаются, то что произойдет в отраслях, производящих эти товары?
Товары | Первое 10-летие | Второе 10-летие | Третье 10-летие |
Маргарин | 0,85 | 0,28 | –0,20 |
Свинина | 1,05 | 1,12 | 1,28 |
Котлеты | 1,24 | 0,45 | 0,15 |
5. По мнению эксперта коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене на некоторые товары имеют значения, представленные в таблице.
Товар x | Товар y | |
Масло | Маргарин | 0,81 |
Говядина | Свинина | 0,29 |
Крупяная каша | Свежая рыба | –0,87 |
Как можно охарактеризовать пары товаров по строкам? Какую ценовую политику должны проводить производители товаров y, ориентируясь на значения перекрестной эластичности?
Ключевые определения
1. Условия формирования рынка.
2. Величина и изменение спроса (предложения).
3. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу.
4. Индивидуальный и рыночный спрос.
5. Ценовая эластичность спроса (предложения).
6. Способы расчета эластичности.
7. Эластичность спроса по доходу.
8. Перекрестная эластичность.
Поведение потребителя на рынке
Полезность и потребление
Созданные в процессе производства товары и услуги, пройдя через товарные рынки, поступают в производственное и личное потребление. Личное потребление представляет собой использование благ для удовлетворения потребностей человека. Вид индивидуальной кривой спроса зависит от значимости и полезности товара для потребителя. Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить;2) сколько купить; 3) хватит ли денег на покупку. Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо определить полезность блага для потребителя. Для ответа на второй вопрос следует исследовать цену. Чтобы решить третий — необходимо определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — составляют содержание теории потребления.
Полезность блага U — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека в результате потребления определенного количества данного блага. Она является одновременно объективным и субъективным понятием. Так, любому человеку объективно полезна еда, одежда, жилье. Но каждый вид этих товаров разным людям субъективно полезен по-разному. Для того чтобы получить удовлетворение от приобретенного товара, потребитель должен быть в состоянии сравнить полезности [9].
Полезность товара — это его потребительский эффект, сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. Следовательно, деньги выступают для потребителя первой количественной мерой полезности покупаемых благ. Другой такой мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.
В результате исследований, проведенных экономистами в XIX в., сложились два подхода к решению проблемы потребительского поведения: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).