Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант КИМ 2007 г.
Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Пояснения к демонстрационному варианту
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2007 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2007 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2007 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайтах www.ege.edu.ru и www.fipi.ru .
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, числе, форме, уровне сложности заданий: базовом, повышенном и высоком. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (тип «С»), включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант 2007 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.
Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В отличие от природы, общество
1) | является системой |
2) | находится в развитии |
3) | выступает в качестве творца культуры |
4) | развивается по собственным законам |
Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) | развитое фабричное производство |
2) | создание основного продукта в сельском хозяйстве |
3) | завершение промышленного переворота |
4) | высокоразвитая инфраструктура |
Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать
1) | культурой | 2) | экономикой | 3) | мировоззрением | 4) | историей |
Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?
1) | познавательную |
2) | прогностическую |
3) | объяснительную |
4) | социальную |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. | Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. |
Б. | Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?
1) | психологии | 2) | этики | 3) | эстетики | 4) | социологии |
Человек, в отличие от животного, обладает способностью
1) | действовать сообща с себе подобными |
2) | видеть цель своих действий |
3) | обучать потомство |
4) | защищаться от опасности |
Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1) | материально-производственной |
2) | социально-преобразовательной |
3) | духовно-практической |
4) | духовно-теоретической |
Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1) | земля |
2) | техника |
3) | выращиваемая культура |
4) | земледелец |
Верны ли следующие суждения об истине?
А. | Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. |
Б. | Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Монополизм в экономике
1) | препятствует развитию конкурентного рынка |
2) | стимулирует научно-технический прогресс |
3) | способствует рациональному использованию ресурсов |
4) | устраняет социальное неравенство |
Рынок регулирует экономику через механизм
1) | налогообложения |
2) | свободных цен |
3) | государственного планирования |
4) | государственного заказа |
Какую из названных функций в рыночной экономике должно выполнять государство?
1) | регулирование обмена |
2) | определение объема денежной массы |
3) | обеспечение связи производителей и потребителей |
4) | ценообразование |
Социально-экономические преобразования в России увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур. Это пример функционирования рынка
1) | информации | 2) | труда | 3) | товаров | 4) | капиталов |
Верны ли следующие суждения о разделении труда?
А. | Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей. |
Б. | Конкуренция способствует устранению разделения труда. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
1) | политический |
2) | территориальный |
3) | профессиональный |
4) | социально-классовый |
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) | опираются на силу общественного мнения |
2) | обеспечиваются силой государственного принуждения |
3) | поддерживаются моральным сознанием |
4) | осваиваются в процессе социализации |
Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
1) | воспитательную |
2) | репродуктивную |
3) | эмоционально-психологическую |
4) | социально-статусную |
Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученныерезультаты отражены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) | Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем. |
2) | Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы. |
3) | Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы. |
4) | Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться. |
Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А. | Женщина экономически зависит от мужчины. |
Б. | Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это
1) | политический режим |
2) | форма правления |
3) | форма административного устройства |
4) | государственный суверенитет |
Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков?
1) | консервативной |
2) | либеральной |
3) | социал-демократической |
4) | радикальной |
К отличительным признакам правового государства относится
1) | наличие армии и полиции |
2) | разделение и независимость ветвей власти |
3) | деятельность по поддержанию общественного порядка |
4) | суверенитет государства |
Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное?
1) | Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения. |
2) | В государстве действует единая система законодательства. |
3) | В составе государства выделены только административно-территориальные единицы. |
4) | Высшие органы государства формируются выборным путем. |
Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. | Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти. |
Б. | Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Конституция РФ была принята
1) | Федеральным Собранием |
2) | думским комитетом |
3) | Государственным Советом |
4) | всенародным референдумом |
В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является
1) | невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы |
2) | отказ уступить место пожилому человеку в транспорте |
3) | распитие пива на детской площадке |
4) | кража кошелька у прохожего |
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право
1) | на выход из состава РФ |
2) | на сохранение родного языка |
3) | быть субъектом международных отношений |
4) | на всю полноту государственной власти |
Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?
1) | трудового |
2) | гражданского |
3) | административного |
4) | предпринимательского |
Верны ли следующие суждения о международном праве?
А. | Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. |
Б. | Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого-либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. |
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: ______________________________________________
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».
Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием "мораль".
Ответ: _______________________________________________
Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ | | ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |
А) | исследование мотивов поведения субъектов экономики | 1) | экономика как наука |
Б) | изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром | 2) | экономика как хозяйство |
В) | создание и распределение материальных благ | | |
Г) | разработка путей повышения эффективности экономических процессов | | |
Д) | распределение доходов | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | интересы |
2) | мировоззрение |
3) | задатки |
4) | умения |
5) | наследственность |
6) | идеалы |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _______________________________________________
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей. |
Определите, какие положения текста носят
А) | фактический характер |
Б) | характер оценочных суждений |
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением ________ (1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________ (2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный ________ (3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит ________ (4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По факту нарушения закона прокурор может вынести ________ (5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые ________ (6), принятые органом власти или должностным лицом».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) | прокурор |
Б) | закон |
В) | организация |
Г) | присяга |
Д) | расследование |
Е) | постановление |
Ж) | благодарность |
З) | правопорядок |
И) | акт |
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ. |
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. |
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.
Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.
Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.
Год | Россия | США |
| 9,6 млрд долл | 161 млрд долл |
| 6,0 млрд долл | 173 млрд долл |
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия | «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). |
Социальная психология | «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий). |
Экономика | «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков). |
Социология | «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев). |
Политология | «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье). |
Правоведение | «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение). |