Изменение приоритетов образования и мотивации к обучению у молодежи

В современном обществе проблема образования привлекает внимание представителей различных отраслей знания: педагогики, правоведения, политологии, экономики, социологии, философии и др. Комплексный анализ их достижений позволяет составить целостное представление об этом социальном институте, о его роли и функциях в современном социуме. В свою очередь, синтез результатов научных исследований, изучение тенденций общественного развития, актуальных потребностей граждан, различных субъектов рынка труда и других социальных агентов предопределяет формирование государственной образовательной и во многом взаимосвязанной с ней молодёжной политики. Кроме того, это обеспечивает более эффективную реализацию данных направлений деятельности государства по отношению к личности, молодежной группе и обществу в целом, а также оптимизирует управление системой образования.

Необходимо отметить, что постсоветский период характеризуется как время интенсивной и разносторонней дискуссии по уточнению назначения и функций института образования в меняющемся социуме. Все стороны признавали и признают как непреложный факт резкое возрастание влияния образования на трансформацию общественной жизнедеятельности. В перспективе это воздействие должно стать доминантным, обеспечивающим переход России к постиндустриальному (информационному) обществу. Оно характеризуется как образовательное, наукоемкое, где знания и информация являются его главными атрибутами, а их структура и качество – факторами, определяющими интенсивность и направленность тех или иных изменений социального развития.

Для современной ситуации характерно постоянное усложнение деятельности специалистов практически любого профиля. Этот феномен обусловлен лавинообразным внедрением в производство и повседневные жизненные практики людей передовых информационных, телекоммуникационных и иных инновационных технологий. Одновременно с этим резко транформируется и предметный мир, окружающий человека на производстве и в быту. В результате видоизменяется характер действий и мышления индивидов, которые чаще всего в ускоренном порядке вынуждены осваивать авангардные достижения науки, техники, технологии.

При этом уже созданные и внедренные инновации порождают ещё большую совокупность новшеств. Жизненный цикл инноваций становится все короче. Поэтому в конкурентной борьбе деловых и социальных организаций выигрывают те, кто на основе наиболее полного анализа нужд граждан, максимально адекватного прогностического видения будущего готовы разработать и предоставить потребителям, заказчикам уникальные продукты. Могут успешно и нестандартно решать значимые общественные, политические и другие проблемы.

Из-за этого в обществе происходит ощутимое усложнение экономических, социальных и других видов отношений, возникают не существовавшие ранее профессии и специализации, мобильно трансформируются структуры управления организациями, а также трудовые функции, характерные для тех или иных типовых должностей. Наряду с этим возрастает доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Соответственно, прогресс всех сфер общества объективирует расширение масштабов подготовки и использования все увеличивающегося числа специалистов в самых различных отраслях экономики, социального управления, научной, инновационной и других видах деятельности.

Крайне важно, что в период начала реформ радикально и, в основном, стихийно, неуправляемо трансформировались экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни, неоднозначно менялось положение различных групп и общностей в социуме. В частности, серьезные изменения претерпело и место молодежи в социальной структуре и системе образования.

Нестабильность социального статуса, возрастные психофизиологические особенности в годы рыночных преобразований поставили молодежь в наиболее ущемленное положение. Крайне необходимая для молодых людей на этапе их жизненного старта поддержка со стороны государства и общества была сведена к минимуму или почти полностью прекратилась. Лишенная внешней помощи молодежь была вынуждена самостоятельно адаптироваться к неблагоприятным для нее условиям жизнедеятельности, автономно преодолевать последствия быстро формирующегося экономического неравенства, «обходить» возникающие социальные барьеры, пытаться отстаивать свои гражданские права. В их число входило и право на получение бесплатного и качественного образования, которое стало достаточно сложно реализовывать в ситуации развернувшегося общественного кризиса.

Параллельно «рыночной атаке» подверглась система образования, которая в 90-е гг. оказалась практически полностью лишенной государственного финансирования и необходимых материальных ресурсов. Образовательные учреждения стали объектом яростной критики, обвиняемые реформаторами в неспособности выступать в роли активных субъектов новой конкурентной экономики. В этом контексте система образования наделялась такими «ярлыками», как «консерватизм», «низкое качество услуг», «отсутствие гибкости», «высокая степень инерционности» и другими аналогичными по своей тональности характеристиками.

Однако время показало, что именно эти качества были не недостатками, а скорее реальными достоинствами отечественного образования, так как их наличие обеспечило компенсацию значительной части негативных последствий проведенных преобразований для молодого поколения. Заложенные еще в советские годы блестящие традиции высококачественной подготовки обучающихся, рассмотрение молодого человека не как «экономической единицы», а как личности, требующей воспитания, поддержки и уважения со стороны общества, а также способной успешно действовать в его различных сферах, способствовали перелому кризисных тенденций развития молодежи в начале нового десятилетия. В итоге в стране удалось заметно уменьшить масштабы девиантного поведения в молодежной среде, добиться социальной «санации» молодого поколения и создать условия для активизации общественного, экономического, творческого и иного потенциала молодых россиян.

Тем самым сохранение и последующее скоординированное развитие обучающей и воспитательной функций системы образования способствовало преодолению глубочайшего общественного коллапса 90-х гг. и обеспечило не только общее и/или профессиональное обучение молодого поколения, но и формирование молодых людей как членов общества, полноценно включенных в процессы его обновления. Поэтому одним из главных позитивных итогов реформ, хотя и не вполне ожидаемым, стала «реновация» и развитие воспитания в системе образования, его рациональное сочетание с образовательной деятельностью.

Теперь образовательные учреждения вновь достаточно эффективно выполняют задачи социализации молодежи, оснащая ее не только профессиональными или общеобразовательными компетенциями, но и целенаправленно внедряют в молодежную среду одобряемую обществом и государством систему социокультурных ценностей. Формируют у молодых соответствующие жизненные приоритеты, ориентируют их на осуществление успешной деловой карьеры, стимулируют развитие личностной ответственности и самостоятельности, рационально сочетаемой с коллективизмом, способствуют усвоению молодыми людьми основ нормального репродуктивного поведения и др.

Широко внедрив в педагогическую практику современные методы обучения, информационные технологии, предложив потребителям актуальные образовательные программы, а также осуществляя свою деятельность на основе принципов гуманизма, толерантности, партнерства, отечественная система образования в прошедшие годы позитивно повлияла на установление в стране гражданского мира, социально - политической и экономической стабильности, а также способствовала духовно - нравственному возрождению российского общества.

Наряду с этим следует отметить, что типичной особенностью любого общественного перехода является значительное расширение числа субъектов социальной деятельности. Общее для них - стремление к участию в проектировании и осуществлении тех или иных реформ для достижения собственных, групповых и общественных интересов. Поэтому в понимании, определении характера и направленности перемен они расходятся и часто довольно существенно. Одним из таких случаев является выяснение условий, обеспечивающих удовлетворение общественных заказов в обретении молодыми людьми различных компетенций, которые позволяют им выстраивать и эффективно реализовывать индивидуальные жизненные программы. Овладевая ими, молодежь не только усваивает опыт предыдущих поколений, но и сама становится субъектом трансформаций, формируя совершенно новые типы социальных отношений, профессиональной деятельности и коммуникаций. Именно основанное на «власти» знаний, информации, профессионализме взаимодействие людей и составляет суть постиндустриального общества. Ведь главная задача такого общества – производство информации, которая становится его основным благом и ресурсом. Для того, чтобы в подобном социуме быть успешными, конкурентоспособными, экономически и социально востребованными, молодые индивиды и лица старших возрастов должны непрерывно обучаться, получать все новые и новые знания, осваивать новейшие достижения техники и технологии. Это позволяет им не только продолжать являться профессионально, коммуникативно, социально, творчески и в другом качестве компетентными людьми, но и в результате стимулировать своей деятельностью общественный прогресс.

Наблюдающееся сейчас и еще более ожидаемое в будущем возрастание роли образования также означает и изменение положения молодежи в обществе, так как молодое поколение является главным ресурсом для воспроизводства профессионально - образовательного состава населения. Это оказывает серьезное влияние на возникновение усиливающейся мотивации молодых граждан к получению качественного общего и непрерывного профессионального образования, которое все очевидней становится решающим фактором достижения успеха современного человека не только в аспекте деловой карьеры, но и всего спектра направлений его жизнедеятельности. По данной причине в последнее время доля молодёжи, получающей образование, год от года возрастает (в отличие от прошлого десятилетия). Но при этом специалисты определяют современное общество еще и как потребительское, т.е. такое, в котором интересы и потребности, прежде всего материальные, постоянно растут, доминируют над мышлением, поведением, духовностью людей и имеют тенденцию к удовлетворению по принципу «здесь и сейчас».

Это экстремально актуализирует воспитательную функцию института образования. Ведь для социума принципиально важно иметь в своем составе граждан, являющихся не только специалистами в той или иной профессиональной области, но и индивидами, которые эффективно усваивают традиционные социальные нормы, ценности и реализуют их в своей производственной, семейной, общественной, политической практике. Также они могут и должны привносить в общество новые взгляды, новые идеалы своего поколения и затем транслировать накопленный позитивный жизненный опыт следующим генерациям молодежи.

Более того, с учетом драматических последствий проведенных социально - экономических реформ, обусловивших возникновение многочисленных девиаций молодого поколения, воспитание становится ведущей задачей системы образования. Ведь важно не только «механистически» воспроизвести ту или иную социально - профессиональную(-ые) общность(-и), вывести на рынок труда очередные когорты молодых людей, готовых зарабатывать деньги, но и являющихся отличными семьянинами, гражданами, патриотами в самом высоком смысле этих понятий. Этой преемственностью поколений достигается интеграция и единство социума как особой целостности, не сводимой только лишь к простой совокупности составляющих его индивидов. И здесь роль образования имеет уже поистине социентальное значение как базового общественного института, обеспечивающего просоциальную социализацию молодого поколения.

Тем не менее, избегая нежелательной оппозиции «обучение – воспитание», рассматривая их как две неотъемлемые части единого целого – процесса образования, следует отметить, что на современном этапе в рамках первого компонента этой диады (обучение) к образовательным учреждениям молодыми людьми, их родителями, работодателями, органами власти различного уровня и профиля предъявляются все более жесткие требования, выраженные в совпадающих, частично совпадающих или несовпадающих социальных заказах и направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей этих субъектов. Речь идет как об общем повышении качества образовательных услуг, так и о постоянном расширении их гаммы, создании новых методов, технологий, средств обучения и др. Со стороны государства эта тенденция выражается в последовательном повышении нормативных значений лицензионных и аккредитационных показателей деятельности учреждений образования, выработке новых подходов и критериев ее оценки, создании федеральной и региональных систем мониторинга качества учебного процесса.

Наблюдаемая в настоящее время вторая тенденция заключается в стремлении учреждений общего и профессионального образования осуществлять в ответ на запросы потребителей реализацию не только традиционных для них образовательных программ, но и новых. Последние либо дополняют уже реализуемые и тем самым создают условия для непрерывного образования потребителя, либо являются принципиально иными по своей направленности. Это, например, предоставляет возможности для молодых людей по освоению смежных направлений профессиональной подготовки, а также формирует восходящую траекторию их профессионального образования.

В значительной степени перспективы решения этих задач определяются состоянием институционального обеспечения системы образования, динамикой ее развития, степенью решенности актуальных проблем образовательных учреждений и повышением эффективности управления их деятельностью. При этом образовательная инфраструктура и, в частности, высшая школа в различных регионах страны развивается неравномерно. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации сохраняются созданные ещё в середине прошлого века градообразующие предприятия, в территориальном «соседстве» и партнерском взаимодействии с которыми находятся профильные высшие учебные заведения (в советском обществе действовал вполне разумный тогда и сейчас принцип: «вуз следует за предприятием»).

Иная ситуация складывается в крупных вузовских, научных и промышленных центрах страны. Здесь серьезные изменения затрагивают сферы услуг, производства, науки и образования. В больших и средних городах сегодня возникают и эффективно функционируют предприятия и организации, использующие в своей деятельности наукоемкие и передовые технологии, что предполагает подготовку для них кадров, способных осуществлять инновационную деятельность и компетентных в практическом использовании результатов инноваций.

Кроме того, особое место в этом ряду занимают вузы сельскохозяйственного профиля, которые в абсолютном большинстве случаев размещены в региональных центрах. Они осуществляют подготовку специалистов, в основном, из числа жителей сельской местности, которые все чаще и чаще рассматривают высшее образование не в качестве средства получения профессии агропрофиля, а как наиболее приемлемый способ адаптации к жизни в городе и стимул к последующей миграции из сельской местности.

Поэтому в структуре факторов мотивации молодежи к образованию в различных регионах наблюдаются заметные отличия, обусловленные территориальной спецификой организации населения, промышленности, системы предприятий сферы обслуживания, учреждений науки, образования и т.д.

В то же время следует отметить, что одним из реальных достижений либерализации экономических отношений стал ранее не известный феномен конкуренции, соперничества вузов между собой. Это выражается в интенсивном формировании их информационно - рекламной, маркетинговой деятельности, расширении гаммы реализуемых образовательных программ различного типа и уровня, а также в резком всплеске развития сети их территориальных подразделений. Так, если в советские годы высшее профессиональное образование молодой человек мог получить чаще всего в столичном городе или региональном центре, то современные вузы, движимые стремлением к удовлетворению нужд потребителей образовательных услуг, стали открывать свои филиалы и представительства не только в средних и малых городах, но даже и в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в сельской местности. Таким образом, проблема повышения доступности профессионального образования для молодежи отдаленных и сельских территорий сегодня во многом решена за счет проводимого на основе принципов экономической и социальной целесообразности институционального развития высшей школы, а также в результате внедрения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Основные задачи развития отечественной системы образования на ближайшую перспективу сформулированы в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Аналитическом докладе Министерства образования Российской Федерации «Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования» (2004 г.) и других документах. Выполнение их положений требует осуществления комплекса последовательных и системных действий. При этом содержание задач развития неизбежно увязывается с новыми социально - экономическими условиями, в кото-рых функционирует современная система образования, а также требованиями, предъявляемыми к ней обществом. По этой причине органами законодательной и исполнительной власти проводится масштабная работа по модернизации и юридической фиксации новых приоритетов деятельности государства и местного самоуправления в сфере образования. В последние несколько лет разработан, утвержден и принят к исполнению ряд нормативных актов, направленных на обеспечение системы образования новыми правовыми основаниями, необходимыми для ее эффективного развития, а также ускоренного интегрирования в международное образовательное пространство.

Необходимо отметить, что все изменения, происшедшие в последние годы как в мире, так и в нашей стране, в значительной степени повлияли на восприятие молодежью новых социокультурных доминант, ценностей, связанных с обучением, с профессиональной подготовкой, с социальной адаптацией и воспитанием обучающихся. Так, в 90-е гг. получение образования (общего и профессионального) рассматривалось значительной частью молодежи скорее как некая традиция, как фаза жизненного пути человека, прохождение которой, казалось бы, вполне можно было и исключить в условиях глубинных изменений «всего и вся». Ведь по мнению молодых того периода система образования не могла дать знания, умения, навыки, необходимые им для самого главного – существования и продвижения в новом обществе. Это был социум, который вначале строился на исключительно рыночных принципах, что предполагало абсолютный примат материального над духовным, победу индивидуализма над коммунальностью, обретение различных преимуществ любой ценой и т.д.

Кроме того, ряд молодых людей, даже не разделяющих подобную точку зрения, объективно был вынужден отказать себе в продолжении образования по причинам экономического характера, столкнувшись с крайне острой необходимостью финансово помогать родительской семье и тем более в случае создания уже и своей собственной. Сложившиеся на начальном этапе реформ «правила игры» совершенно не требовали для улучшения положения молодого индивида в обществе наличие у него солидного профессионального «багажа» и интеллектуального кругозора. Тогда главным фактором и свидетельством успеха стали деньги. Образование перестало рассматриваться молодежью как ценность, как жизненное преимущество, что повлекло за собой снижение доли молодых людей, обучающихся на разных уровнях образовательной системы. Этому способствовало и временное снижение эффективности воспитания в системе образования, обусловленное отсутствием адекватных переходному периоду целей, задач, методов и технологий воспитательной работы, что сопровождалось глубокой дисфункцией воспитания в семье как первооснове социума.

В последующем, под влиянием ряда разнонаправленых, но в итоге позитивно взаимодействующих факторов наметилась тенденция изменения мотивации молодых людей по отношению к образованию и выбору профессии.

Определенную роль, например, сыграло постепенное введение новой формы итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ в виде Единого государственного экзамена. Как результат у школьников стало формироваться иное отношение к общему образованию, меняться взгляд на содержание и качество информации, получаемой в образовательном учреждении. Учащиеся постепенно начинают осознавать личную ответственность за овладение учебной информацией, за ее систематизацию, количество и качество, за связь с будущей профессиональной деятельностью.

За счет внедрения в образовательную практику ЕГЭ вопрос обеспечения доступности получения образования в вузах/ссузах для всех категорий молодежи станет полностью решенным. Ведь эта форма аттестации выпускников школ предполагает, с одной стороны, единство требований к оценке их знаний, а с другой стороны, предоставляет молодому человеку уникальное право одновременного участия в конкурсах на поступление в формально неограниченное число учреждений высшего и среднего профобразования и возможность самостоятельного выбора лучшего для себя варианта продолжения обучения.

Но в то же время низкая рождаемость, имевшая место в 90-х гг., привела к долгосрочному сокращению численности выпускников средней школы и появлению невостребованных абитуриентами вакансий в отдельных государственных вузах и ссузах. Например, если в 2001г. численность возрастной когорты 15-19 лет составила 12322 тыс. человек, то в 2006г. она уменьшилась до 11825 тыс. С учетом того, что в период 1991 – 1999 гг. наблюдался резкий спад рождаемости, следует ожидать, что в дальнейшем это вызовет еще большее снижение числа молодых людей, образующих данную социально - возрастную группу. Соответственно численность потенциальных абитуриентов будет еще более снижаться приблизительно до 2025 г., хотя спрос у молодежи на услуги высшей школы растет. Так, если число заявлений на участие в конкурсах для поступления в государственные вузы, поданных абитуриентами (сведения Рособразования), составило в 2005 г. 2783443, то в следующем году – 2834082. При этом в 2005 г. для обучения в государственные учреждения высшей школы было зачислено 1372461 человек, а в 2006 г. – 1376651 человек.

Негативная демографическая ситуация порождает у определенной части старшеклассников социальный инфантилизм, неспособность к соревновательности, ослабляет их волю к получению среднего или высшего профессионального образования. Поступление в вуз или ссуз для обучения на бюджетной основе рассматривается многими школьниками как почти полностью гарантированное.

Тем не менее, для большинства современных старшеклассников проблема поступления в высшее учебное заведение является наиболее значимой. Так, в результате общероссийского социологического исследования «Социальное самочувствие и социальная активность российской молодежи», проведенного в конце 2006 г. учеными Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологи-ческого университета имени К.Э.Циолковского (ИМПиСТ МАТИ) в десяти регионах Российской Федерации, опрошенные учащиеся 10,11 классов в качестве главной проблемы выделили именно эту (68,2%). Данный вариант по числу выборов вдвое опередил актуальность проблемы состояния собственного здоровья старшеклассников, наличия их материальной зависимости от родителей, втрое отсутствие дополнительного заработка, более чем в десять раз проблему с покупкой модной одежды.

Небезынтересным представляется анализ их ответов и на вопрос: «Как вы планируете свое обучение после окончания школы?». Каждый четвертый из пяти (81,9%) планирует обучаться в вузе по очной форме или совмещать работу с обучением в вузе по очно- заочной или заочной форме. Еще 10,2% респондентов планируют учиться в учреждениях среднего профессионального образования. Таким образом, более 93% опрошенных предполагают обучаться в вузах и ссузах.

Поэтому одна из ведущих проблем прошлого десятилетия - доступность высшего образования - звучит сегодня как возможность получения молодыми людьми высококачественного и элитного высшего образования. В свою очередь, различия в уровнях экономического и социального развития регионов России обрекают значительную часть выпускников периферийных средних школ на получение только общедоступного образования, что ограничивает их жизненные возможности. Это объясняется относительно невысоким уровнем подготовки учащихся сельских школ, а также образовательных учреждений, расположенных в малых городах, где наблюдается дефицит квалифицированных учителей «предметников».

Однако все менее и менее актуальной становилась проблема несоответствия знаний, полученных в школе, требованиям, предъявляемым вузами. Для преодоления этого противоречия родители учащихся ранее часто вынуждены были искать такие формы обучения для своих детей, которые максимально сближали бы школьную подготовку с обучением в избираемом вузе (профильные классы и школы, подготовительные курсы в вузах, репетиторство). При этом наибольшие расхождения между требованиями вузов и школьными программами были характерны для городов, являющихся крупными университетским центрами. Как это ни парадоксально, в результате проведения ряда исследований было установлено, что именно учащиеся школ Москвы и Санкт-Петербурга в большей степени отмечали недостаточность объема и качества получаемых знаний для их поступления в вузы, чем провинциальных. В ближайшем будущем эта проблема полностью будет нивелирована за счет полного внедрения ЕГЭ.

Необходимо отметить, что в стране последовательно возрастает и число лиц, обучающихся в вузах и ссузах на платной основе. Поэтому следует иметь в виду, что доступность высшего или среднего профессионального образования, получаемого студентом на основе полного возмещения затрат на обучение, неодинакова не только для представителей различных регионов, но и для разных социальных групп. Отличия между ними характеризуются следующими социально-экономическими показателями: отсутствие/наличие, размер собственных доходов, уровень доходов семьи, социальный статус семьи, качество довузовской подготовки и др. Анализ расходов российских семей на образование показывает, что их наибольшая доля приходится именно на высшее образование. Она колеблется в зависимости от региона проживания и типа поселения. Например, по экспертным оценкам, для жителей столичных городов высшее образование в среднем вдвое доступнее по сравнению с жителями села.

Следовательно, социальный статус семьи, выходцем из которой являются молодой человек, уровень её материального благополучия, место проживания по-прежнему являются факторами, определяющими выбор вида, качества и экономического характера (бюджетная или платная форма обучения) получения им высшего образования. И чем более престижным является вуз и осваиваемые в нем специальности, тем большая материальная нагрузка ложится на семью. Как правило, поступление в вуз молодых людей на условиях полного возмещении затрат заметно снижает подушевой доход в ней. Однако окончание престижного вуза и получение востребованной рынком труда профессии в значительной степени обеспечивают надёжность построения молодым человеком успешной карьеры и достижения им более высокого уровня оплаты труда. Поэтому понесенные семьей в настоящем затраты на образование являются не потерями, а инвестицией в его будущее.

Качественное образование рассматривается молодыми людьми в отличие от ситуации прошлого десятилетия как своеобразный социальный «лифт», продвигающий молодого человека вверх по ступеням общественной структуры. Образование стало также выполнять роль критерия допуска/недопуска молодого гражданина на рынок труда. В современных условиях человек, не обладающий необходимыми профессиональными или общими знаниями, навряд ли может быть востребован работодателями. Вполне очевидна формула: «Нет образования – нет доходов и социального успеха». Современная молодежь понимает эту связь предельно предметно. Образование вновь стало «инструментом» формирования деловой карьеры, повышения экономического статуса человека, его конкурентным преимуществом, а не балластом, как это было ранее.

Процессы экономической, социальной и политической глобализации, ожидаемый переход страны в постиндустриальную стадию, усиливающееся влияние информатизации на все сферы жизни человека, современные кризисные явления развития мировой цивилизации значительно ускорили решение давно поставленной задачи кооперирования усилий ряда стран по развитию института образования. Это выразилось в продвижении европейских государств к интеграции национальных образовательных систем в рамках Болонского процесса. Российская Федерация, начиная с 2003 г., принимает участие в его реализации, постепенно внедряя двухуровневую подготовку бакалавров и магистров в высших учебных заведениях. А уже с 2009 г. предусматривается полный переход российской высшей школы на болонские принципы профессиональной подготовки. Безусловно, данное обстоятельство также окажет влияние и на изменение представлений о ценности образования у молодежи и старших поколений. Это будет выражаться не только в том, что обучающийся должен будет самостоятельно определять для себя сроки профессионального обучения, соответствующие личным способностям и потребностям, но и тем, что такой выбор будет детерминирован состоянием экономики, реальным спросом со стороны работодателей на тех или иных специалистов на рынке труда.

Однако одна из главных сложностей отечественной ситуации заключается в том, что введение двухуровневой подготовки пока не соответствует сложившейся в течение длительного порядка времени оптимальной типологии должностей персонала и функционально - квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам в производственных, проектно - конструкторских, творческих, научных, медицинских и других организациях страны. Российские работодатели и в первую очередь само государство в течение нескольких десятилетий эффективно использовали работников с квалификацией «специалист». Бакалавры и магистры для промышленности, сферы услуг, социального управления, банковских и финансовых организаций, органов власти и т.д. являются субъектами, уровень образования которых либо недостаточен, либо избыточен для выполнения большинства производственных и иных задач предприятия, учреждения, органа власти. Это провоцирует возникновение определенного дисбаланса между потребностями работодателей в уровне квалификации кадров и результатами деятельности системы высшего профессионального образования.

Исследования, проведенные в 2005 г. учеными Российского университета дружбы народов (РУДН), позволили выделить потенциальные достоинства и издержки, связанные с переходом высшей школы России на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Среди возможных достоинств упоминаются:

· увеличение разнообразия программ профессионального образования;

· усиление степени гуманизации высшей школы;

· уменьшение «отсева» студентов, покидающих вузы по причине академической неуспеваемости;

· снижение возраста выпускников.

Зафиксированы и возможные издержки:

· профессиональная незавершенность бакалаврских программ для надлежащей подготовки выпускника;

· снижение уровня фундаментальности и научности образования;

· снижение качества образования;

· исчезновение квалификации «специалист»;

· трансляция целей и задач среднего профессионального образования высшей школе как результат введения массовой подготовки бакалавров;

· уменьшение периода воспитательного воздействия системы образования на молодых людей;

· нарушение сложившихся отношений вузов с традиционными партнерами;

· вытеснение российских программ высшего профессионального образования зарубежными с отечественного рынка образовательных услуг.

Для полноценного «запуска» двухуровневой системы образования недостаточно только лишь разработать и внести отдельные изменения в действующее законодательство. Дополнительно потребуется принятие специального закона, предусматривающего полноценное участие работодателей:

- в разработке содержания государственных образовательных стандартов, формировании Общероссийского классификатора специальностей образования;

- в процессах контроля качества образования, разработке образовательных программ подготовки бакалавров и магистров;

- в создании образовательных моделей, направленных на обеспечение сквозной подготовки специалистов.

Выявлению связи получаемого образования с будущей профессиональной деятельностью и экономической мобильностью молодых специалистов в рассматриваемый период был посвящён ряд дебатов как в среде научно-образовательной общественности, так и в органах законодательной и исполнительной власти. В частности, широко обсуждались вопросы, связанные с определением условий кредитования образования молодежи, участием и ответственностью потенциальных работодателей за трудоустройство молодых специалистов, организацией сотрудничества образовательных учреждений и бизнес-сообщества. Следует заметить, что в связи с переосмыслением характера отношений между работодателем и выпускником вуза для первого возникает проблема определения необходимой и достаточной квалификации будущего работника. Это обстоятельство также оказывает решающее влияние на изменение мотивации учащейся молодежи при выборе уровня и профессионального профиля образования.

Существенным фактором, стимулирующим молодежь к получению образования, являются проводимые с 2006 г. мероприятия приоритетного Национального проекта «Образование», ориентированные на подсистемы общего и профессионального образования. Они нацелены на развитие инновационного и кадрового потенциала института образования, на повышение уровня методического и материально - технического обеспечения образова-тельной деятельности, на поддержку воспитательной работы в образовательных учреждениях. Молодежь в них выступает в основном в роли объекта, на который направлены инновационные, управленческие и иные действия, и в итоге становится потребителем современных и более качественных услуг учебных заведений. В этом аспекте можно отчасти несколько опасаться развития потребительской мотивации молодых людей по отношению к системе образования. Поэтому при обсуждении результатов и планировании новых мероприятий приоритетного Национального проекта «Образование» следует в большей мере предусматривать непосредственное участие молодежи в их реализации. Это позволит обучающимся лучше понять протекание процессов общественного развития, изучить специфику менеджмента социальной сферы, ознакомиться с принципами функционирования государственной системы управления на примере института образования.

Происходящие в стране постреформенные изменения также позитивно сказываются на отношении молодого поколения к получению образования. Реально наметившееся улучшение инвестиционного климата в стране, рост валового внутреннего продукта, подъем промышленного производства в большинстве отраслей, увеличение реальных доходов населения, принятие комплекса решений, касающихся усиления государственной поддержки образования, науки и национальной культуры, способствуют тому, что в молодежной среде формируется адекватное ситуации представление о потребностях общества и работодателей в работниках различных профессий и квалификаций. Оно является фактором, стимулирующим укрепление мотивации молодежи к получению образования.

По результатам проведенного в 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения социологического исследования было установлено, что среди причин, побуждающих молодых людей получать высшее образование, чаще всего указываются те, которые связаны с вопросами будущего профессионального роста. В их представлениях наличие высшего образования открывает новые возможности для того, чтобы трудоустроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать профессионалом в своей области (26%). Для части молодых россиян важно оказаться в адекватной культурной, образовательной среде (8%), выйти за рамки своего окружения, повысив свой социальной статус (9%). Некоторые (10%) полагают, что получить высшее образование необходимо, чтобы не служить в армии. Также выделилась группа респондентов (15%), для которой были важны «знания ради знания», ради расширения своего кругозора вне каких-либо прагматических целей.

Большинство молодёжи признает, что высшее образование необходимо в современном обществе для того, чтобы найти хорошую работу, финансово обеспечить себе и своим близким достойную жизнь. Но имеют место и некоторые гендерные различия - мужчины, как правило, больший интерес проявляют к карьерному росту, женщины чаще всего - к возможности стать профессионалом в избранной области. По данным социологического опроса, проведенного в 2005 г. кафедрой сравнительной образовательной политики РУДН, было выявлено, что юноши на первое место выдвигают мотив получения определенного статуса в обществе, а уже затем называют такие мотивы, как расширение своего культурного кругозора и возможность хорошо зарабатывать. Девушки на первое место ставят хороший заработок, а на второе или на третье – получение статуса в обществе и возможность занять высокую руководящую должность в будущем. Тем не менее, на карьерный рост ориентировано большинство представителей молодого поколения.

Проведенное исследование позволило выстроить следующий рейтинг профессий по их популярности:

1) юрист – 18,2%;

2) программист – 18,0%;

3) бизнесмен, предприниматель – 16,6%;

4) экономист-финансист – 14,2%;

5) менеджер – 13,7%;

6) психолог – 6,0%;

7) профессии, связанные с правоохранительной деятельностью – 6,0%;

8) бухгалтер – 3,5%;

9) журналист, филолог – 3,3%;

10) другие профессии – 0,5%.

Три наиболее популярные профессии среди молодежи также являлись и самыми востребованными в российском обществе в 90-е гг. Так, юрист – это хорошо оплачиваемая профессия на внутреннем рынке труда, программист – профессия, которая высоко котируется на мировом рынке, бизнесмен – центральная фигура в системе рыночной экономики. И хотя выбор сферы деятельности, профессии и уровня образования продолжает быть связан с приоритетами и стереотипами прошлого десятилетия (экономист, юрист, менеджер, программист и др.), но в реальности он увязывается молодыми людьми с конкретными сферами применения их знаний и квалификации, с практической деятельностью, позволяющей, по мнению выпускника, реализовать его индивидуальные жизненные цели.

В качестве одной из особенностей, характеризующей мотивы к обучению современной российской молодежи, можно выделить стремление к получению фундаментального образования, сопряженного с набором дополнительных компетенций, обеспечивающих профессиональную и социальную мобильность молодого человека в обозримой для него перспективе. Также можно отметить повысившийся интерес к профессиональной подготовке, связанной с будущей работой в системе государственного и муниципального управления, в сфере связей с общественностью, рекламы, управления персоналом. По-видимому это связано как с заметным укреплением позиций государства в обществе, так и с разноплановым развитием экономики.

В меньшей степени мотивом получения высшего профессионального образования сегодня может считаться поддержание семейных образовательных традиций, сохранение профессиональных династий. Следует отметить, что воспроизводство молодежью стремления к высшему образованию, происходящей из семей научной и творческой интеллигенции, не носит преимущественно наследственного характера. Но в то же время оно достаточно широко распространено среди представителей других социальных групп молодежи. Например, в 2003 г. (по сравнению с 1999г.) отмечено незначительное снижение социальной базы воспроизводства интеллигенции с высшим образованием с 49,8% до 47,1%. Это свидетельствует о том, что современное общество нуждается во всё более высококвалифицированных работниках и кроме того эта тенденция находит соответствующее отражение в жизненных практиках молодежи.

На изменение мотивации к обучению влияют и другие факторы. Так, например, в связи с подготовкой к принятию в 2006 - 2007 гг. ряда решений, относящихся к изменению условий и сроков прохождения гражданами срочной воинской службы, выбор высшего учебного заведения молодым человеком в меньшей степени будет зависеть от наличия в нем военной кафедры, а больше мотивирован личным интересом к избранной профессии.

Небезынтересным является анализ мнений молодежи о возможности получить в России профессиональное образование, качество которого признавалось бы как в нашей стране, так и за рубежом. Такой вопрос задавался молодым респондентам в рамках вышеуказанного общероссийского социологического исследования, проведенного ИМПиСТ МАТИ.

Отрадно, что несмотря на критическое отношение, сформировавшееся в нашем обществе в последние 10 – 15 лет к оценке деятельности отечественной системы профессионального образования, более двух третей молодых респондентов рассматривают ее как высокую или среднюю! Всего от 10,2% до 20,3% в зависимости от категории опрошенных выделяют ее как низкую. Это свидетельствует о превалировании характера позитивного отношения молодежи к ее деятельности и об адекватной оценке ее потенциала.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете возможность получить в России профессиональное образование, качество которого признавалось как в нашей стране, так и за рубежом?» (в %)

Характер оценок Учащиеся Студенты Работающая молодежь
Высоко 40,9 35,0 32,3
Средне 45,5 52,4 42,7
Низко 10,2 10,4 20,3
Затрудняюсь ответить 3,4 2,2 4,7

Подводя некоторые итоги, можно заключить, что проблемы, стоящие перед современной молодежью, связанные с получением образования, требуют глубокого комплексного изучения в контексте реальных перемен, происходящих во всех сферах жизни. Имеющиеся достижения и перспективы социально-экономического развития страны формируют новый взгляд на систему образования. Ее важнейшим приоритетом должна стать идея обеспечения мотивированного выбора молодыми людьми будущей профессии, а по сути, формулирования ими взаимосвязанной, сбалансированной системы своих жизненных и профессиональных целей и задач. Их достижение будет обеспечивать успешное развитие личности молодого человека, повышение степени его адаптированности к меняющимся условиям, социальной и профессиональной мобильности, выполнение им общественно полезной и общественной значимой деятельности.

Выбор уровня, профиля и форм получения образования осуществляется молодыми людьми под воздействием множества факторов. При этом их интенсивность и направленность постоянно меняются. Отсюда необходимым является осуществление мониторинга динамики процессов, протекающих в системе образования. Сбор и анализ научных материалов наряду с изучением данных государственного статистического наблюдения позволит разработать эффективную программу формирования профессиональной ориентации учащихся школ и других категорий молодежи, а также осуществлять согласованное с потребностями молодого поколения, работодателей, государства, общества рациональное реформирование отечественной системы образования, предусматривающее сохранение ее лучших традиций и проведение хорошо продуманной модернизации.

Наши рекомендации