Развитие финансово-бюджетного потенциала
Текущее состояние и основные проблемы.
За 2014 год на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы Российской Федерации поступило налогов и сборов (без учёта поступлений страховых взносов) на сумму 81629,5 млн. рублей, что на 10% превысило поступления 2013 года. Наиболее значительно возросли поступления по таким налогам, как: налог на прибыль организаций (25,6%); налог на доходы физических лиц (на 7,5 %); акцизы – на 905,1 млн. рублей (3,6%); земельный налог (на 27,5%). Уменьшились поступления по таким налогам, как: налог на добавленную стоимость – на 2237,7 млн. рублей или на 25,1%; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – на 468,5 млн. рублей или на 4,8%. В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, норматив отчисления в бюджет Волгограда по налогу на доходы физических лиц снижен на 18,33 процентных пункта (с 33,54% в 2013 году, до 15,21% в 2014 году), что, в свою очередь, вызвало уменьшение поступления налога в местный бюджет за 2014 год по отношению к 2013-му вдвое, или на 50,7%. При этом, темп роста поступлений налога на доходы физических лиц на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы за 2014 год составил 107,5%. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 19.
Стратегическое видение будущего.
Реструктуризация ряда местных предприятий промышленной сферы и модернизация их технологической базы в среднесрочной перспективе повысят стабильность бюджета. Реализация крупных инвестиционных проектов в ходе подготовки к проведению ЧМ-2018 будет способствовать улучшению общеэкономической ситуации в городе, что приведет к расширению налоговой базы в части налога на доходы физических лиц. Осуществление крупных инвестиционных проектов, создание новых современных производств позволят существенно расширить налоговую и неналоговую базу доходов городского бюджета. Постепенный рост доли МУП и доли хозяйственных обществ, акционером которых является Волгоград, с положительным финансовым результатом.
Цель: удовлетворение социально-экономических потребностей населения вследствие повышения бюджетной обеспеченности за счет роста налоговых и неналоговых доходов, повышение собственного налогового потенциала муниципалитета за счет эффективного использования межбюджетных трансфертов.
Сильные стороны • Наличие высокого налогового потенциала вследствие большой территории, широкого круга налогоплательщиков. • Наличие многоотраслевой промышленности. • Наличие возможности для достаточно высокой точности прогнозирования доходов бюджета. • Оптимизация масштабов участия Волгограда в деятельности хозяйственных обществ | Слабые стороны • Хроническая бюджетная напряженность (в 2014г. дефицит бюджета города возрос до 9% к объему доходов). • Высокая зависимость бюджета Волгограда от изменений бюджетного и налогового законодательства. • Повышение роли межбюджетных трансфертов со стороны консолидированного бюджета региона. • Отсутствие на территории города новых крупных налогоплательщиков. • Низкая бюджетная обеспеченность. • Наличие неликвидных объектов муниципального имущества, отсутствие средств в бюджете Волгограда на их восстановление, снижение площадей ликвидной муниципальной недвижимости как источника пополнения доходной части бюджета. |
Возможности • Реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию предприятий. • Перспективы реструктуризации и повышения финансовой эффективности деятельности ряда значимых предприятий • Софинансирование деятельности органов местного самоуправления из вышестоящего бюджета. | Угрозы • Сокращение субъектов малого и среднего бизнеса. • Рост количества МУП, имеющих отрицательный финансовый результат. • Финансовая зависимость от вышестоящих бюджетов. |
Рис. 19. SWOT-анализ финансово-бюджетного потенциала
Задачи:
реализация комплекса мероприятий по увеличению доходов бюджета Волгограда и обеспечению поступления доходов от рационального и эффективного использования муниципального имущественного комплекса, а также земельных ресурсов;
усиление контроля за использованием межбюджетных трансфертов и повышение эффективности расходования целевых межбюджетных трансфертов;
оптимизация структуры муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов Волгограда, обеспечение реализации концепции управления имущественным комплексом Волгограда.
Целевые индикаторы достижения стратегических целей приведены ниже в таблице 12.
Для расчета темпов роста налоговых доходов и бюджетной обеспеченности на душу населения использованы значения индексов-дефляторов розничного товарооборота и темпов роста фонда оплаты труда, соответствующие макроэкономическим показателям инновационного сценария развития российской экономики (Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития РФ) опирающегося на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.
Таблица 12
Целевые индикаторы
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | ||||
1. | Темп роста налоговых доходов, поступающих в бюджет Волгограда (по нормативу 100 процентов) за отчетный период к предшествующему году | % | 110,1 | 106,7 | 106,9 | |
2. | Отношение объема дефицита бюджета Волгограда к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений | % | ||||
3. | Бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов | руб. | ||||
4. | Доля недействующих (в стадии банкротства и ликвидации) муниципальных унитарных предприятий в общем числе МУП Волгограда | % | 10,5 |