Развитие финансово-бюджетного потенциала

Текущее состояние и основные проблемы.

За 2014 год на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы Российской Федерации поступило налогов и сборов (без учёта поступлений страховых взносов) на сумму 81629,5 млн. рублей, что на 10% превысило поступления 2013 года. Наиболее значительно возросли поступления по таким налогам, как: налог на прибыль организаций (25,6%); налог на доходы физических лиц (на 7,5 %); акцизы – на 905,1 млн. рублей (3,6%); земельный налог (на 27,5%). Уменьшились поступления по таким налогам, как: налог на добавленную стоимость – на 2237,7 млн. рублей или на 25,1%; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – на 468,5 млн. рублей или на 4,8%. В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, норматив отчисления в бюджет Волгограда по налогу на доходы физических лиц снижен на 18,33 процентных пункта (с 33,54% в 2013 году, до 15,21% в 2014 году), что, в свою очередь, вызвало уменьшение поступления налога в местный бюджет за 2014 год по отношению к 2013-му вдвое, или на 50,7%. При этом, темп роста поступлений налога на доходы физических лиц на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы за 2014 год составил 107,5%. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 19.

Стратегическое видение будущего.

Реструктуризация ряда местных предприятий промышленной сферы и модернизация их технологической базы в среднесрочной перспективе повысят стабильность бюджета. Реализация крупных инвестиционных проектов в ходе подготовки к проведению ЧМ-2018 будет способствовать улучшению общеэкономической ситуации в городе, что приведет к расширению налоговой базы в части налога на доходы физических лиц. Осуществление крупных инвестиционных проектов, создание новых современных производств позволят существенно расширить налоговую и неналоговую базу доходов городского бюджета. Постепенный рост доли МУП и доли хозяйственных обществ, акционером которых является Волгоград, с положительным финансовым результатом.

Цель: удовлетворение социально-экономических потребностей населения вследствие повышения бюджетной обеспеченности за счет роста налоговых и неналоговых доходов, повышение собственного налогового потенциала муниципалитета за счет эффективного использования межбюджетных трансфертов.

Сильные стороны • Наличие высокого налогового потенциала вследствие большой территории, широкого круга налогоплательщиков. • Наличие многоотраслевой промышленности. • Наличие возможности для достаточно высокой точности прогнозирования доходов бюджета. • Оптимизация масштабов участия Волгограда в деятельности хозяйственных обществ. • Эффективное использование и распоряжение муниципальной собственностью, муниципальными предприятиями, пополнение доходной части бюджета неналоговыми доходами • Наличие финансовых потоков со стороны федерации и субъекта при реализации делегированных полномочий, реализуемых в интересах города. Слабые стороны • Хроническая бюджетная напряженность (в 2014г. дефицит бюджета города возрос до 9% к объему доходов). • Высокая зависимость бюджета Волгограда от изменений бюджетного и налогового законодательства. • Повышение роли межбюджетных трансфертов со стороны консолидированного бюджета региона. • Отсутствие на территории города новых крупных налогоплательщиков. • Низкая бюджетная обеспеченность. • Наличие неликвидных объектов муниципального имущества, отсутствие средств в бюджете Волгограда на их восстановление, снижение площадей ликвидной муниципальной недвижимости как источника пополнения доходной части бюджета.
Возможности • Реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию предприятий. • Перспективы реструктуризации и повышения финансовой эффективности деятельности ряда значимых предприятий • Софинансирование деятельности органов местного самоуправления из вышестоящего бюджета. Угрозы • Сокращение субъектов малого и среднего бизнеса. • Рост количества МУП, имеющих отрицательный финансовый результат. • Финансовая зависимость от вышестоящих бюджетов.  

Рис. 19. SWOT-анализ финансово-бюджетного потенциала

Задачи:

реализация комплекса мероприятий по увеличению доходов бюджета Волгограда и обеспечению поступления доходов от рационального и эффективного использования муниципального имущественного комплекса, а также земельных ресурсов;

усиление контроля за использованием межбюджетных трансфертов и повышение эффективности расходования целевых межбюджетных трансфертов;

оптимизация структуры муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов Волгограда, обеспечение реализации концепции управления имущественным комплексом Волгограда.

Целевые индикаторы достижения стратегических целей приведены ниже в таблице 12.

Для расчета темпов роста налоговых доходов и бюджетной обеспеченности на душу населения использованы значения индексов-дефляторов розничного товарооборота и темпов роста фонда оплаты труда, соответствующие макроэкономическим показателям инновационного сценария развития российской экономики (Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития РФ) опирающегося на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

Таблица 12

Целевые индикаторы

№ п/п Показатели Ед. изм.
1. Темп роста налоговых доходов, поступающих в бюджет Волгограда (по нормативу 100 процентов) за отчетный период к предшествующему году % 110,1 106,7 106,9
2. Отношение объема дефицита бюджета Волгограда к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений %
3. Бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов руб.
4. Доля недействующих (в стадии банкротства и ликвидации) муниципальных унитарных предприятий в общем числе МУП Волгограда % 10,5

Наши рекомендации