Модели процесса переговоров и забастовок

Из анализа моделей поведения профсоюзов и фирм следует, что не всегда существует единственное решение, а возможно некоторое множество решений. Возникает проблема переговоров между профсоюзом и работодателем. Модели, анализирующие переговоры, можно разбить на две группы: первая — модели о результатах переговоров (к ним относятся рассмотренные модели поведения профсоюзов), вторая — модели процесса переговоров.

В целом проблему переговоров между профсоюзами и работодателем можно представить следующим образом (рис. 9.8). Существуют функция полезности профсоюза Uu и функция полезности работодателя Ue, в пространстве значений этих двух полезностей есть точка с, называемая конфликтной точкой или точкой угрозы, которая является решением проблемы, существующей между профсоюзом и работодателем, без переговоров, с минимально допустимой для каждого полезностью. В ходе переговоров возможно также достижение других решений, максимально увеличивающих полезность профсоюзов до точки а и полезность работодателя до точки b. Добровольность переговоров и требование максимизации полезности будут ограничивать это множество сектором cab — Парето-эффективных решений, границей ab которого будет кривая эффективных контрактов.

В этом множестве есть точки, которые улучшают положение обеих сторон (например, точка D), и поэтому решения, приводящие к ним, могут быть достигнуты в ходе переговоров сравнительно легко и без конфликтов. Когда при существующей силе сторон такие решения исчерпаны и переговоры приводят к точке N, дальнейшее улучшение положения одной из сторон может быть осуществлено только при ухудшении положения другой стороны. Так, переход в точку А из точки N увеличит полезность профсоюза, но уменьшит

Модели процесса переговоров и забастовок - student2.ru

Рис. 9.8. Проблема переговоров

полезность работодателя, переход в точку В от точки N, наоборот, увеличит полезность работодателя, но уменьшит полезность профсоюза. Возникает конфликтная ситуация, которая может быть разрешена только с учетом переговорной силы каждой из сторон.

Таким образом, конкретный исход переговоров будет определяться силой каждой из сторон, участвующей в переговорах. Определение этой силы основано на модели Чемберлена.

Согласно этой модели переговорная сила каждой из сторон, участвующей в переговорах, может быть определена через издержки, которые возникают при принятии того или иного решения. Сила убеждения профсоюза, или по-другому отношение работодателя к аргументам профсоюза, будет определяться через издержки работодателя:

Издержки работодателя

по несоглашению с профсоюзом

Сила убеждения профсоюза = ———————————————.

Издержки работодателя

при соглашении с профсоюзом

Издержки несогласия работодателя будут определяться в зависимости от вероятности забастовки, ее продолжительности, потери в прибылях от забастовки. Издержки согласия работодателя будут определяться через потери в прибылях при принятии условий профсоюза.

Сила убеждения работодателя, или отношение профсоюза к аргументам работодателя, будет определяться через издержки профсоюза:

Издержки профсоюза

по несоглашению с работодателем

Сила убеждения работодателя = ———————————————.

Издержки профсоюза

при соглашении с работодателем

Издержки несогласия профсоюза будут определяться затратами на проведение и организацию забастовки, потерями в заработной плате во время забастовки. Издержки согласия профсоюза будут определяться в потерях полезности профсоюза (комбинации потерь в занятости и заработной плате) при принятии условий работодателя.

Следствия из этой модели следующие:

соглашение возможно при определенном соотношении сил сторон, если сила убеждения и работодателя и профсоюза £ 1, то ни тому, ни другому соглашение невыгодно;

силы сторон в переговорах относительны (чем больше первоначальные требования, тем больше сопротивление противоположной стороны, тем меньше переговорная сила);

если требования пересматриваются в процессе переговоров (в сторону снижения), то изменяются переговорные силы и достижение соглашения становится более возможным;

конфликты (забастовки, локауты) могут возникать при неправильной первоначальной оценке сторонами издержек друг друга;

усиление своей позиции в ходе переговоров возможно двумя способами: первый способ вынуждения — увеличение издержек оппонента при несоглашении с выдвигаемыми требованиями; второй способ убеждения — убеждение оппонента в меньшем, чем он предполагал, размере издержек при соглашении с выдвигаемыми требованиями.

Определение издержек сторон при переговорах позволяет рассмотреть модели забастовок.

Модель длительности забастовки Хикса предполагает, что переговоры между работодателем и профсоюзами сведены к одному вопросу — размерам заработной платы (W). При увеличении длительности забастовки (d) и соответственно издержек от нее профсоюзы снижают свои первоначальные требования по заработной плате, что отражает на рис. 9.9 кривая уступок (или кривая сопротивления) профсоюза Fu. Работодатели также при увеличении длительности забастовки и повышении издержек от нее идут на уступки и готовы на повышение первоначально предлагаемой ими заработной платы, что отражает кривая уступок работодателя Fe. Тогда длительность забастовки d* и окончательная заработная плата W* определяются пересечением кривых уступок профсоюза и работодателя.

Модели процесса переговоров и забастовок - student2.ru

Из этой модели следует, что если работодатель и профсоюз полностью информированы о положении взаимных кривых уступок, то забастовка не имеет смысла и стороны могут прийти к соглашению без нее, не неся издержек от забастовки. Но информация несовершенна, и работодатель и профсоюз могут не знать истинного положения взаимных кривых уступок. Допустим, работодатель предполагает, что кривая уступок профсоюза F’u (рис. 9.9) и рассчитывает на длительность забастовки d1 и окончательную заработную плату W1 (W1<W*), а профсоюз предполагает, что кривая уступок работодателя F’e (рис. 9.9) и рассчитывает на длительность забастовки d2 и окончательную заработную плату W1 (W1>W*). Тогда стороны не смогут прийти к соглашению на переговорах и возникнет забастовка. Чем больше неопределенность сторон во время переговоров о поведении друг друга, тем больше вероятность забастовки. Модели забастовок, в которых по крайней мере одна из сторон при переговорах не обладает полнотой информации о возможном поведении другой стороны, называются моделями с асимметричной информацией.

Модель забастовок Ашенфельтера—Джонсона, или модель политической активности, исходит из того, что профсоюзы — сложные организации, где руководство профсоюза может преследовать свои цели (в том числе политические, связанные с влиянием профсоюза и своей карьерой), отличные от целей рядовых членов профсоюза. В этой модели также существует асимметрия информации, но между руководством профсоюза и рядовыми членами: руководство профсоюза располагает полной информацией о возможностях фирмы и об уровне заработной платы, который приемлем для работодателя, но этой информацией не располагают члены профсоюза. У руководства профсоюза есть два варианта поведения. Первый — убедить членов профсоюза согласиться на уровень заработной платы, приемлемый для работодателя (этот уровень будет меньше заработной платы, требуемой профсоюзом). Но в этом случае руководство профсоюза может потерять свою репутацию и выглядеть «соглашателями». Второй — пойти на забастовку, которая будет продолжаться до тех пор, пока стороны не придут к соглашению по заработной плате на уровне, приемлемом для работодателя и известном руководству профсоюза еще до начала забастовки. При таком варианте, несмотря на издержки забастовки, руководство профсоюза приобретает политическую репутацию.

Модель представлена на рис. 9.10. На рис. 9.10а показана кривая уступок профсоюза Fu, которая убывает от первоначально требуемой заработной платы Wu и приближается к минимально приемлемой для профсоюза заработной плате Wm (точка сопротивления профсоюза).

В модели предполагается, что поведение работодателя определяется максимизацией текущей стоимости прибыли (PVP). При непродолжительной забастовке РVР может возрастать, так как забастовка приведет к снижению требований профсоюза по заработной плате, при более продолжительной забастовке издержки от нее превысят выигрыш, получаемый от снижения требований профсоюза по заработной плате, и РVР убывает (рис. 9.106). В результате забастовка будет иметь продолжительность d*, а заработная плата будет установлена на уровне W*, который приемлем для работодателя и максимизирует текущую стоимость его прибыли.

В соответствии с этой моделью продолжительность забастовки будет возрастать, если повысится первоначально требуемый профсоюзом уровень заработной платы или если темпы уменьшения уровня заработной платы, требуемой профсоюзом, с течением времени возрастают. В обоих случаях увеличение продолжительности забастовки приносит работодателю большие выгоды. Наоборот, при повышении минимально приемлемого для профсоюзов уровня заработной платы вероятность и длительность забастовки сокращаются.

Модели процесса переговоров и забастовок - student2.ru

Рис. 9.10. Модель забастовок на основе политической активности

Наши рекомендации