Информационная база оценки стоимости НМА и ИС
Оценка НМА и ИС основана на анализе стоимости с инвестиционной точки зрения, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации.. При анализе информацию следует разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация
Сбор и анализ рыночной информации должен проводиться по следующим направлениям:
- сбор и анализ общей информации о состоянии экономики страны на дату оценки;
- сбор и анализ информации об отрасли экономики, в которой используется объект оценки;
- сбор и анализ информации о регионе, в котором используется объект оценки;
- сбор и анализ информации о сегментах рынка, к которым относятся сам объект оценки и товарная продукция, выпускаемая с использованием объекта оценки;
- сбор и анализ информации об объектах, аналогичных объекту оценки по его функциональному назначению и вариантам использования.
Собираться и исследоваться должна только уместная информация, позволяющая выявить влияние состояния рынка, соответствующего дате оценки, на стоимость объекта оценки.
Использоваться должны только достоверные и авторитетные источники информации.
Занимаясь сбором информации макроэкономического характера, Оценщик выявляет влияние макроэкономических факторов на стоимость объекта оценки. При этом обращается внимание на состояние инвестиционного климата в РФ в целом, для чего могут быть использованы такие макроэкономические показатели, как, например, действительный на дату оценки рейтинг кредитоспособности, присвоенный Российской Федерации независимыми рейтинговыми агентствами (Moody’s, Standard & Poor’s, и т.п.), темпы роста промышленного производства в РФ, темпы роста доходов населения и др.
Собирая информацию об отрасли экономики, Оценщик должен выявить характерные особенности, влияющие на построение бизнеса, в котором используется объект оценки. При этом обращается внимание на тенденции развития отрасли и на такие среднеотраслевые показатели как рентабельность активов и продаж, оборачиваемость основных средств и оборотного капитала, ликвидность активов и т.п.
Исследуя состояние региона, Оценщик должен обратить внимание на его географические и демографические особенности, влияющие на структуру доходов и расходов предприятий и определяющие состав потребительской корзины, на покупательную способность населения, на уровень заработной платы, входящей в себестоимость продукции и т.п.
При исследовании сегмента рынка, к которому относится товарная продукция, выпускаемая с использованием объекта оценки, Оценщик выявляет конкурирующие товары и их производителей. Для оценки потребуются: цены продажи товаров-аналогов, информация об их себестоимости и её структуре (по возможности), а также об объемах продаж у фирм-конкурентов. Желательно чтобы эта информация была представлена в динамике за 3 – 5 лет, предшествующих дате оценки.
При сборе и анализе информации об объектах аналогичного назначения и сравнимой полезности по отношению к объекту оценки Оценщик выявляет цены и условия их продажи (предложений к продаже), а также среднее время экспозиции. Собирается информация о влиянии характеристик и отличительных особенностей объектов такого рода на их стоимость. Выявляются объемы и структура затрат, необходимых для создания объектов-аналогов. Собирается информация об уровне доходности таких объектов при использовании их в бизнесе. При этом, в первую очередь, Оценщика должны интересовать ставки арендной платы (ставки роялти) за пользование правами на объекты аналогичного назначения и сравнимой полезности. В качестве источников информации могут быть использованы сайты:
www.fips.ru,
www.trademark-register.ru,
www.sciteclibrary.ru,
www.bankideas.ru,
www.innovbusiness.ru,
www.proizvoditel.ru,
www.membrana.ru,
www.ipmenu.com и другие специализированные сайты.
Внутренняя информация
Прежде всего, Оценщик должен провести анализ предоставленной Заказчиком информации об объекте оценки на степень ее полноты и достаточности для определения его рыночной стоимости. При необходимости Оценщик должен запросить у Заказчика дополнительные данные об объекте оценки и режиме его хозяйственного использования. В случае, если отказ Заказчика в предоставлении дополнительной информации существенным образом влияет на достоверность оценки, Оценщик отмечает это в Отчете.
В интересах применения при оценке затратного подхода Оценщик в ходе анализа информации, предоставленной Заказчиком, должен выявить документально подтвержденные затраты на создание объекта оценки и доведение его до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, а также временной график осуществления проекта по созданию объекта оценки.
В интересах применения при оценке сравнительного подхода Оценщик в ходе анализа информации, предоставленной Заказчиком, должен принять меры к выявлению данных, касающихся характеристик объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности и условий передачи прав на них.
В интересах применения при оценке доходного подхода Оценщик в ходе анализа информации, предоставленной Заказчиком, должен выявить: характер выгод, образующихся при использовании объекта оценки; направления, по которым образуются эти выгоды; длительность поступления этих выгод; характер изменения во времени их масштабов; риск непоступления будущих выгод, ожидаемых к получению владельцем ОИС.