Предложение в условиях совершенно конкурентной отрасли
Совершенно конкурентная фирма принимает цену, по которой она может продавать свою продукцию, как данную. Она действует как «ценополучатель» в отличие от несовершенно конкурентных фирм, которые являются «ценопроизводителями».
Чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно.
Совершнеео конкурентная фирма, если она вообще что-то производит, максимизирует свою прибыль, имея оптимальный положительный объем выпуска, при котором доход от реализации каждой дополнительной единицы (т.е. ее рыночная цена) равняется ее предельным издержкам. Это верно как для краткосрочного (P=MC), так и для долгосрочного (P=MC) периода.
В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена по крайней мере не ниже средних переменных издержек (P≥AVC). В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства.
Краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с частью кривой ее предельных издержек, лежащей выше ее цены прекращения выпуска, которая соответствует минимальному значению средних переменных издержек.
Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем сложения (по горизонтали) кривых предложения всех фирм данного рынка. При каждом значении цены совокупный объем предложения – это сумма объемов предложения всех фирм.
В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными и должны быть возмещены все издержки. Совершенно конкурентная фирма производит продукцию в долгосрочном периоде только в том случае, если цена по крайней мере не ниже долгосрочных средних издержек (P≥LAC). В против
ном случае фирма уходит из отрасли.
Долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с частью ее кривой долгосрочных предельных издержек, лежащей выше ее долгосрочной цены прекращения выпуска, которая соответствует минимальному значению долгосрочных средних издержек.
Долгосрочная кривая предложения отрасли является более пологой, чем ее краткосрочная кривая предложения, как потому, что долгосрочная кривая предложения каждой фирмы более полога, чем ее краткосрочная кривая предложении, так и вследствие возможности входа на рынок и выхода из него фирм в долгосрочном периоде.
Если все фирмы используют идентичные технологии и могут приобретать факторы производства по ценам, не зависящим от объема выпуска отрасли, то в долгосрочном периоде все они будут иметь одинаковые кривые средних и предельных издержек.
В краткосрочном периоде отраслевая кривая предложения сдвигается главным образом вследствие изменений в ценах переменных факторов. В долгосрочном периоде сдвиги кривой предложения обусловлены изменениями в ценах всех факторов и изменением в технологии.
Как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде кривая предложения совершенно конкурентной отрасли – это отраслевая кривая предельных издержек.
2.6. Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность
Экономисты пользуются весьма специфическим определением эффективности. Ситуация является эффективной по Парето, когда никому нельзя сделать лучше без того, чтобы кому-нибудь не стало хуже.
Концепция эффективности по Парето является ограниченной в силу того, что она не может быть использована для сравнения многих реальных жизненных ситуаций, в которых политические меры улучшают положение некоторых людей только за счет ухудшения положения других.
При совершенно конкурентном равновесии предельные издержки производства блага равны предельной оценке (ценности), приписываемой потребителями данному благу. Они равны, так как фирмы приравнивают предельные издержки к цене а домашние хозяйства приравнивают к цене предельную ценность. Постольку, поскольку каждый сталкивается с одними и теми же ценами, конкурентное равновесие означает равенство предельных издержек и предельной ценности.
Более низкие, чем определяемые конкурентным равновесием, объемы выпуска являются неэффективными, поскольку потребители готовы платить за приросты производства больше величины предельных издержек. При объемах выпуска, превышающих уровень конкурентного равновесия, экономия производителей на издержках превышает потери потребителей в результате уменьшения потребления.
Излишек для потребителей – превышение суммы, которую потребители готовы заплатить за благо над той суммой, которую они фактически платят, -измеряется площадью фигуры между кривой спроса и линией цены, которую платят потребители.
Излишек для производителей – кумулятивное превышение цены над той суммой, по которой производители были бы готовы поставить товар, – измеряется площадью фигуры между кривой предложения и линией цены.
Пока мы намерены трактовать выраженную в долларах ценность выгоды для любого индивида как равную ценности выгоды в долларах для общества в целом, излишки для потребителей и производителей также измеряют выгоды для общества в целом.
Вне точки конкурентного равновесия сумма излишка для потребителей и производителей может быть увеличена посредством движения производства к состоянию конкурентного равновесия. Это другой способ демонстрации того, что конкурентное равновесие в отдельно взятой отрасли является эффективным.
Предельная норма замещения товара А товаром В представляет собой число единиц товара В, которое требует потребитель в качестве компенсации за отказ от 1 единицы товара А. Она равняется отношению предельной полезности товара А к предельной полезности товара В.
Так как в условиях конкуренции предельные нормы замещения равны соответствующим отношениям цен для всех потребителей, то конкурентное равновесие эффективно по потреблению. Не существует способа перераспределить имеющиеся поставки товаров среди потребителей так, чтобы сделать кому-то лучше без того, чтобы не сделать кому-то другому хуже.
В условиях конкуренции все производители любого товара приравнивают предельные издержки к цене. Из этого следует эффективность по производству. Невозможно перераспределить совокупный объем выпуска среди фирм так, чтобы уменьшить совокупные издержки производства отрасли в целом.
Предельная норма трансформации товара А в товар В представляет собой число единиц товара В, от производства которых надо отказаться, чтобы произвести еще 1 единицу товара А. Если рынки конкурентные, то она равняется отношению предельных издержек производства товара А к предельным издержкам товара В, а следовательно, отношению цены товара А к цене товара В.
В условиях конкуренции предельная норма замещения между любой парой товаров равняется предельной норме трансформации между ними. Это гарантирует эффективность по обмену. Невозможно улучшить ситуацию для потребителей, изменяя объемы производства любых товаров.
Поскольку положения равновесия в конкурентных экономиках эффективны по потреблению, по производству и по обмену, поскольку они обеспечивают Парето-оптимальное распределение ресурсов.
2.7. Несовершенная конкуренция: монополия
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один- единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (Множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры вхождения).
Предельный доход – это величина изменения дохода, получаемая от продажи еще одной единицы продукции. Для монополиста, производящего положительный объем выпуска, предельный доход ниже цены.
Оптимальный положительный выпуск для монополиста – это такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Спрос в этой точке всегда эластичен по цене. Монополист достигает значения своего оптимального положительного выпуска только в том случае, если соответствующая цена по меньшей мере равняется величине средних переменных издержек в краткосрочном периоде и величине средних переменных издержек в краткосрочном периоде и величине цены средних совокупных издержек в долгосрочном периоде.
Для монополиста не существует кривой предложения, поскольку при выборе цены и объема выпуска он принимает в качестве данной всю шкалу спроса целиком, а не какое-то единственное значение цены.
Монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Более того, выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, сталкивающейся с таким же спросом и теми же условиями формирования издержек, а монопольная цена выше конкурентной цены.
Ограничение монополистом объема выпуска представляется социально нежелательным, поскольку ценность, которую потребители приписывают возросшему объему производства, превышает издержки, связанные с его наращиванием. Однако монополист во избежание снижения цены для всех покупателей, необходимого для увеличения объема продаж, сокращает производство.
Имеются три причины существования монополии. Первая заключается в существовании некоторого числа естественных монополий, издержки которых минимизируются тогда, когда весь выпуск производится только одной фирмой. Вторая причина состоит в том, что монополист может обладать контролем над источником сырья или в области некоторых специальных технических знаний. Третья причина – это предоставление государством монопольных прав одной-единственной фирме.
Фирмы, обладающие властью над рынком, обычно прибегают к практике ценовой дискриминации, устанавливая разные цены для различных категорий покупателей на основе различий в эластичности их спроса. Покупатели с более эластичным спросом стремятся платить более низкие цены.
Если единственная крупная фирма сталкивается с рядом мелких «принимающих цену» соперников, то объем спроса на ее продукцию при любом значении цены задается разницей между совокупным объемом спроса и объемом предложения конкурентного дополнения. Крупная фирма ведет себя как монополист принимая в качестве данной определенную таким образом шкалу спроса. В долгосрочном периоде расширение производства конкурентами может разрушить ее власть над рынком.
Благодаря патентной системе монополия может быть следствием технического прогресса, но не существует убедительных доказательств в пользу того, что крупные фирмы, обладающие огромной монопольной властью, играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса.