Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Тема: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ РЫНКА. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.

  1. Рынок: сущность, условия возникновения, функции.
  2. Достоинства и недостатки рынка.
  3. Структура рынка.
  4. Инфраструктура рынка.
  5. Основные элементы рыночного механизма.
  1. Рынок: сущность, условия возникновения, функции.

В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок.

В литературе можно встретить много определений рынка.

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство — основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домаш­ние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расхо­дуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потреб­ление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различ­ными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и прави­тельственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумага­ми какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; рас­ходуя свой доход на цели личного потребления, вы являе­тесь членом домашнего хозяйства.

Важнейшими условиями возникновения рынка являют­сяобщественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономиче­скими благами. Различные группы производителей зани­маются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, опре­деляется принципомсравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости.

Условием возникновения рынка является и так называ­емаяэкономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Экономическая обособ­ленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Экономическая обособленность исторически возникла на базе частной собственности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка являетсясвободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существо­вать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться про­изведенной продукцией. Только свободный обмен, суще­ствующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут под­сказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Функции рынка. Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.

Самая важная функция рынка — регулирующая. Через механизм закона стоимости, спроса и предложе­ния рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике.

Ценообразующая функция рынка возникает при столк­новении товарного спроса и предложения, а также благода­ря конкуренции. В результате свободной игры этих рыноч­ных сил складываются цены на товары и услуги.

Рынок выполняет стимулирующуюфункцию. Он стимулирует освоение достижений научно-техничес­кого прогресса, снижение затрат, повышение качества, рас­ширение ассортимента товаров и услуг.

Рынок выполняет распределительную функцию. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд, важнейшие факторы производства. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения то­варов над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

Посредническая функция рынка состоит в следующем. Рынок служит связующим звеном между экономически обособленными товаропроизводителями, между производ­ством и потреблением. Соединяя производителя и потреби­теля, координируя их деятельность, рынок обеспечивает не­прерывность процесса воспроизводства.

Рынок выполняет санирующую, или оздоравливающую, функцию. Он очищает общественное производство от эко­номически слабых, нежизнеспособных хозяйственных еди­ниц, и наоборот, поощряет развитие эффективных, пред­приимчивых, перспективных фирм. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и даже становятся банкротами, а общественно полезные и эффек­тивно работающие предприятия успешно развиваются.

Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве — объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения части товаропроизводителей, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен — бес­смысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка — это то же самое, что жаловаться на несправедли­вость Солнечной системы (Ф.Хайек).

  1. Достоинства и недостатки рынка.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эф­фективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптив­ность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъек­тов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетво­рению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Со­здается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Но свободный рынок имеет и следующие серьезныенедостатки:

1) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедли­во, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.

Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также ста­бильный уровень цен;

2) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Про­блему эмиссии денег берет на себя государство в лице госбанка;

3) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пе­стицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголиз­ма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует со­хранению невоспроизводимых ресурсов;

4) рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);

5) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

6) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подверже­на нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или за­медление темпов роста производства) и инфляционными процессами:

7) рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные про­изводства), но необходимы обществу.

  1. Структура рынка.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры исис­темы рынка:

Первый —по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок рабочей силы или рынок труда;

• рынок средств производства;

• рынок ценных бумаг, валюты;

• рынок научно-технических разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок жилья;

• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и др.

Второй критерий —по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов — посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупа­тель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает пред­почтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и тор­говцев, что характерно для современных развитых национальных и междуна­родных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предло­жением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделя­ется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сер­висе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкурен­ция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торгов­ля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических от­ношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сда­чи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Третий критерий —по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Четвертый критерий —по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий —по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

• формирующийся рынок.

Шестой критерий —по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий —по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий —по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий —по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий— с учетом ассортимента товаров:

• замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих про­изводителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;

• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не свя­занные между собой.

  1. Инфраструктура рынка.

Впервые термин«инфраструктура» был использован в экономическом ана­лизе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособ­ность вооруженных сил (начало XX в.).

В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального про­изводства.

В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной эконо­мической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основа­ние, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих дви­жение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих опреде­ленные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого по­средничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государствен­ные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стиму­лирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельнос­ти рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порожде­ны самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов дея­тельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

  1. Основные элементы рыночного механизма.

Во-первых, этоцены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определе­нии необходимости изменения объемов производства. Из­менение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, этоспрос и предложение. Спрос – это платежеспособная потребность потребителей. Предложение — это количество това­ров, которое имеется в продаже при данной цене. Измене­ние соотношения между спросом и предложением порож­дает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уро­вень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производ­ства и потребления.

Наконец, в-третьих, этоконкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а следова­тельно, и расширение масштабов хозяйственной деятель­ности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия произ­водства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара боль­ше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повыша­ется, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Все элементы рыночного механизма существуют не изо­лированно, а взаимодействуют, и их взаимодействие пред­ставляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос не­разрывно связан с предложением, и оба они зависят от уров­ня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предло­жение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыноч­ного механизма находятся в единой системе.

Наши рекомендации