Транспорт: структура и факторы, определяющие его территориальную организацию

Транспорт – отрасль хозяйственной деятельности, выпол­няющая работу по перемещению грузов и пассажиров. В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный транспорт. К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный.

Автомобильный транспорт–один из наиболее динамич­ных видов транспорта. Ему принадлежит исключительная роль в перевозках пассажиров (более 80%), а также грузов на корот­кие и средние расстояния.

Положительная сторона в работе автомобильного транспор­та – высокая маневренность, возможность осуществлять пере­возки грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежу­точных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пасса­жиров. Главный недостаток – сравнительно высокая себестои­мость и удельная энергоемкость грузовых перевозок.

Протяженность автомобильных дорог мира составляет 24 млн. км, из них 22 млн. км имеют твердое покрытие. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

Большое значение для всех регионов мира имеют транскон­тинентальные автомобильные дороги. Наиболее известные их них – Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку и соединенное с Трансамазонским шоссе и др.

Существенный недостаток автомобильного транспорта, ра­ботающего на минеральном топливе, — отрицательное влияние продуктов сгорания топлива на состояние окружающей среды. Это вынуждает совершенствовать автотранспортные средства, что ведет к их удорожанию.

Железнодорожный транспорт.Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1,2 млн. км. Железнодорожный транспорт характеризуется универсальностью (способностью перевозить практически все виды грузов), высокой пропуск­ной и провозной способностью, сравнительно невысокой себестоимо­стью перевозок и высокой скоростью движения, независимо­стью от природных условий и т.д.

Наибольшую длину железных дорог имеют страны со значи­тельными размерами территории – США (280 тыс. км), Кана­да (90), Россия (86), Индия (61), Китай (55). Наибольшая плотность железных дорог наблюдается в странах Западной Европы (до 100 км на 1000 км2). В целом ряде стран (около 30) железные доро­ги вообще отсутствуют (Оман, Нигер, ЦАР, Йемен и др.).

Важнейшими направлениями современного развития железнодорожного транс­порта являются электрификация путей, увеличение скорости перевозок и интенсивности движения. По длине электрифици­рованных железных дорог первое место в мире занимает Россия.

В экономически развитых странах большое внимание уделяется развитию высокоскоростных железнодорожных линий (Париж — Лион, Рим — Флоренция, Токио — Осака).

Трубопроводный транспортявляется узкоспециализиро­ванным и предназначен для транспортировки преимуществен­но жидкой и газообразной продукции. Его основу составляет сеть нефтепроводови газопроводов. В последнее время широкое распространение получают разнообразные продуктопроводы(транспортируются уголь, железная руда, химические продукты и даже молоко).

Ускоренному развитию трубопроводного транспорта способствуют низкая себестоимость транспортировки грузов, стабильность и надежность перевозок, меньшая экологическая опасность.

Мировая сеть магистральных газопроводов в настоящее вре­мя превышает 1100 тыс. км, а нефте- и продуктопроводов — 900 тыс. км и продолжает увеличиваться. В ряде регионов мира имеются трубо­проводы, проложенные по дну морей, например, газопровод из Северной Африки (Алжир) в Южную Европу (Италия), тру­бопроводы в Мексиканском заливе, Северном море. Трубопроводный транспорт наибольшее развитие получил в США и России.

К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Вод­ный транспорт – один из наиболее дешевых. Он не требует со­оружения специальных транспортных путей (за исключением каналов), позволяет перевозить разнообразные массовые гру­зы. К числу его недостатков относятся жесткая привязка к пор­товым центрам, а для внутреннего водного транспорта многих регионов мира еще и сезонность.

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 3 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными (Сингапур, Роттердам, Шанхай, Лондон) и специализированными (Туборан).

Для характеристики тоннажа морского флота применяются два показателя – грузовместимости и грузоподъемности судна. Грузовместимость – объемная единица вместимости судна. Валовая вместимость измеряется в брутто-регистровых тоннах (1 бр.-рег. т равна 100 футам3 или 2,83 м3). Грузоподъемность – вес полезного груза и грузовых запасов, которые может поднять судно при погружении на установленную величину (измеряется в тоннах дедвейт). Например, фактическая грузоподъемность морского флота США достигает почти 50 млн. т дедвейт, Японии – 80 млн. т, Великобритании – 21 млн. т. Морской флот валовой вместимостью более 1 млн. бр.-рег. т имеют около 50 стран.

По разным оценкам, в мире эксплуатируется поряд­ка 40 тыс. судов (универсальные – танкеры для перевозки нефти, специализированные – углевозы, лесовозы, комбинированные, контейнеровозы). Ежегодно ими перевозится около 4 млрд. т грузов (сырая нефть и нефтепродукты, уголь, железная руда, зерно и др.). Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий; проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Мозамбикский и др. Длительное время основной грузооборот приходился на порты Атлантического океана. Однако с конца ХХ в. на первое место вышли порты Тихого океана (45%), Индийского океана – 15%.

В целом в мире резко уменьшились количество и тоннаж пассажирских судов, что объясняется значительным снижени­ем морских пассажирских перевозок, не выдержавших конку­ренции с авиационным транспортом (пас­сажирские суда используются сегодня для морских туристических круизов).

В настоящее время широко распространена практика перевода части флота развитых стран под флаги стран «открытой регистрации» (с более низкими налогами, неразвитостью трудового законодательства, отсутствием профсоюзов), среди которых выделяются Либерия, Панама, Греция, Кипр, ряд небольших островных государств (Сингапур, Мальта, Бермудские острова, Вануату и др.).

География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. К крупнейшим внутренним водным путям относятся: Береговой канал в США, Великий канал в Китае, Волго-Балтийский водный путь в России, Рейн — Майн — Ду­най в Европе. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.

Воздушный транспорт. Это наиболее современный, скорост­ной и в то же время дорогой вид транспорта. В некоторых случа­ях воздушный транспорт является единственным способом до­ставки грузов и людей в труднодоступные районы. Общая протя­женность воздушных путей, по которым осуществляются регу­лярные полеты, составляет 9 млн. км и продолжает увеличивать­ся. Наиболее густая сеть авиалиний сложилась в экономически развитых странах (Северная Америка, Западная Европа). В этих же странах сконцентрирован крупнейший парк авиатранспорт­ных средств (разных типов самолетов и вертолетов).

В обслуживании современных авиаперевозок участвуют бо­лее 1 тыс. аэропортов. К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.

Современное развитие авиационного транспорта идет по пути увеличения вместимости самолетов и открытия сверхдаль­них линий, а также наращивания интенсивности и скорости полетов на существующих воздушных линиях. В этих условиях возрастают требования к безопасности полетов. Сдерживаю­щее влияние на функционирование авиационного транспорта в отдельных странах оказывает жесткая конкурентная борьба меж­ду ведущими мировыми авиакомпаниями. Постоянно возрас­тает роль авиационного транспорта в грузоперевозках.

На мировом уровне наблюдается постоянный рост масшта­бов выполняемой транспортом работы. В мировом грузооборо­те резко выделяется морской транспорт, доля которого состав­ляет 60%. Столько же составляет доля легкового автомобиль­ного транспорта индивидуального пользования в пассажирообороте. Значительные изменения происходят в структуре пе­ревозок между отдельными видами транспорта. В грузооборо­те автомобильный транспорт практически сравнялся с желез­нодорожным, а доля трубопроводного существенно возросла (с 4% в 1950 г. до 13% в 1999 г.). В пассажирообороте воздушный транспорт сравнялся с уровнем железнодорожного.

Наши рекомендации