Раздел II Индустриальная экономика 9 страница
Особенно тяжелым ударом для самураев стала замена пожизненных пенсий единовременным пособием. В связи с этим всем категориям самурайства пришлось вынести на рынок свою элитарную выучку, заняться невоенными видами деятельности. Это был первый резерв наемной рабочей силы — достаточно грамотной и честолюбивой
Самураи высших рангов, получив значительные средства, становились крупными землевладельцами, организаторами промышленного производства, учредителями банков и т.п., т.е. частью новой промышленной и банковской элит. Часть самураев составила среднее звено управленческого аппарата. Наконец, некоторые самураи поступали на государственную службу, работали по найму учителями, врачами и т.д. Но многие низшие самураи восприняли капитализацию пенсий как удар по сословным привилегиям и не смогли найти себе достойного применения в новом государстве. Размер полученной компенсации не позволял заняться предпринимательской деятельностью или превратиться в рантье, вынуждал их становиться наемными рабочими. Самураи принимали участие в строительстве образцовых государственных предприятий, выполняя свой «долг» перед императором, затем получали на них работу в качестве управленцев или квалифицированных рабочих
Процесс формирования рынка капитала происходил при усиленной государственной поддержке. Торгово-ростовщическая буржуазия предпочитала высокие гарантированные прибыли в сфере обращения, не рискуя вкладывать деньги в промышленность
Поэтому правительство было вынуждено взять на себя решение задач первоначального накопления капитала. С этой целью в 1876 г. был пересмотрен порядок взимания поземельного налога, что способствовало увеличению его доли в доходной части государственного бюджета до 70%. Государство таким путем получило необходимые средства для оказания содействия развитию промышленности и транспорта. В этом же году правительство в принудительном порядке заставило князей и самураев капитализировать пенсии, заменив их единовременной государственной компенсацией в размере 5—14-летней суммы пенсии. Пособие выплачивалось правительством частично наличными, частично облигациями государственного займа из расчета 5% годовых в зависимости от размера пенсии. Огромные денежные средства, полученные от государственной казны бывшими князьями и самураями высших рангов, становились важнейшим источником формирования рынка капиталов. С целью сосредоточения капиталов, необходимых для финансирования коммерческих предприятий, правительство в 1872 г. начало банковскую реформу. Первым шагом являлось учреждение «национальных банков».
Формирование новой системы управления государством, потребности строительства промышленных предприятий, создания новых видов транспорта, организация банков требовали высококвалифицированных кадров. С 1872 г. началось проведение реформы в области образования, вводилось обязательное начальное образование для всех слоев населения. Было создано восемь университетских округов. В каждом из них учреждалось 210 начальных школ, в свою очередь округ делился на районы (32), в каждом из них организовывались средние школы.
Развитие аграрной экономики. Изменения в социально-экономическом строе привели к сдвигам в сельском хозяйстве, которые выражались в расширении посевных площадей, повышении урожайности основных культур, увеличении объемов аграрного производства, росте его товарности. За 15 лет, прошедших после переворота Мейдзи, посевные площади расширились на 9%, в то время как за предшествовавшие 150 лет они оставались неизменными. Применение с 1887 г. фосфорных удобрений способствовало повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Постоянно растущий спрос со стороны текстильных фабрик, сахарных заводов способствовал росту хлопководства, шелководства, расширению плантаций сахарного тростника. Происходили изменения в структуре сельскохозяйственного производства. Внутренний рынок страны не был защищен таможенными тарифами от конкуренции иностранных сельскохозяйственных товаров. В связи с этим японская промышленность стала ориентироваться на переработку более дешевого сырья, прежде всего индийского хлопка, что вызвало сокращение посевов хлопчатника, сахарного тростника, индиго, но нарастало производство чая, шелка-сырца, риса, пользовавшихся широким спросом на мировом рынке. За 1868—1882 гг. экспорт чая, шелка-сырца увеличился в два раза
Стимулирующее воздействие на аграрный сектор экономики оказала инфляционная политика правительства. Обесценение бумажных денег в 1877—1880 гг. вызвало двукратное увеличение цен на рис, стабилизировавшее положение крестьянских хозяйств. Несмотря на малые масштабы производства, фермеры, обрабатывавшие три и более гектаров земли, получали больший доход, чем городские рабочие. Поэтому у японских крестьян отсутствовало желание перебраться в город. Наибольший выигрыш от аграрной реформы и повышения цен на сельскохозяйственную продукцию получили помещики. Закрепив за собой земельную собственность, освободившись от обязанности отдавать часть урожая крупному феодалу, они получали значительные доходы. В условиях аграрного перенаселения, малоземелья крестьян помещики устанавливали высокую арендную плату (выше, чем в Англии, в 7 раз, в Германии — в 3,5 раза). Взимая арендную плату в натуральной форме, составлявшей от 25 до 80% урожая рисовых плантаций, они занимались продажей риса, что становилось весьма выгодным бизнесом. Наряду с этим помещики вкладывали полученные средства в строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Таким образом, перелив капитала из сельского хозяйства в промышленность осуществлялся не только государством путем взимания поземельного налога, но и частными лицами, стремившимися к получению наибольшей прибыли на вложенный капитал.
С начала 1880-х гг. из-за отказа правительства от инфляционной политики, восстановления прежнего курса иены цены на сельскохозяйственную продукцию начали падать. Это обстоятельство наряду с повышением поземельного и местных налогов вызвало стремительное падение доходности крестьянских хозяйств. Уплата налогов для многих крестьян становилась непосильной обязанностью. Только за период 1883—1885 гг. 212 тыс. крестьян за долги лишились земли. Разорялись в основном мелкие хозяйства. Одновременно происходило разорение кустарей-крестьян. Таким образом, стабилизация денежного обращения явилась важным звеном в лишении крестьянства земли и других средств производства, формировании рынка труда
Большинство согнанных с земли крестьян было вынуждено арендовать земли у помещиков. Если в 1873 г. арендованная крестьянами земля составляла 31% всей пахотной земельной площади, то к 1892 г. она достигала 40% (для рисовых полей - 45%). Положение большей части крестьянских хозяйств было крайне неустойчивым. Средний размер земельного участка, находившегося в собственности крестьян, составлял один гектар. Причем 70% крестьян владели менее чем одним гектаром земли. Поземельный налог составлял 50% валового дохода, полученного в крестьянском хозяйстве, уплата его диктовала необходимость продавать урожай по низким ценам, поскольку у основной массы крестьян не было возможности придерживать продукцию, ожидая выгодной конъюнктуры. В крестьянских хозяйствах оставалась незначительная часть полученного дохода, что не позволяло применять новую агротехнику, земледельческие орудия, вносить изменения в организацию хозяйственной деятельности. Техника и агротехнические приемы оставались средневековыми, преобладал ручной труд. Основными культурами были рис, ячмень, соевые бобы. Малоземелье обусловливало интенсивное использование земли. Обычно между рядами ячменя сеяли соевые бобы; убрав их урожай, поля удобряли, заливали водой, затем сеяли рис.
В условиях аграрного перенаселения сдача земли в аренду была крайне выгодна. Многие предприниматели стремились часть своих доходов вложить в землю для последующей сдачи ее в аренду. Однако перелив капиталов не вносил существенных изменений в развитие аграрной экономики
Основные этапы и особенности промышленного переворота. Решая задачу превращения Японии в кратчайшие сроки в мощную военно-индустриальную державу, новое правительство, с одной стороны, широко использовало западно-европейский и североамериканский опыт, а с другой — учитывало национальные особенности, конкурентную хозяйственную ситуацию в стране
В этот период еще не завершилась мануфактурная стадия в развитии промышленности. Становление крупной промышленности нуждалось в значительных инвестициях, возможности для которых были лишь у привилегированных торговых домов Мицуи, Оно, Симада и некоторых других. Представители торговоростовщического капитала, бывшие при сегунах и князьях откупщиками, казначеями, кредиторами, и при новой власти предпочитали более выгодные кредитные операции, предоставляя займы правительству, очень неохотно вкладывали капитал в производственную сферу.
В этих условиях правительство было вынуждено прибегнуть к прямому вмешательству в экономику, прежде всего в форме государственного предпринимательства. Его основой стали военные предприятия, принадлежавшие раньше сегуну и отдельным князьям. Правительство развернуло строительство крупных промышленных объектов, привлекая из-за границы самую передовую технику, технологию, капитал, специалистов. Сооружаемые «образцовые» фабрики, заводы, верфи, горные рудники, железнодорожные и телеграфные линии должны были создать мощный военно-индустриальный потенциал, обеспечить приток средств в государственный бюджет, послужить эталоном капиталистической организации производства для зарождавшейся национальной промышленной буржуазии
Для управления государственным хозяйством в 1870 г. был создан Департамент промышленности, исполнявший также функции инновационного центра, чем способствовал внедрению достижений западной науки и техники в промышленность. Государство взяло на себя основные затраты по организации технически сложных и новых производств. Это давало возможность повысить конкурентоспособность товаров, увеличить их экспорт, производить продукцию, ввозимую ранее из-за границы, что обеспечивало увеличение валютных резервов правительства
Развитие промышленности в значительной степени было связано с военно-стратегическими задачами, модернизацией армии и флота. Поэтому военные отрасли, связанные с ними производства были приоритетными, именно в них внедрялись достижения научно-технического прогресса. Государство сооружало военные арсеналы — комбинаты по изготовлению оружия, наиболее крупные из них находились в Токио и Осаке. Строительство новых верфей и модернизация старых ускорили развитие судостроения. Для обеспечения военно-промышленного комплекса сырьем и топливом реконструировались и расширялись горные предприятия. На них работали иностранные инженеры, использовалась передовая техника
Государство придавало большое значение развитию текстильной промышленности. Строившиеся прядильные фабрики оснащались новейшей английской техникой. Шелкомотальные фабрики сооружались по передовым французским и итальянским образцам.
Создавались предприятия по производству сукна, не изготовлявшегося ранее. Наряду с этим правительство организовало цементные, кирпичные, стекольные, сахарные, мыловаренные и другие заводы. Особое внимание оно уделяло развитию новых видов транспорта и современных средств связи, которые способствовали снижению стоимости транспортных перевозок, расширению внутреннего рынка, экономическому объединению страны. Правительство пыталось привлечь частный капитал к строительству железных дорог. Для этих целей была организована компания, акционерам которой государство гарантировало 7% ежегодных прибылей. Однако она распалась, не успев приступить к работе, так как не удалось собрать и половину требуемой суммы. Государству пришлось обратиться к английскому займу. С его помощью в 1872 г. была проложена первая железная дорога Токио —Йокогама протяженностью 28,8 км. В том же году при помощи английских специалистов была проведена первая телеграфная линия.
К началу 1880-х гг. собственность государства достигла значительных масштабов. Ему принадлежало пять судостроительных верфей, пять военных арсеналов, 10 рудников, 52 фабрики, 51 торговый корабль, 100 км железных дорог, телеграфная система
Государственное предпринимательство выступало в форме правительственных заказов частным предприятиям. Широко практиковались выдача субсидий, предоставление налоговых льгот, передача производственных фондов на безвозмездной основе определенному кругу предпринимателей, как правило являвшихся кредиторами правительства. Подобная практика повлияла на развитие текстильной промышленности, судостроения и судоходства
Государственное вмешательство не ограничивалось промышленной сферой. Правительство активно проводило операции на мировом рынке, сбывая чай, рис, шелк, закупая на вырученные средства промышленное оборудование и сырье, которые продавались японскими фабрикантам. В начале 1870-х гг. правительство приступило к организации новой денежно-кредитной системы. При поддержке государства была создана группа национальных банков. В ее задачи входило налаживание системы денежного обращения, финансирование промышленных и торговых частных предприятий. Первый такой банк был учрежден в 1873 г. торговыми домами Мицуи и Оно. Капитализированные пенсии бывших князей, самураев вкладывались в национальные банки, число которых к 1879 г. достигло 153, причем 75% банковского капитала принадлежало самураям. Государство оказывало поддержку акционерным внешнеторговым компаниям. По заказам правительства проводились геологические изыскания, в ходе которых были открыты запасы угля, железной руды, золота.
Частное предпринимательство на этом этапе промышленного переворота отличалось определенными особенностями. Денежные средства старых торгово-ростовщических домов и бывших феодалов вкладывались в основном в кредитные операции и торговлю, составляя основу банковского и торгового капитала. В начале 1880-х гг. в сфере кредита он оценивался в 75 млн иен, в торговле — в 36 млн, а в промышленности — в 15 млн.
Строительство новых предприятий осуществлялось преимущественно представителями средней и мелкой городской буржуазии, а также помещиками в отраслях легкой промышленности, производствах по переработке сельскохозяйственного сырья, где было легче внедрять машины, находить рынок сбыта и дешевую рабочую силу.
Первая частная прядильная фабрика, оснащенная американскими станками, была пущена в 1872 г., но основная масса вновь сооружаемых предприятий базировалась на примитивной технике, отличалась высокой долей ручного труда, поскольку размеры капиталов, инвестированных средней и мелкой буржуазией, помещиками, были, как правило, небольшими. Однако число мануфактур и мелких фабрик быстро росло. За период 1868—1877 гг. их численность достигла 489.
Таким образом, в 1870-е гг. главной особенностью промышленного переворота являлось перемещение капитала из аграрного сектора экономики в промышленный, а также активное участие государства в индустриализации. Объекты государственной собственности, за исключением некоторых текстильных фабрик, работавших на экспорт, горных предприятий, оказались убыточными и не оправдали себя как источник доходов правительства. Для покрытия расходов правительство прибегло к внутренним займам. В 1878 г. был размещен внутренний заем на 3 млн иен для развития промышленности. Высокий уровень расходов порождал дефицит государственного бюджета. Для его сокращения проводились дополнительные выпуски бумажных денег, государственных ценных бумаг. В 1876 г. правительство предоставило национальным банкам право обменивать их банкноты не на золото, а на государственные казначейские билеты. В результате этих мероприятий к 1880 г. в обращении находилось 135 млн необеспеченных банкнот и только 5 млн обеспеченных. Золотое содержание бумажных денег упало за период 1873—1881 гг. в два раза, что вызвало рост цен на товары и услуги. Однако инфляционная политика не принесла желаемых результатов. Государственных ресурсов не хватало на содержание нерентабельных предприятий, для осуществления широкой программы железнодорожного строительства.
В 1880-е гг. правительство перешло к осуществлению новой экономической политики. Ее цель состояла в создании условий для активизации частного предпринимательства путем приватизации государственной собственности. В ноябре 1881 г. был издан указ о передаче государственных предприятий в частные руки. Правительство сосредоточивало усилия на развитии военных отраслей (арсеналы армии и флота). Департамент промышленности был упразднен, а вместо него учрежден Департамент сельского хозяйства и торговли. Продажа государственных объектов осуществлялась на льготных условиях, цены устанавливались в 2—3 раза ниже фактических, практиковалась рассрочка платежей на длительные сроки. Государственные предприятия сдавались в аренду, передавались в счет погашения долгов правительственным кредиторам. Основная часть государственной собственности оказалась в руках торгово-ростовщических домов и высших слоев самураев. Государственные медные рудники перешли к фирме «Фурукава», самый крупный судостроительный завод в Нагасаки, угольные шахты, серебряные рудники Икуно — к «Мицубиси» и т.д. Железнодорожное строительство также стало сферой приложения частного капитала. В 1881 г. была основана первая акционерная компания с капиталом в 20 млн иен, получившая землю и правительственные гарантии минимальной прибыли в 8% годовых (на 10—15 лет). В последующее десятилетие было организовано еще 15 компаний. Правительство устанавливало за их деятельностью контроль. В собственности государства оставался телеграф.
Передача объектов государственной собственности в частные руки изменила направления предпринимательской активности, что проявилось в переориентации капиталовложений. При общем росте объявленного капитала всех акционерных компаний с 101,6 млн до 288,8 млн иен за период 1884-1892 гг. удельный вес банковского капитала снизился с 78,1 до 29,6%, тогда как удельный вес капитала, инвестированного в промышленность, увеличился с 4,9 до 24,6%.
Сдвиги в инвестиционном потоке стали одним из главных факторов промышленного подъема, начавшегося со второй половины 1880-х гг. XIX в. В немалой степени он обусловливался стабилизацией кредитно-денежной системы. Правительство с начала 1880-х г. отказалось от инфляционной политики. В целях накопления средств повышались прямые налоги, прежде всего поземельный; местные налоги возросли в 1,5 раза; значительно увеличились косвенные налоги (на сакэ, биржевые посреднические операции; был введен гербовый сбор). Для обеспечения валютных поступлений власти организовали специальный валютный Йокогамский банк, развернувший активную деятельность на внешних рынках и впервые обеспечивший положительное сальдо во внешней торговле. Все это вызвало превышение государственных доходов над расходами, позволив осуществить денежную реформу. Государство в 1882 г. учредило Японский банк и наделило его правом эмиссии новых банкнот. При этом из обращения было изъято около '/3 обесцененных бумажных денег. В 1886 г. был установлен серебряно-золотой стандарт. Реформа способствовала стабилизации денежной и кредитной систем, развитию экспорта, ограничению импорта, накоплению средств государством. Восстановление прежнего курса иены привело к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию, что с повышением налогов резко снизило доходность и ускорило разорение мелких хозяйств. Этот процесс становился главным источником пополнения рынка рабочей силы в стране.
Рост капиталовложений в промышленность обеспечивал строительство крупных предприятий, оснащенных машинной техникой. С 1880-х гг. началось применение в промышленности энергии пара. Наиболее быстро процесс механизации происходил в хлопчатобумажной промышленности. Число веретен на хлопкопрядильных фабриках за 1880—1890-е гг. увеличилось в 16 раз. Суконная промышленность отличалась самым высоким уровнем концентрации производства, именно в этой отрасли создавались крупные фабрики. Однако в ткацком производстве еще преобладали мелкие и средние мастерские. В шелковой промышленности прочные позиции принадлежали ремеслу в связи с трудностями механизации этого вида производства, а также высоким спросом на мировом рынке на шелк-сырец, даже не прошедший фабричную обработку. Всего за период с 1877 по 1886 г. было построено 760 частных промышленных предприятий.
Ход промышленного переворота тормозился отсутствием собственного машиностроения и металлургической промышленности. Производство машин и аппаратов делало первые шаги. Механические заводы были маломощны, а их количество незначительно. Общий технический уровень производства оставался низким. Даже в наиболее передовой в техническом отношении хлопчатобумажной промышленности 61% пряжи изготовлялся ручным способом на примитивных станках. Развитие черной металлургии сдерживалось недостаточной сырьевой базой. Выплавка железа производилась кустарным способом. Попытка создания современного металлургического завода в Камаси потерпела неудачу. Отрасли промышленности, имевшие сырьевую базу, развивались более успешно. Выплавка меди за 1880—1890 гг. увеличилась в 3,4 раза — с 5,3 тыс. т до 18,1 тыс. т. Добыча угля за тот же период выросла с 1 млн до 2,6 млн т. Наиболее передовыми в техническом отношении являлись военное производство и судостроение. Железнодорожное строительство отличалось высокими темпами развития. За 1882—1890 гг. протяженность железных дорог возросла в 10 раз, составив 2190 км Образовалась единая железнодорожная сеть, что имело важнейшее значение для развития внутреннего рынка.
Успешное развитие сельскохозяйственного производства, промышленности и транспорта, установление твердой валюты оказали благоприятное воздействие на рост торговли, особенно внешней. Внутренний рынок был ограничен низкой покупательной способностью основной части населения, получавшего либо низкую заработную плату, либо небольшой доход от мелкого земледельческого хозяйства. Внешняя торговля отличалась значительной динамикой, сдвигами в структуре товарооборота, свидетельствовавшими об изменениях в промышленности и сельском хозяйстве. Объем экспорта за 1880—1890-е гг. увеличился в стоимостном выражении в два раза, импорта — в 2,5 раза. Основными предметами вывоза оставались чай, рис, шелк-сырец. Доля готовых изделий в экспорте (ткани, металлические изделия, стекло, посуда) выросла с 11,0 до 24,5%. В импорте повысился удельный вес промышленного оборудования, сырья для промышленности, полуфабрикатов, главным образом хлопка и металла. Ввоз промышленного сырья составил 21,5% всего импорта в 1893 г., тогда как в 1888 г. эта цифра равнялась 5,5%. До 1870-х гг. 95% внешней торговли Японии находилось в руках иностранных компаний. Возникновение национальных внешнеторговых акционерных компаний в 1870—1880-е гг., создавших заграничные агентства в торговых центрах Европы и Азии, расширили возможности японского капитала. Японские товары вывозились в основном в Китай и Корею. Обеспечение рынков для японской промышленности становилось одной из первостепенных задач внешней политики страны.
Этап промышленного переворота, приходившийся на 1880-е гг., был важным периодом становления промышленного капитализма в Японии, несмотря на то, что сельское хозяйство оставалось основой экономики страны, в нем было занято около 2/з населения страны. В результате приватизации объектов государственной собственности активизировалось частное предпринимательство в промышленности, транспортном строительстве, что нашло отражение в промышленном подъеме второй половины 1880-х гг. Ведущими отраслями промышленности оставались легкая и пищевая, на которые к началу 1890-х гг. приходилось 90% объема промышленного производства. Среди отраслей тяжелой промышленности приоритетным являлось военное производство
Япония занимала первое место в мире по уровню военных расходов, составлявших 36% государственного бюджета. Одной из отличительных особенностей становления капиталистического хозяйства в Японии являлось то, что еще в ходе промышленного переворота началось формирование монополий. Одни из них создавались в целях конкурентной борьбы с иностранными товарами, переполнявшими японские рынки по причине их слабой таможенной защиты. Такие монополии появились уже в начале 1880-х гг. Первыми были картель в текстильной промышленности, объединивший крупнейшие текстильные фабрики страны; японская бумажная компания, монополизировавшая производство и продажу бумаги; японская пароходная компания, в состав которой входили судостроительные предприятия и транспортные фирмы. Другим направлением образования монополий было расширение сферы деятельности семейных торгово-ростовщических домов путем учреждения банков, приобретения на льготных условиях промышленных предприятий, ранее принадлежавших государству, участия в акционерных транспортных компаниях и т.п. Подобная практика становилась основой для создания специфических японских монополий — дзайбацу — в форме конгломератов, включавших в себя предприятия различных отраслей промышленности, банки, железнодорожные, судоходные, торговые компании.
Изменения в социальной структуре. На процессы формирования новой социальной структуры значительное воздействие оказывало правительство. Представители бывшей феодальной и военной верхушки — князья и самураи высших рангов получили из государственной казны необходимые финансовые средства для предпринимательской деятельности. Правительство инициировало подключение представителей старой торгово-ростовщической буржуазии к предпринимательству в банковской сфере, промышленности, транспорте. Крупная промышленная и банковская буржуазия, выраставшая из феодальной и торгово-ростовщической элиты, была тесно связана с правительством общностью целей и интересов. Более естественным путем формировались средняя и мелкая буржуазия — из среды помещиков, городских торговцев и ростовщиков, разбогатевших ремесленников.
Процесс образования класса промышленных рабочих характеризовался рядом особенностей. Недостаток промышленного капитала, низкий уровень производства в начале реформ Мейдзи обусловливали низкую заработную плату рабочих. Работа на мануфактурах, мелких фабриках рассматривалась земледельцами лишь в качестве побочного временного заработка. Иного способа уплаты налогов, долгов они не имели. Большинство крестьян, став собственниками маленьких участков земли, не стремились окончательно расставаться со своим хозяйством. Поэтому разорявшиеся крестьяне вынуждены были за единовременное вознаграждение продавать своих детей на определенный срок (обычно 10 лет) на мануфактуры и фабрики; заниматься отхожим промыслом в отраслях, где требовался физический труд мужчин (прежде всего в горно-добывающей промышленности); жены крестьян использовались в качестве надомной рабочей силы в отраслях легкой промышленности. Самураи низших слоев посылали дочерей на фабрики, их жены работали на дому, поскольку продолжала существовать раздаточная система. В целом на заводах, фабриках, рудниках преобладал труд неквалифицированных временных рабочих.
Только с 1880-х гг. начался медленный процесс формирования слоя потомственных профессиональных промышленных рабочих, их количество к началу 1890-х гг. не превышало 100 тыс. человек. Общее число фабрично-заводских рабочих за период 1882—1890 гг. увеличилось с 5 тыс. до 350 тыс. человек, что составляло всего 0,86% населения страны. Подавляющее большинство составляли женщины и подростки. Процесс разорения крестьянства, кустарей с 1880-х гг. усилился. На рынке труда предложение превышало спрос, поэтому в формировавшейся японской промышленности крайне низкий уровень заработной платы сочетался с продолжительностью рабочего дня до 15—18 ч, сохранением многих феодальных методов эксплуатации вплоть до физического наказания работников и т.п.
Правительство, решая сложнейшие задачи перехода к новому социально-экономическому строю, сочетало заимствование запад- но-европейских образцов (например, реформа народного образования, начавшаяся в 1872 г, осуществлялась аналогично французскому опыту; принятая в 1889 г. конституция была близка к прусскому варианту и т.п.) с сохранением складывавшихся веками традициями японского народа, исходило из особенностей национальной психологии, сложившейся в условиях закрытого общества.
Правительство поддерживало традиции через системы военной подготовки, образования, средства массовой информации. В рескрипте 1890 г. императора Мацухито о народном воспитании и просвещении указывалось, что основами социального порядка в стране, системы народного образования Должны быть сыновние почитание и почтительность, верноподданность, поддержание духа национализма и монархизма. Стержнем становления личности японца, нового правопорядка оставалось сочетание идеалов синтоизма и конфуцианства, которые в предшествовавшие века играли решающую роль в формировании национальной психологии и системы морально-этических норм, регулировавших поведение японцев в общественной жизни.
Древняя японская религия — синтоизм — воспитывала в человеке ощущение духа благоустроенности государства, охранявшего благополучие и безопасность своих подданных. Поэтому японец должен был чтить повелителя — императора, от которого исходил мир, закон, порядок. Синтоизм внушал человеку троякие обязательства: перед родителями, прародителями и императором. Идеи древнекитайского философа Конфуция стали основой воспитания, образования, поведения японской нации. Регулирующая роль этих идей проявлялась как обязательное соблюдение в общественной и личной жизни определенных принципов.
Сыновняя почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную иерархию, означая подчинение существовавшему порядку. Конфуцианство закрепляло традиционные патриархальные устои и социальное неравенство, устанавливая строгую иерархию внутри семьи и общества. С самого детства японцу прививалась привычка подчинять свое «я» интересам семьи, группы, государства, в нем воспитывалось сознание зависимости от них, необходимости следования примеру вышестоящего. На первый план выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», удовлетворение личных интересов отодвигалось на второй план.