Трудовая миграция в зарубежных странах, цели и причины
Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией - понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
1) - В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней – из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на:
· межконтинентальную;
· внутриконтинентальную.
2) - В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:
· постоянную, или безвозвратную( имеет характер межконтинентальная миграция и миграция из села в город);
· временную, как правило, внутриконтинентальную;
· сезонную, связанную с ежегодными поездками на зароботки или кочевники;
· маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту роботы за пределы своего населенного пункта.
3) - В зависимости от правового статуса миграция может быть – легальной и нелегальной.
Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
- иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции; - работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренность о ее контактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
- нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
- лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Теоретически миграция рабочей силы имеет место до тех пор, пока в интеграционном пространстве не выравнится предельная производительность труда и, таким образом, заработная плата. Предпосылка тому – отсутствие преград для миграции, взаимное признание уровня квалификации и условие, что культурные и языковые различия не являются решающими. Значение социально-культурной принадлежности в принятии решения о миграции слабо учитывается в этой теории, хотя, как свидетельствуют различные миграционные модели, применяющиеся к гражданам ЕС, при определении размеров и направлений миграционных потоков очень важны традиционные отношения (историческое измерение). Вопреки положениям теории интеграции движение капитала и товаров стало более важным инструментом сглаживания различий в уровне заработной платы и производительности, чем трудовая миграция. До создания общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего позднее “шестерку” ЕЭС. В “девятке” ЕЭС в 1980г. около 47%всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. Эта доля уменьшилась в конце 80-х – начале 90-х годов. В 1995г. лишь 42% из примерно 6,5 млн. иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС.
Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (доля граждан стран – членов ЕС в общей численности занятых) очень низка и составляет в настоящее время около 2% (в Германии – 1,8%; Франции – 2,4%; Великобритании – 1,6%; Австрии – 0,9%). Доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996г. составляла 5%. Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание внутреннего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции. Выравнивание межрегиональных различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем через трудовую миграцию.
Заключение
Итак, проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Для России вопрос миграции – один из самых важных, но, к сожалению, ресурсов для решения этого вопроса катастрофически не хватает. Из России уезжают не только неквалифицированные рабочие, но и специалисты из самых разных областей науки покидают свою родину с целью увеличения заработка и проведения исследований в определенной области науки. В эпоху стремительного научно-технического развития наша страна лишается человеческого потенциала, обеспечивающего экономическую и научную конкурентоспособность. Именно поэтому Правительство РФ должно побеспокоиться о создании необходимых условий работы и проживания, как квалифицированных специалистов, так и неквалифицированных, чтобы к середине XXI века Россия не деградировала и стояла на самой низшей ступени развития в области науки, образования, экономики и других областях.
Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, – как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. В то же время, если в экономически активное население стран–экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран–импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.
Видно также, что миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе. Это одно из самых сложных демографических явлений, так как на миграционное поведение населения воздействует целый комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы. Определенное стремление к обобщению рынков рабочей силы складывается и у стран СНГ, причем по инициативе Российской Федерации.
Список литературы
1. ФЗ от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»// «Российская газета»- № 1 от 10.01.2007.
2. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 г. Постановление Правительства от 15.11.2006 г. //«Российская газета». - № 257 от 16.11.2006.
3. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 г. //«Время бухгалтера» - № 01(105). – 2007.
4. Бекетова В.Д., Воронина З.И. Трудоустройство иностранцев в России и за рубежом: материальное и коллизионное регулирование // Сборник научных трудов. - Тюмень, 2003. - № 5. - С. 169-182.
5. Викторов И.С. Незваные гости? // «Закон». - 2003. - № 5.
6. Комментарий к ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. №115 (постатейный). - М.- 2004.
7. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // «Юрист». – № 9 – 2000.
8. Малышева М. Глобализация, гендерное неравенство и репродуктивный труд женщин // Гендер и экономика: Мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: Русская панорама, 2002.
9. Степанова Е. А. Правовое регулирование труда иностранных граждан.// «Профессионал» - № 10 – 2003.
10. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // «Современное право». - № 6. – 2003.
11. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // «Закон». - 2003. - №7.
[1] Степанова Е. А. Правовое регулирование труда иностранных граждан.// «Профессионал» - № 10 - 2003.- С 57-58. С. 46.
[2] Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 г.// «Время бухгалтера». - № 01(105). – 2007. С. 48.
[3] Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 г.// «Российская газета». - № 37 от 21.02.2007. С. 49.
[4] Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 г. Постановление Правительства от 15.11.2006 г. //«Российская газета». - № 257 от 16.11.2006. С. 55.