Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
1.9. Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.
1.9.1 . Социальная ответственность органов власти.Государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления:
· несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ;
· обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
· контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды;
· выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров.
Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сферекасается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;
· Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);
· Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года;
· Кодекс социального обеспечения 1990 года;
· Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;
· Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;
· Конвенции и рекомендации МОТ.
Социальное государство должно ответственно подходить к выполнению всех ратифицированных Россией конвенций ООН, затрагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обязательств в социальной сфере в рамках международных соглашений со странами СНГ.
В деятельности российского государства должны также учитываться рекомендации итоговых документов глобальных международных форумов последних лет, в их числе таких, как:
· Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);
· 24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития (Женева, 2000 г.);
· 4-я Всемирная встреча по положению женщин (Пекин, 1995 г.);
· 23-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению женщин (Нью-Йорк, 2000 г.);
· Ассамблея тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.);
· 27 -я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 2002 г.);
· 2-я Всемирная Ассамблея по проблемам старения населения (Мадрид, 2002г.).
Актуальность социальной ответственности государства при ратификации международных норм и соглашений значительно возрастает в условиях глобализации и предстоящего присоединения России к ВТО.
Российское государство должно ответственно относиться к признанию международных правовых норм и соглашений в социальной сфере. Ратификации каждого конкретного документа должна предшествовать экспертная оценка финансовых расходов и возможностей государства, связанных с реализацией его дополнительных обязательств перед международным сообществом.
1.9.2. Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
· обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
· своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
· обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
· поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
· софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;
· своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
· адресной поддержке беднейших слоев населения;
· развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
· развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
· софинансировании добровольных видов страхования работающих;
· осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);
· благотворительной деятельности.
Социальная ответственность бизнеса – это его активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к социальным затратам государства.
1.9.3. Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой – перед своими близкими.
Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.
1.10. Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей. Проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, а также кредитно–денежное регулирование экономических отношений должны активно содействовать решению главной задачи – повышению благосостояния всего российского народа.