Оценка срока окупаемости капиталовложений
Приведем пример расчета оценки срока окупаемости капиталовложений на основе моделирования доходов и затрат.
Постановка задачи. Фирма F0 занимается продажей множительной техники. Руководство фирмы приняло решение о расширении сферы услуг. Продвижение товара на рынок предполагается по следующей схеме (рис.10).
Рис.10. Схема товародвижения
Фирма F0 закупает комплектующие и организует сборку компьютеров, их тестирование и предпродажную подготовку. Для сборки и подготовки компьютеров привлекаются два оператора.
Исходные данные
Исходные данные представлены в таблице 2
Таблица 2
№№ | Показатель | Значение | Обозначение | ||
Цена комплектующих на компьютер (усл.ед) | Co | ||||
Цена аренды в месяц за кв.м (усл.ед) | Ca | ||||
Цена компьютеров на этапе "проникновения на рынок" (усл.ед.) | Cп | ||||
Цена компьютеров на этапе стабилизации (усл.ед.) | Сс | ||||
Количество оборудования (постоянный запас), (штук) | Vг | ||||
Площадь офиса и склада (кв.м) | So | ||||
Время проникновения на рынок (месяцы) | tп | ||||
Средний ожидаемый спрос в месяц (штук) | V | ||||
Время окупаемости вложений (месяцы) | х | to |
Продажа компьютеров предполагается как корпоративному клиенту, так и отдельным покупателям (работу с клиентами осуществляет менеджер). Для обоснования решений необходимо разработать модель расчета срока окупаемости капитальных вложений, на которой рассчитать срок окупаемости вложений при заданных исходных данных и обосновать пороговые уровни цен на компьютеры на этапе стабилизации цен при условии, что срок окупаемости капитальных вложений может составлять 8 месяцев и 1 год.
Математическая модель
В общем виде математическая модель построена на соотношении расходов и доходов на всех рассматриваемых этапах продаж
(4)
где: d – доход;
r – расход;
p – ожидаемая прибыль;
t – срок окупаемости капиталовложений.
Определим составные части модели 4:
, (5)
где первое слагаемое представляет собой доход на этапе “проникновения” на рынок, а второе слагаемое - на этапе стабилизации цен;
, (6)
где: - расходы на этапе проникновения на рынок;
- расходы на этапе стабилизации;
- расходы на аренду помещения;
- затраты на заработную плату сотрудникам;
- отчисления на налоги;
Реализация модели
Наиболее просто модель 4 реализовать в системе электронных таблиц Excel (рис.11)
Рис.11. Реализация модели в системе электронных таблиц Excel
Расчетные формулы, которые вводятся в ячейки электронной таблицы, представлены в таблице 3. Для удобства основные обозначения приняты такие же, как и в исходной модели.
Таблица 3
Формулы для расчета модели
№ пп | Формула в ячейке |
H20 | Сп*V*tп |
H21 | Сс*V*(to-tп) |
H22 | СУММ(H20:H21) |
H24 | Со*V*tп+Со*V*(to-tп)+Са*to*So |
H25 | Со*Vr |
H26 | |
H27 | m*Cc*to |
H29 | СУММ(H24:H27) |
H31 | E31/100*d |
H33 | H29+H31 |
H35 | H22-H33 |
Для расчета срока окупаемости использовать функцию «Подбор параметра» в меню «Сервис». После вызова функции необходимо заполнить форму в соответствии рис.12.
Рис.12. Форма условия для вызова функции подбора параметров
Результаты подбора параметров в ячейке «Срок окупаемости» представлены на рис.11. Его значение равно 6 месяцев.