Тема 4. рынок: основные понятия

Эволюция общественных форм хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, основанной на товарном производстве и ориентированной на удовлетворение потребностей отдельных индивидов и общества в целом.

Рыночная экономика общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением через куплю−продажу
Рынок система экономических отношений по поводу купли−продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство− рынок −потребитель), но и обратные (потребитель − рынок − производство) хозяйственные связи. Механизм обратных связей является обязательным условием устойчивости и эффективности любой экономической системы. Этот вывод подтвержден мировым историческим опытом. Академик В.Немчинов отмечал, что если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую систему, в которой все залимитировано сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте. Такая система будет тормозить социальный и технический прогресс, и рано или поздно будет сломана.
Рыночный механизм механизм взаимосвязи и взаимодействия его основных элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции
Условия возникновения рынка   • общественное разделение труда и специализация как следствие ограниченности ресурсов и производственных возможностей человека. Истории известно 4е вида крупного общественного разделения труда: 1. Отделение земледелия от скотоводства 2. Отделение ремесла от земледелия 3. Обособление торговли 4. Обособление науки Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, означающее способность производить товары с относительно мéньшими альтернативными затратами.
Наличие ОРТ предполагает обмен деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен характерен всем этапам развития человеческого общества. Основные формы обмена: 1) бартер − непосредственный продуктообмен: Т − Т. Преобладал на ранних стадиях становления товарного производства. Но он не исчез и вновь появляется во время экономических кризисов, стихийных бедствий, войн; 2) товарно-денежный − товарный обмен, опосредованный деньгами: Т − Д − Т. На протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением. И только 6-7 тыс. лет назад оно приобрело всеобщий характер, а товарно-денежная форма обмена стала господствующей.
ОРТ является материальным условием возникновения товарного производства и рынка, отражающее определенный уровень развития производительных сил. Но не его причина.
  • причина− частная собственность как основа экономического обособления субъектов хозяйства по условиям воспроизводства (обособление факторов производства, самоокупаемость, наличие собственного экономического интереса).
Условия существования рынка (основные черты рынка) • эквивалентно-возмездный характер обмена; • всеобщий характер товарно-денежных отношений; • абсолютная доступность рыночной информации; • реализация многообразных форм собственности; • свободная конкуренция среди продавцов и покупателей; • создание и развитие рыночной инфраструктуры; • свободное ценообразование; • правовое регулирование рынка через спецификацию прав собственности и их защита; • открытость экономики: национальный рынок является частью мирового.
Функции рынка 1) ценообразующая(стихийное установление цен в результате взаимодействия спроса и предложения); 2) регулирующая (рациональное распределение ресурсов и стихийное регулирование воспроизводственных пропорций на основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции и переливов ресурсов); 3) оздоровительная ("отбраковка" нерентабельных производств и предприятий); 4) посредническая (установление связи между производством и потреблением и формирование рациональной структуры потребления в соответствии с уровнем цен и размером дохода); 5) учетная (учет затрат на производство продукции и общественное признание произведенного продукта); 6) информационная (через систему экономических показателей − уровень цен, ставки процента, доходность, ассортимент продукции и т.п. − рынок информирует о состоянии экономики); 7) стимулирующая (снижение индивидуальных затрат и использование достижений НТП); 8) дифференцирующая (дифференциация доходов субъектов рынка и их социальное расслоение); 9) создание условий добровольной состязательности.
КОНКУРЕНЦИЯ от лат. "concurrentia" − столкновение, состязание
  • элемент рыночного механизма • общественная форма соперничества субъектов рыночных отношений в процессе реализации их собственных экономических интересов
"Конкуренция − это старание получить то, что кто-то другой старается получить в то же самое время" (Ф.Хайек)
Субъекты конкуренции • фирмы одной отрасли (внутриотраслевая) • фирмы разных отраслей (межотраслевая)
Объекты конкуренции лучшие условия производства и реализации (сбыта) товаров
Объективные условия конкуренции • полная экономическая обособленность товаропроизводителей; • полная зависимость от рыночной конъюнктуры; • противостояние товаровладельцев в борьбе за потребительский спрос: все против каждого и каждый против всех  
ТИПЫ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
Созидательное   цель система мероприятий по созданию новых элементов рыночных отношений, обеспечивающих превосходство над соперниками. изменение существующей структуры спроса и предложения
Приспособленческое   цель учет инновационных изменений в производстве и попытка упреждения действий соперников по модернизации производства копирование в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников
Обеспечивающее (гарантирующее) сохранение и стабилизация на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке  
Конкурентная стратегия концепция и соответствующая ей система действий фирмы, направленных на достижение ее конечных целей
Монополизация рынка • изменение числа конкурентов; • дискриминирующие действия по отношению к конкурентам для изменения соотношения сил  
Интеграция деятельности фирмы в единый процесс функционирования рынка • стабилизация положения данной фирмы на рынке путем краткосрочного или долгосрочного сотрудничества с другими фирмами; • снижение конкурентной активности на рынке для сохранения баланса сил  
  В рыночном поведении любой серьезной фирмы обязательно присутствуют оба вида конкурентной стратегии.  
ТИПЫ КОНКУРЕНТОВ (способ достижения цели и выбора конкурентной стратегии)
ролевая функция содержательная функция
лидеры (до 40 % рынка) крупные устойчивые компании, осуществляющие массовое производство
претенденты на лидерство (до 30 % рынка) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, опережая соперников по нововведениям
"ведомые" (20 % рынка)   мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями
новички ("окопавшиеся в рыночных нишах", 10 % рынка) специализированные компании, закрепившиеся в определенных нишах
В действиях лидеров и претендентов на лидерство абсолютно доминирует монополизация рынка при активном использовании интеграционной стратегии; "ведомым" и новичкам монополистическая стратегия присуща в мéньшей степени
Лидеры защита своих позиций
  • фланговая оборона (для отражения фланговых атак); • позиционная оборона (для отражения фронтальных атак с помощью различных барьеров − лицензионных, ценовых и др.); • маневры: − предвосхищающие действия (распространение информации о снижении цен, реклама); − диверсификация производства; − оставление ослабленных территорий рынка при одновременном усилении на наиболее перспективных территориях; • контрнаступление (использование наиболее благоприятной ситуации для удара по сопернику в уязвимое место и наверняка)
Претенденты на лидерство атаки на позиции лидеров имеют разные формы: • фронтальное наступление (одновременно по нескольким направлениям − реклама, цены, обновление продукции); • фланговое наступление (по одному из направлений): − в определенных ситуациях используется "обход" (переход к производству принципиально новых товаров, освоение новых рынков или осуществление скачка в технологии); − "атаки гориллы" (небольшие порывистые атаки некорректными методами для деморализации противника)
"Ведомые" не вступают в конкуренцию с лидерами и претендентами на лидерство, следуют за ними на почтительном расстоянии
Новички цель − поиск рыночной ниши и закрепление в ней. Эта ниша должна быть достаточных размеров и прибыльности, иметь потенциал роста и не вызывать интереса конкурентов
Наличие разнородных конкурентов делает конкуренцию неисчерпаемой. Крупные фирмы, обладая преимуществами над соперниками в мощи, уступают им в гибкости, приспособленности к особым сегментам рынка, инновационной активности. Поэтому абсолютной монополизации рынка крупными фирмами не происходит.  
Сектор рынка части рынка, различающиеся объектом деловых отношений  
Сегмент рынка разделение рынка на основе учета особенностей спроса потенциальных потребителей товаров и услуг
факторы • географические различия регионов по плотности населения и климатическим условиям • демографические пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сфера деятельности • национальные • психологические стиль жизни, социальный состав населения, привычки, увлечения • поведенческие • уровень дохода различных слоев населения
Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты рынка и функционировать в рамках разных секторов
Рыночная ниша сегмент рынка, не освоенный предпринимателями
МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ  
ценовая • снижение цен в результате снижения издержек производства без изменения ассортимента и качества продукции; • установление монопольных цен на продукцию
неценовая • технический уровень, новизна и качество товара; • изменение свойств продукта; • реклама
"недобросовестная" (нечестная) нарушение принятых на рынке норм и правил конкуренции
дискриминация конкурентов: − распространение ложных сведений о конкуренте; − предоставление потребителям искаженной информации о характере изготовления товаров и их качестве; − незаконное использование товарного знака конкурента; − использование некорректных сравнений и конфиденциальной информации, компрометирующих товары конкурентов • криминальные способы воздействия на конкурентов: подкуп, шантаж, поджоги, промышленный шпионаж • продажа по демпинговым (заниженным) ценам;злоупотребления фирмой своего господствующего положения на рынке (завышение цен на свою продукцию, навязывание невыгодных условий поставок и др.); • установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью ее прекращения  
Законодательно запрещена • законы по охране прав потребителей; • статьи Гражданского уголовного кодекса; • антимонопольное законодательство
Субъекты рыночного хозяйства частный сектор: государственный сектор:       • домохозяйство − экономическая единица, самостоятельно принимающая решения; − собственник какого-либо фактора производства; − целью является максимальное удовлетворение личных потребностей • фирмы − экономическая единица, самостоятельно принимающая решения; − использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи другим фирмам, домохозяйствам и государству и получения дохода   правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля деятельности хозяйственных субъектов для достижения общественных целей  
Простейшая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства характеризует закрытую экономику без вмешательства государства.   Расходы фирм на ресурсы одновременно представляют собой потоки доходов домохозяйств как владельцев факторов производства (заработная плата, рента, процент, прибыль).  
Потоки "доходы − расходы" и "ресурсы − продукция" осуществляются одновременно, но в противоположных направлениях (соответственно по часовой и против часовой стрелки) и бесконечно повторяются.   Условие равновесия:   ∑ продаж фирм = ∑ денежные доходы домохозяйств в денежном выражении  
Включение в модель государства и остального мира не меняет схему взаимодействия, но усложняет ее: "изъятия" из потока "доходы − расходы" в виде сбережений, налогов, импорта компенсируются "инъекциями" в виде инвестиций, государственных закупок и экспорта. С помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.   Для открытой экономики с участием государства должно выполняться равенство:   совокупные расходы фирм, совокупный объем производства = домохозяйств, государства, зарубежных партнеров Y = AE  

Наши рекомендации