Классификация информационных ресурсов.
· тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;
· форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
· доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
· принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
· источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
· назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
· форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
· вид носителя информации – бумажный, электронный.
Свойства информационных ресурсов:
· По критериям соответствия информация делится на достоверную и недостоверную
· По полноте отражения событий информация подразделяется на достаточную (полную), недостаточную и избыточную
· По стадии возникновения бывает исходная (первичная) и производная (вторичная) информация
· По стабильности во времени информация делится на постоянную (условно-постоянную) и переменную
Видовые и типологические особенности первичных документов в сфере естествознания, техники, медицины, сельского хозяйства. Закономерности развития потока.
Первичный документ — документ, включающий исходные сведения, полученные в процессе исследований, разработок, наблюдений и других видов человеческой деятельности.
БелГИСС (Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации),
БелИСА (Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы)
Изменение объема и структуры документального потока определяется темпами и тенденциями развития различных областей знания, которые, в свою очередь, зависят от потребностей общества и логики развития мировой науки. Поэтому показатели роста потока, изменения его типовидового и географического состава, рассеяние статей в периодических изданиях характеризуют как состояние самой отрасли или проблемы.
• Неопубликованные документы( БелИСА)
1. Научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы (НИР, ОКР, ОТР).
2. Депонированные рукописи.
3. Конструкторская документация
4. Диссертации и авторефераты диссертаций
5. Переводы иностранной научно-технической литературы и документации
6. Материалы конференций, семинаров
7. Указатели и списки литературы
• Нормативно-технические документы(БелГИСС):
ГОСТы; классификаторы технико-экономической и социальной информации; межгосударственные, международные, региональные стандарты; национальные стандарты зарубежных стран; правила, нормы, рекомендации и другие нормативные документы по стандартизации.
• Патентные документы(РНТБ, Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС)
Механизм формирования, особенности, признаки и основные виды информационных потребностей в области естествознания, техники, сельского хозяйства, медицины. Классификация специалистов.
Информационная потребность – потребность личности (группы людей) в информации. Информационные потребности тогда будут удовлетворены, когда через сообщение (документальное или устное) знания автора (авторов) превратятся в знание пользователей.
Первая особенность информационных потребностей состоит в том, что они представляют собой потребности в знании, обретаемом индивидом путем обращения к существующей информации.
Второй особенностью профессиональных потребностей является их неопределенность. Третья особенность информационных потребностей, вытекающая из двух предыдущих и ими обусловленная, проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от «системы ожидания» потребителя, его установки.
Релевантность — это определенное содержательное соответствие между запросом и выданной в ответ на него информацией, устанавливаемое обычно по таким формальным признакам, как совпадение или близость присутствующих в них понятий. Пертинентность – субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам.
Виды:
· объективные, вытекают из отраслевой принадлежности, целей и направлений развития предприятия и не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей, а отражают общие тенденции развития различных областей человеческой деятельности
· коллективныеэто потребности каких-либо групп специалистов, объединенных общностью решаемых задач. Индивидуальные информационные потребности всегда зависят от особенностей познающего субъекта, к этому определению часто добавляют второй признак — субъективные.
· индивидуальные (субъективные) профессиональные потребностив них обязательно отражаются, а точнее преломляются объективные (как задачи, стоящие перед предприятием в целом) и коллективные (как задачи подразделения или творческого коллектива) потребности. Но в не меньшей степени на них влияют должностное положение, функциональные обязанности и психологические особенности личности (образовательный уровень, возраст, опыт предшествующей деятельности, ценностные установки, индивидуальный стиль познавательной деятельности и многое другое).