Информация государственного органа по управлению туризмом'
♦ начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работаю
щих в сфере туризма;
♦ количество посетителей туристских ресурсов.
Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии туризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояние
этой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономику страны.
Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются следующими экономическими показателями:
♦ выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс
порт-импорт;
♦ себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе;
- затраты на оплату труда;
- материальные затраты;
♦ материальные затраты на 1 рубль произведенных товаров (работ, услуг);
♦ расходы на оплату труда, затраченного на 1 рубль произведенных товаров
(работ, услуг);
♦ среднесписочная численность работников;
♦ фонд оплаты труда;
♦ прибыль от реализации;
♦ балансовая прибыль;
♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
♦ рентабельность;
♦ кредиторская задолженность;
♦ дебиторская задолженность;
♦ средства, находящиеся на расчетном (валютном) счете предприятия;
♦ коэффициент текущей ликвидности;
♦ коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Эти показатели рассчитываются туристскими предприятиями для анализа, оценки и планирования хозяйственно-финансовой деятельности, а также могут быть использованы для получения государственной поддержки в виде предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, налогового кредита, установления нормативного распределения выручки.
Характеристика, содержание и расчет этих показателей представлены в последующих главах.
Эффективность функционирования туристских фирм в системе рыночной экономики во многом зависит от способности адаптироваться к быстроменяющейся рыночной конъюнктуре. В анализе их деятельности не последнюю роль играет правильное определение их рейтинга.
Рейтинг представляет собой интегрированный показатель, характеризующий место отдельной фирмы в общей их совокупности. Особую значимость рейтинг приобретает при обосновании конкурентоспособности фирмы на рынке. Важное значение имеет расчет следующих финансовых показателей:
♦ деловой активности. Иллюстрирует, насколько эффективно турист
ская фирма использует свои средства;
♦ рентабельности. Показывает, насколько прибыльна деятельность ту
ристской фирмы;
Экономика туризма
♦ ликвидности. Позволяет определить способность предприятия опла
тить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода;
♦ структуры капитала или платежеспособности. Характеризует сте
пень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долго
срочные вложения в фирму, и отражает способность туристской фирмы пога
шать дебиторскую задолженность;
♦ рыночной активности. Определяет стоимость и доходность акций фирмы.
Тренировочные задания
1. Известно, что превышение выездов над въездами создает отрицатель
ное сальдо. Эта ситуация характерна даже для таких развитых стран, как
Германия, Дания, Голландия. Определите и сформулируйте положительные
и отрицательные стороны этого явления. Каковы пути его преодоления?
2. Определите основные факторы, формирующие развитие туризма. Ка
кой вид туризма выгоднее развивать для нашего государства?
Тест
1. Какой признак взят за основу в качестве классификационного при
группировке хозяйствующих субъектов в соответствии с выполняемыми
ими функциями:
а) принадлежности к производственной, непроизводственной сфере;
б) территориальный;
в) отраслевой;
г) вид экономической деятельности?
2. Что понимается под экономической деятельностью;
а) отдельный вид деятельности, имеющий признаки умственного труда;
б) вид деятельности, обеспечивающий производство продукта;
в) вид деятельности, направленный на сбыт продукта;
г) сочетание действий, приводящих к получению определенного набора
продукции или услуг?
3. Что представляет собой туризм:
а) путешествие с целью отдыха;
б) вид экономической деятельности;
в) активные формы восстановления умственных и физических способнос
тей человека;
г) способ проведения свободного времени.
4. Как проявляется сущность туризма:
а) посредством процесса организации тура;
б) по способам туристского обслуживания;
18 Экономика туризма
в) посредством специфики деятельности туристского агенства;
г) по средствам, видам, формам?
5. Что представляет собой конечный результат туристской деятельности:
а) товар;
б) услугу;
в) туристский продукт;
г) туристскую путевку?
6. Отличительные признаки туристского продукта как товара:
а) потребительная стоимость;
б) неосязаемость;
в) стоимость.
7. Назовите основные составляющие турпакета:
а) размещение, транспорт, питание;
б) трансфер, размещение, развлечение;
в) питание, размещение, транспорт;
г) место назначения, транспорт, размещение.
8. Каковы экономические выгоды прямого действия туризма на экономи
ку страны:
а) рекреационное воздействие;
б) поступление валюты;
в) занятость;
г) укрепление мира?
9. Чем измеряется эффективность развития туризма:
а) количеством обслуженных туристов;
б) объемом продаж;
в) прибылью, рентабельностью?
10. Определите основные показатели развития туризма на макроуровне:
а) количество ночевок;
б) объем обслуживания;
в) поступление;
г) количество посещений;
д) количество поездок.
Экономика туризма