Структурные аспекты рынка полиграфических работ
Впервые такой масштабный мониторинг действующих полиграфических предприятий в стране был проведён в 2007 г.[1] (см. табл. 1).
Таблица 1
Полиграфия России
(количество предприятий и численность работающих на 01. 01. 2008 г.)
Федеральные округа | Общее кол-во типографий | Кол-во районных типографий | Общая численность | Кол-во типографий в столицах региона | Примечание |
I. Северо-Западный округ в г. Санкт-Петербург всего: | 267 240 507 | 138 | 7 977 12 016 17 993 | 93 240 333 | |
II. Центральный округ в г. Москва всего: | 757 694 1 451 | 330 | 33 467 41 871 65 319 | 284 668 952 | |
III. Приволжский округ | 31 482 | ||||
IV. Южный округ | 15 583 | ||||
V. Уральский округ | 11 700 | ||||
VI.Сибирский округ | 18 661 | ||||
VII. Дальневосточный округ | 7 393 | ||||
Итого: | 5 100 | 178 150 | 3 033 |
Следует отметить, что за критерий определения полиграфического предприятия (типографии) было принято условие наличия хотя бы одной печатной машины, осуществляющей процесс печати с применением вещественной печатной формы. Общее количество таких типографий, занимающих активные позиции на рынке, составило 5 100 предприятий.
Однако в процессе проведения мониторинга стало понятным, что большое количество действующих производств не вписываются в принятую классификацию. Наступил период быстрого развития цифровых печатных машин промышленного типа, принципиально отличающихся от применяемых уже длительное время множительных печатных средств. Это определило появление на полиграфическом рынке нового типа предприятий – цифровых типографий.
Все это потребовало в течение 2008 г. проведения дополнительной, уточняющей работы, учитывающей не только традиционные
полиграфические предприятия, которые используют классические способы печати, но и специализированные цифровые типографии. Полученные результаты заставили коренным образом изменить представление о структуре отечественного полиграфического производства – количество узко- специализированных цифровых типографий, а также цифровых типографий с применением в небольших масштабах других способов печати, превысило 2 тыс. субъектов рынка полиграфических работ (табл. 2).
Таблица 2
Полиграфия России 2009 год
Федеральные округа | Общее кол-во типографий | Кол-во цифровых типографий | Кол-во типографий в столицах региона | Общая численность работающих в типографиях |
I. Северо-Западный округ г. Санкт-Петербург всего: | 390 425 815 | 163 425 588 | 9 297 14 066 23 363 | |
II. Центральный округ г. Москва всего: | 1 017 1 301 2 318 | 424 1301 | 37 517 48 971 86 488 | |
III. Приволжский округ | 1 243 | 34 682 | ||
IV. Северо-Кавказский округ | 5 342 | |||
V. Южный округ | 11 891 | |||
VI.Уральский округ | 14 860 | |||
VII. Сибирский округ | 1 174 | 22 181 | ||
VIII. Дальневосточный округ | 8 643 | |||
Итого: | 7 353 | 2 255 | 4 772 | 207 450 |
В целом в 2009 году в полиграфической сфере деятельности функционировало 7 353 типографии, из которых 50% были предприятия с численностью работающих до 20 человек. Еще действовали 10 крупных полиграфических комплексов с численностью работающих свыше 1 000 человек и 26 предприятий с численностью более 500 человек.
Предварительные итоги мониторинга 2014 г. показывают, что в структуре российской полиграфии за прошедшее пятилетие произошли определенные изменения (табл. 3).
Таблица 3
Полиграфия России 2014 год (экспертная оценка)
Федеральные округа | Общее кол-во типографий | Кол-во цифровых типографий | Кол-во типографий в столицах региона | Общая численность работающих в типографиях |
I. Северо-Западный округ г. Санкт-Петербург всего: | 405 685 1 090 | 149 673 822 | 9 058 18 376 27 434 | |
II. Центральный округ г. Москва всего: | 1 083 1 384 2 467 | 587 1379 | 33 657 46 853 80 510 | |
III. Приволжский округ | 32 546 | |||
IV. Северо-Кавказский округ | 4 535 | |||
V. Южный округ | 12 067 | |||
VI.Уральский округ | 12 345 | |||
VII. Сибирский округ | 21 490 | |||
VIII. Дальневосточный округ | 7 073 | |||
Итого: | 7 556 | 3 334 | 5 267 | 198 000 |
Если общее количество действующих типографий практически не изменилось, то удельный вес цифровых типографий в общем числе предприятий увеличился на 45%. Заметный прирост полиграфического потенциала наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как во всех административных округах страны, за исключением Южного, он снизился. Продолжилась концентрация полиграфических предприятий в центральных городах всех регионов. Общая занятость работающих в полиграфической сфере деятельности сократилась почти на 15 тыс. человек (рис.2).
Рис.2
Источник: МАП
Но главные изменения, как уже отмечалось ранее, произошли в технологической и продуктовой направленности действий типографий, что не могло не отразиться на сложившейся в настоящее время сегментации рынка полиграфических работ.
Если в предшествующий период времени в российской полиграфии в большинстве типографий доминировал способ плоской офсетной печати, то сегодня применение нескольких способов печати в одном предприятии становится нормой. Это хорошо видно на примере состава полиграфического производства в Москве и Московской области, где сконцентрирована значительная часть современного потенциала печати всей страны (табл. 4).
Таблица 4
Количество типографий применяющих данный способ печати
в % к общему перечню предприятий (экспертная оценка)
Способы печати | г. Москва всего:1384ед | Московская область всего: 648ед | г. Санкт-Петербург всего: 685ед. |
% к общему количеству | .% к общему количеству | .% к общему количеству | |
1.Офсетная плоская печать | 49,6 | 50,7 | 49,5 |
2. Цифровая лазерная печать | 40,5 | 30,6 | 44,3 |
3. Цифровая струйная печать | 33,3 | 32,5 | 21,6 |
4. Флексографическая печать | 10,8 | 9,6 | 8,3 |
5. Трафаретная печать | 43,2 | 33,8 | 37,2 |
6. Тампопечать | 18,4 | 4,2 | 13,2 |
Типографии, где изготовление печатной продукции базируется только на применении листовой и рулонной плоской офсетной печати, составляют уже единицы. Большинство традиционных полиграфических предприятий становятся мультитехнологичными, используя наряду с офсетной печатью цифровую, флексографическую или какую-либо другую технологию печатания в зависимости от той продуктовой ниши, которую они занимают на рынке (рис.3,4).
Рис.3
Источник: МАП
Рис.4
Источник: МАП
Тем не менее, значительная часть цифровых типографий, особенно работающих на основе струйных широкоформатных (листовых или рулонных) ЦПМ, сохраняют свою монотехнологичность печати в силу сложившегося специализированного спроса на выпускаемую продукцию.
Анализ результатов проведенного мониторинга обращает внимание еще на одну особенность в настоящей структуре полиграфического производства – изменение состава узкоспециализированных полиграфических предприятий (рис.5).
Рис.5
Источник: МАП
Как уже отмечалось ранее, в первую очередь это связано с увеличением количества типографий в сегменте производства этикеточно-упаковочной печатной продукции. Возросло число предприятий в относительно новых нишах полиграфического производства: печать пластиковых карт, календарная продукция, а также в области печати и рассылки персонализированной печатной продукции (direct mail). Что касается типографий, специализирующихся на печати тиражной издательской продукции, то их можно легко пересчитать – газетно-журнальные: в Москве – ОАО «ПК «Пушкинская площадь», ЗАО «Московская газетная типография», АО ИД «Красная звезда» и ЗАО ПО «Периодика»; в Московской области – ООО «Первый полиграфический комбинат», АО ПК «Экстра М», ЗАО ППК «Прайм Принт Москва», ЗАО типография «VMG Group»; книжные: АО «Первая Образцовая типография» в Москве, ОАО «Можайский полиграфический комбинат» и ЗАО «Чеховский полиграфический комбинат» в области.