Вопрос 82. Методы определения показателей качества
Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех ресурсов, используемых на предприятии.
Качество продукции – это совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на 10 групп свойств и соответственно показателей.
1.Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.
2.Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтоспособность и долговечность изделия.
3.Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
4.Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
5.Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
6.эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
7.Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.
8.патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
9.Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
10.Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала.
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода – оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, \основанный на использовании органов чувств человека (при определении запаха духов).
Методы сравнения также используются при определении показателей качества продукции. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней, шкала интервалов, шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня сравниваются все остальные величины (наличие в чае мелких частиц).
При измерении по шкале порядка результатом измерения являются решения в виде ранжированного ряда объектов сравнения.
При измерении по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин (масса, длина, мощность) величины сравнивают с эталоном.
При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопроса сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».
При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованностей мнений.
Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок. Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Согласованность мнения экспертов оценивают по величине коэффициента конкордации (согласованности), который изменяется в диапазоне от 0 до 1 (0- полная несогласованность, 1 – полное единодушие).
Различают также индивидуальное и коллективное мнение экспертов. Однако коллективное считается более точным, а главное согласованным. В роли экспертов могут выступать люди со специальной подготовкой, потенциальные потребители и изготовители продукции.
Для гарантированного обеспечения качества в производстве обычно руководствуются более жесткими требованиями к показателям качества по сравнению с требованиями к показателям качества продукции, предлагаемой рынку. Чаще всего это выражается в том, что уменьшают допустимые отклонения характеристик продукции от установленной разработчиком. Различают таким образом потребительский допуск и производственный допуск, разница между которыми и является запасом.