Характерные черты экономического развития стран древнего Востока и их достижения в сфере материальной культуры
Существует три пути развития стран дрвенего Востока с соответствующими достижениями в области материальной культуры:
а.Шумер и Средний Элам.
Экономика.Земля делится на общинную и храмовую. Впоследствии вторая превратилась в государственную. Она преобладает. Община владеет своей землей. Общинник обрабатывает свою землю силами своими и своих родственников. Возможны также кабала и рабство. Люди, обарабатывающие государственную землю, имеют ее условно (выдается за службу, причем не семье, а индивидуально; может быть отнята или перераспределена по решению администрации). Некоторые служащие за службу получали не землю, а паек.
Политика. У Евфрата много рукавов => больше предпосылок к существованию номовых государств, чем в Египте, где единая магистраль. Баланс государства и общины.
Социум. Т.о., сословное деление на свободных общинников и более низких по статусу служащих, которые владеют землей условно. Однако было и другое деление, е совпадавшее с сословным:
· храмовая знать, которая могла и не иметь земли, но распоряжавшаяся государственной землей, как своей;
· средний класс; для него рабский труд – подсобный, в осн. все своими силами; крстьне и ремесленники; сюда же – не очень состоятельные владельцы условной земли.
· низший класс – рабы и люди, находящиеся в других типах зависимости
б.Египет.
Экономика. Из-за сильной роли государства, общинная земля если и была, то очень скоро поглотилась государственной.
Политика. Единая речная магистраль, с двух сторон – пустыня => цивилизация вытянута => маловероятен сепаратизм номов (проще быть независимым, когда номы расположены кучкой, чем когда они в строчку; к тому же, если номы в кучку, соседям легче смириться с сепартизмом одного нома, чем если они в строчку и отделение одного нома сводит на нет всю ирригацию). Поэтому здесь с самого начала – сильное государство и мала роль общины. В принципе, не сильно отличается от Шумера, так как там в конце концов сложилась та же ситуация, только юзание государственных земель чиновниками и жрецами происходило неформально.
в.Хетты, Миттани и др.
Экономика. Нет рек, есть предгорья, поэтому для достижения тех же целей нужно гораздо больше времени. Кроме с/х очень важны скотоводство, торговля, ремесло.
Социум. Вроде бы, в таких условиях главенствовать должна община, но из-за отставания в развитии, такие державы успели подвергнуться влиянию государств первых двух типов => кое-где государство, а не община, было главным.
Политика. Иногда складывались военные союзы ряда номов вокруг сильного соседа.
Раздвоение этого типа государств на античное (полис) и другой (большая часть населения в результате – под государством.
Важнейшие достижения и особенности культуры народов древнего Востока.
Важнейшие достижения.
a. Письменность.
i.Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.
ii.Развитие.
1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.
2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово) - Особый случай и изолированное возникновение. Отсутствие флексии.
3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.
b. Мифы и фольклор (пословицы, басни, притчи, мудрости) Мифы – основа религии. Связь с природой.
c. Эпос. Рамаяна, Махабхарата, Эпос о Гильгамеше. Взаимопроникновение.
d. Прото-наука. Пока только накопление эмпирического знания и его систематизация. Все не спроста: медицина – так как вокруг полно змей и нужно бальзамировать покойника, геометрия – например, для планировки сложных алтарей и в связи с наличием открытых пространств, необходимостью делить землю, астрономия – из-за религии, филология (в Индии – из-за того, что изустно передаваемые веды на опр. этапе стали непонятны самим брахманам, они начали разбираться и возникла наука). Школы Шумера.
Особенности.
a. Огромное значение традиций. Медленное и консервативное развитие.
b. Зависимость от природы.
c. Преемственность культуры при смене культурных слоев.
d. Неравномерность развития.
e. Религиозный синкретизм и как следствие - толерантность.
f. Сакральный характер культуры.
g. Древний Восток – родина всех мировых религий.
h. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость.