Объемно-пространственная организация гостиницы.
Конструктивные решения и материалы.
Инженерные решения.
Организация безопасности.
При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.
Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
- существования источников риска;
- проявления данного источника на опасном для человека уровне;
- подверженности человека воздействию источников опасности.
Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:
- травмоопасность;
- воздействие окружающей среды;
- пожароопасность;
- биологические воздействия;
- психофизиологические нагрузки;
- опасность излучений;
- химические воздействия;
- повышенная запыленность и загазованность;
- прочие факторы;
- специфические факторы риска.
Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.
Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.
Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.
Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью в соответствии с их компетенцией (Федерация служб безопасности и охранных предприятий, Министерство внутренних дел).
Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.
Основную функцию обеспечения безопасности туристов выполняет Главное управление внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако, после принятия в 1992 году закона «О частной охранной и детективной деятельности», частные охранные предприятия также получили право заниматься обеспечением безопасности, использовать огнестрельное оружие и специальную технику.
С 1995 года в Санкт-Петербурге функционирует «Федерация служб безопасности и охранных предприятий», целью которой стало усиление роли негосударственных организаций в обеспечении безопасности личности, собственности и предпринимательства. Федерация сотрудничает с другими организациями, работающими в сфере безопасности: по производству и монтажу технических средств охраны, по обеспечению информационной безопасности, по поставке оборудования и оружия и т.д. Федерацией разработан и осуществляется ряд программ, например: «Система подготовки кадров для охраны иностранных граждан на территории России», «Программа обеспечения безопасности туризма», «Система безопасности пассажиров и грузов на транспорте в пределах Северо-Западного региона».
Основы безопасного туризма регламентируются государственным стандартом РФ – ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
Настоящий стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов (далее – туристов), методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг.
Стандарт предназначен для предприятий и всех организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей (далее – туристских предприятий), оказывающих туристские услуги населению.
В настоящем стандарте используются ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.036-81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых помещениях и общественных зданиях
ГОСТ 25478-91 Техническое состояние автотранспортных средств
Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности
Руководство ИСО/МЭК 51 Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов
СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения
СанПиН 42-123-5774-91 Санитарные нормы и правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое
Требования по обеспечению безопасности движение на автобусных маршрутах. Постановление Совета Министров РСФСР № 31 от 17.11.74
Правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов
Медицинские показания и противопоказания для направления в туристские базы. Приказ Минздрава СССР от 5 ноября 1985 г. № 1418
Список литературы.
· ГОСТ 28681.4 – 95
· СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение»
· Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. – Киев: ВИРА-Р, «Альтерпресс», 2004. – 208 с.
· Экономика современного туризма. - СПб.: "Герда",1998. - 412 с.
· Экономика и жизнь; Санкт-Петербургский региональный выпуск №4, 1998 г.
· Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: "Ось - 89",1997 - 160 с.
· Попова Р.Ю. / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1(13). С. 28-31.
· Папирян Г. А. "Маркетинг в туризме"; М.: Финансы и статистика; 2000
· Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 1996.
· Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 1997.
· Котлер Ф. "Основы маркетинга и управление маркетингом"; М.: - Прогресс; 1989
· Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.
· Кириллов А. Т. Волкова Л.А. "Маркетинг в туризме"; СПб: Издательство СпбГУ; 1996
· Исмаев Д. К. "Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме"; М.: Луч; 1994
· Информация сети Интернет
· Ильина Е.Л. Штыхно Д.А. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 10-16.
· Деловой Петербург №79 (338), 1997 г.
· Деловой Петербург №56,1999 г.
· Деловой Петербург №130, 1999 г.
· Голубков Е.П. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 110-118.
· Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 1994.
· Ветитнев А.М. / Маркетинг. 1997. № 6 . С. 64-68.