Тема 16: Рынок земельных ресурсов
16.1. Земля как фактор производства.
16.2. Ценообразование на рынке невозобновляемых природных ресурсов.
16.3. Ценообразование на рынке возобновляемых природных ресурсов.
16.4. Земельная рента и цена земли.
Вопросы для обсуждения:
1) Что понимают под фактором земля в широком и узком смысле?
2) Какую роль играет фактор земли в экономике России?
3) Как устанавливается равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов?
4) Какие положительные и отрицательные явления возникают при консервации ресурсов?
5) Что такое дифференциальная и чистая рента? Укажите причины их возникновения.
6) Как распределяется земельная рента? Как рентные отношения влияют на экономику?
7) Как устанавливается цена земли?
8) Укажите особенности аграрного сектора России. Укажите объективные и субъективные трудности российского аграрного сектора.
9) Каковы экономические функции земельной ренты? Как отразится на экономике страны:
- законодательное ограничение уровня ренты;
- полная национализация земельной ренты;
- запрещение рентных платежей.
10) Влияет ли преобладание той или иной формы собственности на землю на величину арендной платы и цену земли? Как соотносятся в данном случае экономическая теория и российская действительность?
Примерные варианты заданий для
Контроля знаний.
Вариант 1.
1) Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая:
а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;
б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;
в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение всех членов общества.
2) Если 1-процентное изменение цены вызывает большее чем 1-процентное изменение объема спроса, то спрос на товар является:
а) неэластичным;
б) эластичным;
в) с единичной эластичностью.
3) Бюджетное ограничение потребителя представляет собой:
а) линию предельной полезности товара;
б) линию общей полезности товара;
в) линию максимального удовлетворения потребителя;
г) ограничение, налагаемое на выбор потребителя.
4) При каких условиях действует закон убывающей предельной производительности:
а) при пропорциональном росте всех ресурсов;
б) при условии, что запас всех ресурсов производителя неограничен в краткосрочном периоде;
в) при условии, что не изменяются затраты хотя бы одного ресурса;
г) при неограниченности трудовых ресурсов.
5) Какой из приведенных ниже графиков соответствует производству товара из взаимодополняющих ресурсов:
у1 у1 у1
у2 у2 у2
а) б) в)
у1 у1
у2 у2
г) д)
6) Какой из приведенных ниже факторов не является источником экономии от масштаба:
а) растущая производительность;
б) реклама и маркетинг;
в) разделение и специализация труда;
г) повышающиеся цены на ресурсы.
7) При росте объема производства изокванта смещается:
а) вниз и влево;
б) вверх и вправо;
в) вниз и вправо;
г) вниз и влево.
8) Издержки упущенных возможностей – это:
а) фактические издержки, выраженные в денежных средствах;
б) сумма фактических и неявных издержек;
в) неявные издержки, относимые на расходы фирмы;
г) разница между фактическими и неявными издержками.
9) Ситуация, близкая к рынку совершенной конкуренции, скорее всего, может возникнуть:
а) на рынке легковых автомобилей;
б) на рынке обуви;
в) на рынке зерна;
г) на рынке репетиторских услуг.
10) Какой из ниже перечисленных признаков относится к монополии:
а) дифференциация продуктов;
б) большие постоянные издержки;
в) цена равна предельным издержкам;
г) один продавец или покупатель.
Вариант 2.
1) В модели кругооборота ресурсов, продуктов и дохода домашние хозяйства выступают:
а) субъектами на рынке ресурсов;
б) субъектами на рынке продуктов;
в) субъектами на рынке доходов;
г) верны варианты а и б;
д) верны варианты а и в.
2) Излишек потребителя – это сумма денег, которая:
а) изымается государством у потребителя при помощи налогов;
б) выигрывает потребитель из-за различия равновесной цены и индивидуальной цены спроса;
в) потребитель готов отдать производителю, у которого наиболее качественная продукция;
г) не нужна потребителю.
3) Изменение цены товара вызывает:
а) эффект замещения;
б) эффект дохода;
в) эффект Веблена;
г) верно а и б.
4) Правило максимизации прибыли означает:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
5) Какой из приведенных ниже графиков соответствует производству товара из ресурсов, являющихся абсолютными заменителями:
у1 у1 у1
у2 у2 у2
а) б) в)
у1 у1
у2 у2
г) д)
6) Кривая средних постоянных издержек всегда принимает:
а) U-образную форму;
б) форму прямой, имеющей положительный наклон;
в) форму прямой параллельной оси абсцисс;
г) форму кривой имеющей отрицательный наклон.
7) Краткосрочный период в микроэкономическом анализе предполагает:
а) что фирма не может изменить ни количество своих сооружений, ни количество используемых машин и оборудования;
б) что фирма не может изменить количество своих сооружений, но может изменить количество используемых машин и оборудования;
в) что все факторы производства постоянны;
г) что все факторы производства переменны.
8) Какая формула из ниже приведенных верна:
а) бухгалтерская прибыль + внутренние издержки = экономическая прибыль;
б) экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = внешние издержки;
в) экономическая прибыль + внутренние издержки = бухгалтерская прибыль;
г) внешние издержки + внутренние издержки = выручка?
9) Что из ниже перечисленного является признаком только совершенной конкуренции:
а) фирма максимизирует прибыль;
б) фирма не обладает рыночной властью;
в) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде;
г) линия спроса представляет собой линию средней выручки фирмы?
10) Во многих университетах США плата за обучение иностранных студентов выше, чем для студентов, проживающих в данной местности. Эта ситуация является примером:
а) неэффективного распределения ресурсов между высшим и средним образованием в США;
б) ценовой дискриминации в высшем образовании США;
в) монополии в высшем образовании США;
г) отсутствия контроля правительства над высшим образованием в США?
Вопросы к экзамену:
1. Предмет микроэкономического анализа.
2. Методология микроэкономического анализа.
3. Спрос: функция, факторы, оказыващие влияние.
4. Предложение: функция, факторы, оказывающие влияние.
5. Рыночное равновесие (подход А.Маршалла, Л.Вальраса).
6. Излишек потребителя и производителя
7. Эластичность спроса по цене.
8. Эластичность спроса по доходу.
9. Перекрестная эластичность спроса.
10. Эластичность предложения.
11. Поведение потребителя. Понятие полезности блага.
12. Кривые безразличия: свойства, виды.
13. Предельная норма замещения.
14. Законы Госсена.
15. Бюджетное поле потребителя.
16. Равновесие потребителя (внутреннее и угловое равновесие).
17. Эффект дохода и эффект замены.
18. Кривые «Доход – Потребление» и кривые Энгеля.
19. Формирование индивидуального и рыночного спроса.
20. Теория производства. Производственная функция.
21. Производственная функция в краткосрочном периоде. Убывающая предельная производительность факторов производства.
22. Производственная функция в долгосрочном периоде. Оптимальное сочетание факторов производства.
23. Изокванты.
24. Выбор оптимального сочетания факторов. Масштаб производства. Положительный эффект масштаба.
25. Издержки производства, их виды и динамика.
26. Концепции фирмы.
27. Типы рыночных структур, их основные характеристики.
28. Барьеры входа на рынок.
29. Дифференциация товара.
30. Монопольная власть фирмы.
31. Показатели концентрации на отраслевом рынке.
32. Функционирование фирмы в условиях совершенной конкуренции.
33. Естественная монополия.
34. Ценовая дискриминация.
35. Монополистическая конкуренция.
36. Проблема неэффективности рынков монополистической конкуренции. Расходы на рекламу.
37. Конкурентные стратегии фирм.
38. Модели поведения олигополии: кооперативные стратегии.
39. Модели поведения олигополии: модели дуополии.
40. Монопсония.
41. Анализ рынка труда: спрос и предложение на труд.
42. Анализ рынка труда: минимальная, номинальная и реальная заработная плата.
43. Анализ рынка капитала: основные теории капитала.
44. Анализ рынка капитала: структура капитала предприятия.
45. Анализ рынка капитала: спрос на основной капитал, ссудный процент.
46. Анализ рынка земли: спрос и предложение на рынках возобновляемых ресурсов.
47. Анализ рынка земли: спрос и предложение на рынках невозобновляемых ресурсов.
48. Анализ рынка земли: рента и цена земли.
49. Частичное и общее рыночное равновесие.
50. Принцип Парето - эффективности в обмене.
51. Принцип Парето - эффективности в производстве.
52. Теория благосостояния. Трактовки справедливости.
53. Анализ рыночной неопределенности. Риск.
54. Асимметрия информации и эффективность рынка.
55. Внешние эффекты: формы проявления и последствия.
Список рекомендуемых источников: |
Основная |
1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2010. – 576 с. |
2. Микроэкономика: практ. подход (Managerial Economics): учебник для вузов по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 704 с. |
3. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник для вузов по эконом. специальностям / Ю. В. Тарануха; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 634 с. |
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 622 с. |
5. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика : учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – М.:КНОРУС, 2010. – 320 с. |
6. Хайман, Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. Т.1 / Д. Хайман. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 362 с. |
7. Хайман, Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. Т.2 / Д. Хайман. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 371 с. |
Дополнительная |
1. Бакалавр: микроэкономика[Электронный ресурс] / под ред. А. Ю. Юданова. – Электрон. дан. (683 Mb). – М.: КНОРУС, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
2. Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. Т.1 / В. Гальперин, С. Игнатьев, В. Моргунов. – М.: Экономическая школа, 2007. – 864 с. |
3. Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. Т.2 / В. Гальперин, С. Игнатьев, В. Моргунов. – М.: Экономическая школа, 2007. – 853 с. |
4. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ.: в 2 т. Т. 2 / К. С. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2006. – 400 с. |
5. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2008. – 564 с. |
6. Радаева, О. В. Микроэкономика в контексте: пособие для преподавателей / О. В. Радаева, М. В. Долгова. – М.: РГГУ, 2005. – 828 с. |
7. Микроэкономика. Задачи и упражнения: учеб.пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / Н.М. Розанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 559 с. |
8. Сборник задач по микроэкономике: к «Курсу микроэкономики» Р. М. Нуреева / [гл. ред. Р. М. Нуреев]. – М.: ИНФРА-М, 2010 . – XVI, 415 с. |
Методическая |
1. Логунов, М. А.Микроэкономика-2: учеб.-метод. пособие / М. А. Логунов. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – 95 с. |
2. Микроэкономика: метод. пособие для самостоят. работы студентов: ЭФ: специальность 080504 / сост. М. А. Логунов. – Вологда: ВоГТУ, 2008. – 76 с. |