Сформировавшиеся концепции управления запасами.
К настоящему времени сформировались три концепции управления запасами:
1. Концепция максимизации запасов.
2. Концепция оптимизации запасов.
3. Концепция минимизации запасов.
1. Концепция максимизации запасов разрабатывается уже длительное время и, можно сказать, почти отошла в прошлое. Потребность накапливать запасы пищи - наиболее древняя проблема в управлении запасами. На протяжении длительной истории человечества большие запасы рассматривались как знак благополучия и процветания страны. Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. В XIX в., однако, поставки и распределение продукции стали более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что товары стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда имеется возможность их купить.
Повторение ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. Отечественная экономика 1970 - 1980 годов XX в. — яркий пример концепции максимизации запасов. Цели создания запасов (повышение эффективности производства, обеспечение обслуживания потребителей, страхование сбоев поставок, защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке) были превалирующими, и они однозначно определяли положительное отношение к запасам.
2. Концепция оптимизации запасов. Уже в конце XIX в. развитие
экономики привело к росту промышленного производства, что
неизбежно повлекло за собой большие объемы многономенклатурных
запасов. Именно в то время начал развиваться научный подход к
управлению запасами, который позволил находить оптимальный уровень
запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность
состояла лишь в том, что считать оптимальным. С 1915г. развивается
подход оптимизации уровня запаса исходя из оптимального размера
заказа. В этот период различие между минимизацией затрат и
минимизацией уровня запасов не принималось во внимание. На
протяжении 1920-х годов многие компании снижали запасы - часто до
такого уровня, который приводит к снижению эффективности
производства. В 1931г. выходит первая специализированная книга по
управлению запасами. Это событие можно считать началом развития
концепции оптимизации запасов. Она заключается в признании
целесообразности содержания запаса в оптимальном (чаще всего по
критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание
запасов) размере. До сих пор эта концепция является широко признанной
и наиболее часто применяемой.
3. Концепция минимизации запасов. Относительно недавно предприятия и
организации пришли к выводу, что запасы - проявление расточительства.
Яркие представители этого направления — руководители компании
«Тойота». В противовес представителям концепции максимизации
запасов они абсолютизировали негативные последствия высокого уровня
запасов, а именно:
1) увеличение текущих затрат, связанных с содержанием запасов, из-
за роста стоимости содержания складов, налоговых выплат,
страховых платежей, оплаты обслуживающего персонала;
2) снижение времени реакции на требования потребителя;
3) усложнение процесса управления запасами;
4) снижение прибыли на инвестированный капитал;
5) увеличение складских площадей;
6) перепроизводство, которое может вызвать устаревание продукции;
7) увеличение себестоимости продукции.
Японские менеджеры рассматривали запасы как ширму, за которой скрываются недостатки производственной деятельности:
• низкое качество;
• неспособность производить продукцию мелкими партиями;
• неумение правильно планировать;
• неумение правильно приобретать нужный товар;
• сбои в производстве;
• сбои в поставках продукции.
В связи с таким подходом к оценке запасов появилась новая тенденция -сводить запасы на фирмах к минимуму. Стали развиваться логистические системы/технологии, позволяющие значительно снизить уровень запасов. Система MRP, например, связывает запасы непосредственно с плановым объемом производства. Технология JIT позволяет работать почти без запасов. Все эти системы (технологии) минимизируют запасы, обеспечивая при этом требуемый уровень качества логистического обслуживания потребителей.
Задача снижения уровня запасов может решаться различными способами. До 1960-х годов большинство задач, связанных с управлением запасами, решалось вручную. С появлением компьютеров было автоматизировано до 90% работ по управлению запасами. Благодаря компьютеризации то, что ранее считалось чистотой теорией, теперь может быть применено на практике. Компьютеры вызывали к жизни новые методы и модели управления запасами. В частности, появилась возможность снижать уровень запасов без потери качества обслуживания производства. Стала значительно сокращаться длительность производственного цикла, что совместно с развитием систем управления качеством и при постоянном характере потребления позволило развить систему JIT, которая почти полностью ликвидировала страховые запасы.
Таким образом, концепции управления запасами, сложившиеся на практике, основываются на двух противоположных точках зрения: первая абсолютизирует положительную роль запасов, вторая абсолютизирует отрицательную роль запасов. Концепция оптимизации пытается найти золотую середину между ними.