Глава II. Организация поставок материальных ценностей в государственный резерв и его размещение
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ
"О государственном материальном резерве"
(с изменениями от 17 марта 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 декабря 2001 г., 24, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.)
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв) и регулирует отношения в данной области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие государственного резерва
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 2. Термины и определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие термины и определения:
поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;
закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;
выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;
ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;
освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата;
замена материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.
Статья 3. Назначение государственного резерва
Государственный резерв предназначен для:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
оказания гуманитарной помощи;
оказания регулирующего воздействия на рынок.
Статья 4. Единая федеральная система государственного резерва Российской Федерации
1. Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (далее - система государственного резерва).
2. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.
Деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется настоящим Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит.
3. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.
4. Решения о создании, реорганизации, ликвидации организаций, входящих в систему государственного резерва, и закреплении за ними имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
5. Управление системой государственного резерва относится исключительно к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления
Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Статья 6. Неснижаемый запас государственного резерва
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
дают согласие на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва;
оказывают содействие в заключении договоров с расположенными на подведомственных им территориях организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм на поставку материальных ценностей в государственный резерв и их ответственное хранение.
Статья 8. Финансирование системы государственного резерва
Содержание и развитие системы государственного резерва и расходы, связанные с поставкой, закладкой и ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием или по другим основаниям, плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва, а также неустойка (штрафы и пени), взимаемая в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, зачисляются в доход федерального бюджета.
Глава II. Организация поставок материальных ценностей в государственный резерв и его размещение
Статья 9. Формирование и размещение заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв
1. Заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв размещаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом:
формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;
осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов (договоров);
при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв определяет конкретных получателей, рассматривает и согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ценностей в государственный резерв;
заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты (договоры) на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный резерв в соответствии с государственным контрактом (договором).
4. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
5. В случае отказа таких поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв или неполучения ответа в течение 20 дней на предложение о заключении контракта (договора) государственный заказчик и его территориальные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении указанных поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров).
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, вправе на контрактной (договорной) основе передавать организациям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, часть своих функций по выпуску материальных ценностей из государственного резерва.
7. Государственный заказчик вправе выдавать контрагенту по контракту обязательные для исполнения отгрузочные разнарядки на выпуск материальных ценностей из государственного резерва конкретным получателям.
Статья 10. Стимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резерв
Стимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резерв, а также поставок материальных ценностей для эксплуатационных нужд и капитального строительства системы государственного резерва осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Размещение государственного резерва
1. Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Размещение и строительство на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций, других объектов системы государственного резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
4. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
5. Возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.