Министерство образования и науки Республики Казахстан. Казахский государственный университет им.С.Сейфуллина
Казахский государственный университет им.С.Сейфуллина
Силлабус
___________ЕР 3301 –«Экономика предприятия»_______________
(наименование дисциплины)
Астана-2016г.
Рассмотрено на заседании Одобрено на Совете факультета кафедры___________________________ ___________________________________
(наименование) (наименование)
«___»_________________________20__г. «___»_____________________20__г.
Протокол №___ Протокол №___
Зав. кафедрой_______________________ Председатель Совета факультета
(наименование ) _______________________________
(наименование)
______ ____________________ _______ _________________
(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (подпись) (Ф.И.О. председателя)
Разработали: Ишкинина Г.Ш. к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Кафедра «Экономика»
Преподаватели: к.э.н., доцент кафедры «Экономика» Юсупова С.А.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- название модуля и шифр: ЕР 3301 – Экономика предприятия
- ответственный за модуль: Юсупова С.А., к.э.н., доцент.
- количество кредитов: 3
- количество часов в неделю: 3 часа в неделю
- форма обучения: очное
- семестр: 3,5
- Пререквизиты дисциплины:Студент должен иметь знания по таким дисциплинам как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
- Постреквизиты дисциплины:После успешного освоения дисциплины «Экономика предприятия» возможно изучение следующих дисциплин: «Организация производства», «Предпринимательство» и прочих дисциплин, направленных на изучение различных сторон деятельности предприятия.
- содержание модуля: широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования материальных и нематериальных ресурсов с целью создания и распределения необходимых обществу благ.
- результаты обучения: получение навыков оценки реального положения предприятия в рыночных условиях и перспективы функционирования, практическое применение полученных знаний в различных сферах экономики.
- форма итогового контроля: экзамен
- условия для получения кредитов: выполнить все задания семинарских занятия, СРС, СРСП и др.
- продолжительность модуля: 1семестр
- дата обновления: 27.08.2015 год.
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Выработка у студентов экономического мышления на основе изучения экономического механизма функционирования предприятия в условиях рыночного типа хозяйствования.
3. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
• ознакомиться с сущностью предприятия как объекта хозяйствования, его местом и ролью в системе национальной экономики; охарактеризовать предприятие как агента рыночной экономики;
• рассмотреть ресурсную базу предприятия и эффективность использования различных ресурсов;
• изучить хозяйственный механизм функционирования предприятия и финансовые результаты его деятельности.
Компетенции дисциплины:
Изучение данного курса дает возможность вооружить студентов знаниями рыночного механизма функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде с учетом дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана.
После изучения данного курса студент должен:
иметь представление:
• об экономических явлениях и процессах, происходящих на предприятии, их взаимосвязи и взаимозависимости;
• о влиянии различных факторов и возможности выполнения расчетов, связанных с использованием различных ресурсов предприятия;
• о наличии резервов повышения эффективности производства;
знать:
• сущность предприятия как объекта хозяйствования, агента рыночной экономики, его место и роль в системе национальной экономики с учетом государственного регулирования рыночных отношений;
• ресурсную базу предприятия и эффективность использования различных ресурсов;
• хозяйственный механизм функционирования предприятия;
• финансовые результаты деятельности предприятия;
уметь:
• применять полученные знания для построения эффективной системы расчетов и анализа предприятия, и обладать компетенцией, необходимой для выработки аргументов, обоснования путей решения проблем, возникающих в процессе функционирования предприятия;
• демонстрировать знания и понимание в области экономики функционирования производственного предприятия, в том числе особенности организации деятельности на казахстанских предприятиях;
• осуществлять сбор и интерпретацию научно-практической, статистической информации для выработки суждений практического и научно-теоретического характера;
• четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
иметь навыки:
• связанные с овладением методикой экономических расчетов для анализа и принятия хозяйственных и управленческих решений как исполнительского, так и управленческого характера;
• необходимые для дальнейшей творческой, активной профессиональной деятельности в качестве экономиста предприятия, для продолжения образования с более высокой долей самостоятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план занятий
Наименование темы | Трудоемко-сть в часах |
Лекционные занятия | |
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы | 4 ч |
Тема 2. Основной капитал предприятия | 2 ч |
Тема 3. Оборотный капитал предприятия | 2 ч |
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы | 2 ч |
Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия | 2 ч |
Тема 6. Оплата труда на предприятии | 2 ч |
Тема 7. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия | 2 ч |
Тема 8. Издержки производства и реализации продукции | 2 ч |
Тема 9. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия | 4 ч |
Тема 10. Обеспечение конкурентоспособности предприятия | 2 ч |
Тема 11. Финансы предприятия | 2 ч |
Тема 12. Финансовые результаты деятельности предприятия | 2 ч |
Тема 13. Экономическая эффективность производства | 2 ч |
Итого | 30 часов |
Семинарские (практические) занятия | |
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности Тема 3. Основной капитал предприятия Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы Тема 5. Оборотный капитал предприятия Тема 6. Трудовые ресурсы Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия Тема 9. Издержки производства и реализации продукции Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия Тема 12. Финансы предприятия Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия Тема 14. Экономическая эффективность деятельности предприятия | 1 ч |
Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности | 1 ч |
Тема 3. Основной капитал предприятия | 1 ч |
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы | 1 ч |
Тема 5. Оборотный капитал предприятия | 1 ч |
Тема 6. Трудовые ресурсы | 1 ч |
Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии | 1 ч |
Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия | 1 ч |
Тема 9. Издержки производства и реализации продукции | 1 ч |
Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия | 2 ч |
Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия | 1 ч |
Тема 12. Финансы предприятия | 1 ч |
Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия | 1 ч |
Тема 14. Экономическая эффективность деятельности предприятия | 1 ч |
Итого | 15 часов |
Самостоятельная работа студента с преподавателем | |
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы | 6 ч |
Тема 2. Основной капитал предприятия | 3 ч |
Тема 3. Оборотный капитал предприятия | 3 ч |
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы | 3 ч |
Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия | 3 ч |
Тема 6. Оплата труда на предприятии | 3 ч |
Тема 7. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия | 3 ч |
Тема 8. Издержки производства и реализации продукции | 3 ч |
Тема 9. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия | 6 ч |
Тема 10. Обеспечение конкурентоспособности предприятия | 3 ч |
Тема 11. Финансы предприятия | 3 ч |
Тема 12. Финансовые результаты деятельности предприятия | 3 ч |
Тема 13. Экономическая эффективность производства | 3 ч |
Итого | 45 часов |
Самостоятельная работа студента | |
Тема 1. Рыночная модель предприятия и предприятие в условиях плановой экономики (сравнительный анализ). Развитие предпринимательства | 6 ч |
Тема 2. Расчет показателей технического состояния и использования основных средств. Методика расчета производственной мощности предприятия | 3 ч |
Тема 3. Состав и структура оборотных средств. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств (на примере данных предприятия) | 3 ч |
Тема 4. Сырьевая база РК и направления ее развития. Развитие топливно-энергетического комплекса в условиях индустриально-инновационного развития РК | 3 ч |
Тема 5. Методы нормирования труда: хронометраж и фотография рабочего дня. Расчет показателей производительности труда (на примере данных предприятия) | 4 ч |
Тема 6. Формы и системы оплаты труда. Расчет заработной платы ИТР и служащих. Мотивация труда | 3 ч |
Тема 7. Расчет показателей эффективности инвестиций. Научно-техническая политика Республики Казахстан | 3 ч |
Тема 8. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие (на примере расчета) | 3 ч |
Тема 9. Влияние маркетинга на организацию производства и основные функции предприятия. Методика формирования производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики | 4 ч |
Тема 10. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Система управления качеством продукции на предприятии | 4 ч |
Тема 11. Финансовый механизм функционирования предприятия: составные элементы, правовое, нормативное и информационное обеспечение | 3 ч |
Тема 12. Порядок формирования и распределения дохода на предприятии | 3 ч |
Тема 13. Сущность, критерий и показатели экономической эффективности производства. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат | 3 ч |
Итого | 45 часов |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Мухамбеков М.М. Экономика и организация предприятия. Учебное пособие. – Астана, 2005 г.
2. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. Н.А. Сафронова – М.: Юристь. – 2005.
3. Экономика фирмы: учебник /под ред.Н.П. Иващенко.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 528с.- (МГУ им. М.В. Ломоносова).
4. Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций): учебник /О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева.- 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 512с.
5. Слепнева Т.А. Экономика предприятия: учебник /Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 458с.- (Высшее образование).
6. Экономика предприятия (фирмы): практикум /под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 331с.- (Высшее образование).
7. Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций /О.И. Волков; О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.:ИНФРА-М, 2006.-280с.-(Высшее образование).
8. Куатова Д.Я. Экономика предприятия: практикум /Д.Я. Куатова.- Алматы: Экономика, 2005.- 106с.
9. Экономика предприятия: учебник для вузов /под ред. В.М. Семенова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2007.- 384с., ил.- (Учебник для вузов).
10. Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /А.А. Раздорожный.- М.: РИОР, 2005.- 95с.- (Только лучшие книги).
11. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Практикум: учебник для студентов вузов /В.Д. Грибов; В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 336с.
12. Экономика предприятия: учебник /под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 4-ое изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2006.- 672с.- (Золотой фонд российских учебников).
13. Филатов ОК. и др. Экономика предприятий (организа-
ций): Учебник / Филатов O.K., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. - 4-е
изд.- М.: Финансы и статистика, 2008.
14. Куатова Д.Я. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Алматы: Издательство «Экономика». - 2011. - 352 с.
Дополнительная литература
1. Гражданский кодекс РК. Алматы. Жеті жаргы, 1998
2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). – Казахстанская правда, 2001, 20 июня.
3. Земельный кодекс РК. – Казахстанская правда, 2003, 26 июня.
4. Водный кодекс РК. – Казахстанская правда, 2003, 17 июля.
5. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». - Казахстанская правда, 2001, 20 июня
6. Закон РК «Об инвестициях». - Казахстанская правда, 2003, 11 января.
7. Закон РК «Об инновационной деятельности». — Казахстанская правда, 2002, 9 июля
8. Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства». Алматы. Жеті жаргы, 1998.
9. Закон РК «О труде в Республике Казахстан», - Юридическая газета, 1999, 28 октября
10. Истаева А.А., Вершинина Г.С. «Экономика и планирование коммерческого предпринимательства». Алматы. Экономика. 2000.
11. Давыдова Л.А. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslehre, адаптированной для применения в России: учебное пособие /Л.А. Давыдова, В.К. Фальцман.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 224с.
12. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия: учебное пособие /К.Ш. Дюсембаев.- Алматы: Экономика, 1998.- 184с.
13. Романенко, И.В. Экономика предприятия/ И.В. Романенко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 264с., ил.
14. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений /Н.А. Сафронов.- М.: Экономистъ, 2005.- 252с.- (Scholae).
15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие /И.В. Сергеев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 304с.
16. Скляренко В.К. Экономика предприятия: конспект лекций /В.К. Скляренко, В.М. Прудников.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 208с.- (Высшее образование).
17. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие /Л.Н. Чечевицына.- 3-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 448с.- (Среднее профессиональное образование).
18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / под общ. ред. А.Н. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 295с.- (Сер."Высшее образование").
19. Экономика и управление предприятием: учебник для средних проф. учебных заведений /под ред. Ю.М. Соломенцева.- М.: Высшая школа, 2005.- 624с.
20. Экономика организаций ( предприятий): учебник для сред.проф. учеб. заведений /под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 432с.- (Среднее профессиональное образование).
Оценка знаний
Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРС; два рубежных контроля в форме письменного опроса; промежуточная аттестация в форме тестирования.
Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период | Трудозатраты по модулю | |||||||
Посещаемость | Конспекты лекций | Устный опрос | Самостоятельная работа | Презентация темы | Учебные практики | Рубежное тестирование | Всего | |
Рейтинг 1 | - | |||||||
Рейтинг 2 | - |
Требования
Обязательное посещение аудиторных занятий и СРСП, активное участие в обсуждении вопросов на аудиторных занятиях, предварительная подготовка к семинарским занятиям, выполнение заданий на СРСП и СРС. Необходимо участие во всех видах контроля: текущего, промежуточного, итогового, контроля СРСП и СРС.
Итоговая оценка определяется по многобалльной буквенной системе:
Оценка по буквенной системе | Баллы | Процентное содержание (%) |
А | 4,0 | 95 – 100 |
А- | 3,67 | 90 – 94 |
В+ | 3,33 | 85 – 89 |
В | 3,0 | 80 – 84 |
В- | 2,67 | 75 – 79 |
С+ | 2,33 | 70 – 74 |
С | 2,0 | 65 – 69 |
С- | 1,67 | 60 – 64 |
D+ | 1,33 | 55 – 59 |
D | 1,0 | 50 – 54 |
F | 0 – 49 |
7. Политика и процедуры курса:
В течение учебного процесса студенту НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- Опаздывать на занятия или пропускать их.
- Отвлекаться во время пар
- Использовать сотовый телефон или другие отвлекающие приборы.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- Выполнять все данные задания ВОВРЕМЯ
- Внимательно слушать преподавателя во время лекций и семинарских занятий
- Активно принимать участие в обсуждении лекционного материала, вопросов и проблем организации управления внешнеэкономической деятельностью
- В случае возможных пропусков занятий по уважительной причине поставить в известность не только куратора, но и преподавателя данной дисциплины или старосту группы. Необходимо также предоставить документ, объясняющий причину отсутствия на занятиях, в течение недели после возвращения к учебе.