Министерство образования и науки Республики Казахстан. Казахский государственный университет им.С.Сейфуллина

Казахский государственный университет им.С.Сейфуллина

Силлабус

___________ЕР 3301 –«Экономика предприятия»_______________

(наименование дисциплины)

Астана-2016г.

Рассмотрено на заседании Одобрено на Совете факультета кафедры___________________________ ___________________________________

(наименование) (наименование)

«___»_________________________20__г. «___»_____________________20__г.

Протокол №___ Протокол №___

Зав. кафедрой_______________________ Председатель Совета факультета

(наименование ) _______________________________

(наименование)

______ ____________________ _______ _________________

(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (подпись) (Ф.И.О. председателя)

Разработали: Ишкинина Г.Ш. к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кафедра «Экономика»

Преподаватели: к.э.н., доцент кафедры «Экономика» Юсупова С.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

- название модуля и шифр: ЕР 3301 – Экономика предприятия

- ответственный за модуль: Юсупова С.А., к.э.н., доцент.

- количество кредитов: 3

- количество часов в неделю: 3 часа в неделю

- форма обучения: очное

- семестр: 3,5

- Пререквизиты дисциплины:Студент должен иметь знания по таким дисциплинам как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэконо­мика».

- Постреквизиты дисциплины:После успешного освоения дисциплины «Экономика пред­приятия» возможно изучение следующих дисциплин: «Органи­зация производства», «Предпринимательство» и прочих дисцип­лин, направленных на изучение различных сторон деятельности предприятия.

- содержание модуля: широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования материальных и нематериальных ресурсов с целью создания и распределения необходимых обществу благ.

- результаты обучения: получение навыков оценки реального положения предприятия в рыночных условиях и перспективы функционирования, практическое применение полученных знаний в различных сферах экономики.

- форма итогового контроля: экзамен

- условия для получения кредитов: выполнить все задания семинарских занятия, СРС, СРСП и др.

- продолжительность модуля: 1семестр

- дата обновления: 27.08.2015 год.

2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Выработка у студентов экономического мышления на основе изучения экономического механизма функционирования пред­приятия в условиях рыночного типа хозяйствования.

3. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:

• ознакомиться с сущностью предприятия как объекта хозяйствования, его местом и ролью в системе национальной экономики; охарактеризовать предприятие как агента рыночной экономики;

• рассмотреть ресурсную базу предприятия и эффектив­ность использования различных ресурсов;

• изучить хозяйственный механизм функционирования предприятия и финансовые результаты его деятельности.

Компетенции дисциплины:

Изучение данного курса дает возможность вооружить студентов знаниями рыночного механизма функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финан­совой и административной среде с учетом дальнейшей модерни­зации и диверсификации экономики Казахстана.

После изучения данного курса студент должен:

иметь представление:

• об экономических явлениях и процессах, происходящих на предприятии, их взаимосвязи и взаимозависимости;

• о влиянии различных факторов и возможности выполне­ния расчетов, связанных с использованием различных ресурсов предприятия;

• о наличии резервов повышения эффективности производ­ства;

знать:

• сущность предприятия как объекта хозяйствования, аген­та рыночной экономики, его место и роль в системе националь­ной экономики с учетом государственного регулирования рыноч­ных отношений;

• ресурсную базу предприятия и эффективность использо­вания различных ресурсов;

• хозяйственный механизм функционирования предпри­ятия;

• финансовые результаты деятельности предприятия;

уметь:

• применять полученные знания для построения эффектив­ной системы расчетов и анализа предприятия, и обладать компе­тенцией, необходимой для выработки аргументов, обоснования путей решения проблем, возникающих в процессе функциониро­вания предприятия;

• демонстрировать знания и понимание в области экономи­ки функционирования производственного предприятия, в том числе особенности организации деятельности на казахстанских предприятиях;

• осуществлять сбор и интерпретацию научно-практи­ческой, статистической информации для выработки суждений практического и научно-теоретического характера;

• четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обосно­вание специалистам и неспециалистам;

иметь навыки:

• связанные с овладением методикой экономических расче­тов для анализа и принятия хозяйственных и управленческих решений как исполнительского, так и управленческого характера;

• необходимые для дальнейшей творческой, активной про­фессиональной деятельности в качестве экономиста предприятия, для продолжения образования с более высокой долей самостоя­тельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план занятий

Наименование темы Трудоемко-сть в часах
Лекционные занятия
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы 4 ч
Тема 2. Основной капитал предприятия 2 ч
Тема 3. Оборотный капитал предприятия 2 ч
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы 2 ч
Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия 2 ч
Тема 6. Оплата труда на предприятии 2 ч
Тема 7. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия 2 ч
Тема 8. Издержки производства и реализации продукции 2 ч
Тема 9. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия 4 ч
Тема 10. Обеспечение конкурентоспособности предприятия 2 ч
Тема 11. Финансы предприятия 2 ч
Тема 12. Финансовые результаты деятельности предприятия   2 ч
Тема 13. Экономическая эффективность производства 2 ч
Итого 30 часов
Семинарские (практические) занятия
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности Тема 3. Основной капитал предприятия Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы Тема 5. Оборотный капитал предприятия Тема 6. Трудовые ресурсы Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность пред­приятия Тема 9. Издержки производства и реализации продукции Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность пред­приятия Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия Тема 12. Финансы предприятия Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия Тема 14. Экономическая эффективность деятельности пред­приятия   1 ч
Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности 1 ч
Тема 3. Основной капитал предприятия 1 ч
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы 1 ч
Тема 5. Оборотный капитал предприятия 1 ч
Тема 6. Трудовые ресурсы 1 ч
Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии 1 ч
Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия 1 ч
Тема 9. Издержки производства и реализации продукции 1 ч
Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия 2 ч
Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия 1 ч
Тема 12. Финансы предприятия 1 ч
Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия   1 ч
Тема 14. Экономическая эффективность деятельности предприятия 1 ч
Итого 15 часов
Самостоятельная работа студента с преподавателем
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы 6 ч
Тема 2. Основной капитал предприятия 3 ч
Тема 3. Оборотный капитал предприятия 3 ч
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы 3 ч
Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия 3 ч
Тема 6. Оплата труда на предприятии 3 ч
Тема 7. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия 3 ч
Тема 8. Издержки производства и реализации продукции 3 ч
Тема 9. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия 6 ч
Тема 10. Обеспечение конкурентоспособности предприятия 3 ч
Тема 11. Финансы предприятия 3 ч
Тема 12. Финансовые результаты деятельности предприятия   3 ч
Тема 13. Экономическая эффективность производства 3 ч
Итого 45 часов
Самостоятельная работа студента
Тема 1. Рыночная модель предприятия и предприятие в условиях плановой экономики (сравнительный анализ). Развитие предпринимательства 6 ч
Тема 2. Расчет показателей технического состояния и использования основных средств. Методика расчета производственной мощности предприятия 3 ч
Тема 3. Состав и структура оборотных средств. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств (на примере данных предприятия) 3 ч
Тема 4. Сырьевая база РК и направления ее развития. Развитие топливно-энергетического комплекса в условиях индустриально-инновационного развития РК 3 ч
Тема 5. Методы нормирования труда: хронометраж и фотография рабочего дня. Расчет показателей производительности труда (на примере данных предприятия) 4 ч
Тема 6. Формы и системы оплаты труда. Расчет заработной платы ИТР и служащих. Мотивация труда 3 ч
Тема 7. Расчет показателей эффективности инвестиций. Научно-техническая политика Республики Казахстан 3 ч
Тема 8. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие (на примере расчета) 3 ч
Тема 9. Влияние маркетинга на организацию производства и основные функции предприятия. Методика формирования производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики 4 ч
Тема 10. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Система управления качеством продукции на предприятии 4 ч
Тема 11. Финансовый механизм функционирования предприятия: составные элементы, правовое, нормативное и информационное обеспечение 3 ч
Тема 12. Порядок формирования и распределения дохода на предприятии 3 ч
Тема 13. Сущность, критерий и показатели экономической эффективности производства. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат 3 ч
Итого 45 часов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Мухамбеков М.М. Экономика и организация предприятия. Учебное пособие. – Астана, 2005 г.

2. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. Н.А. Сафронова – М.: Юристь. – 2005.

3. Экономика фирмы: учебник /под ред.Н.П. Иващенко.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 528с.- (МГУ им. М.В. Ломоносова).

4. Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций): учебник /О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева.- 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 512с.

5. Слепнева Т.А. Экономика предприятия: учебник /Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 458с.- (Высшее образование).

6. Экономика предприятия (фирмы): практикум /под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 331с.- (Высшее образование).

7. Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций /О.И. Волков; О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.:ИНФРА-М, 2006.-280с.-(Высшее образование).

8. Куатова Д.Я. Экономика предприятия: практикум /Д.Я. Куатова.- Алматы: Экономика, 2005.- 106с.

9. Экономика предприятия: учебник для вузов /под ред. В.М. Семенова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2007.- 384с., ил.- (Учебник для вузов).

10. Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /А.А. Раздорожный.- М.: РИОР, 2005.- 95с.- (Только лучшие книги).

11. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Практикум: учебник для студентов вузов /В.Д. Грибов; В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 336с.

12. Экономика предприятия: учебник /под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 4-ое изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2006.- 672с.- (Золотой фонд российских учебников).

13. Филатов ОК. и др. Экономика предприятий (организа-
ций): Учебник / Филатов O.K., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. - 4-е
изд.- М.: Финансы и статистика, 2008.

14. Куатова Д.Я. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Алматы: Издательство «Экономика». - 2011. - 352 с.

Дополнительная литература

1. Гражданский кодекс РК. Алматы. Жеті жаргы, 1998

2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). – Казахстанская правда, 2001, 20 июня.

3. Земельный кодекс РК. – Казахстанская правда, 2003, 26 июня.

4. Водный кодекс РК. – Казахстанская правда, 2003, 17 июля.

5. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». - Казахстанская правда, 2001, 20 июня

6. Закон РК «Об инвестициях». - Казахстанская правда, 2003, 11 января.

7. Закон РК «Об инновационной деятельности». — Казахстанская правда, 2002, 9 июля

8. Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства». Алматы. Жеті жаргы, 1998.

9. Закон РК «О труде в Республике Казахстан», - Юридическая газета, 1999, 28 октября

10. Истаева А.А., Вершинина Г.С. «Экономика и планирование коммерческого предпринимательства». Алматы. Экономика. 2000.

11. Давыдова Л.А. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslehre, адаптированной для применения в России: учебное пособие /Л.А. Давыдова, В.К. Фальцман.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 224с.

12. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия: учебное пособие /К.Ш. Дюсембаев.- Алматы: Экономика, 1998.- 184с.

13. Романенко, И.В. Экономика предприятия/ И.В. Романенко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 264с., ил.

14. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений /Н.А. Сафронов.- М.: Экономистъ, 2005.- 252с.- (Scholae).

15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие /И.В. Сергеев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 304с.

16. Скляренко В.К. Экономика предприятия: конспект лекций /В.К. Скляренко, В.М. Прудников.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 208с.- (Высшее образование).

17. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие /Л.Н. Чечевицына.- 3-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 448с.- (Среднее профессиональное образование).

18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / под общ. ред. А.Н. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 295с.- (Сер."Высшее образование").

19. Экономика и управление предприятием: учебник для средних проф. учебных заведений /под ред. Ю.М. Соломенцева.- М.: Высшая школа, 2005.- 624с.

20. Экономика организаций ( предприятий): учебник для сред.проф. учеб. заведений /под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 432с.- (Среднее профессиональное образование).

Оценка знаний

Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРС; два рубежных контроля в форме письменного опроса; промежуточная аттестация в форме тестирования.

Критерии оценки

Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.

Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.

Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:

  Аттестационный период Трудозатраты по модулю
  Посещаемость Конспекты лекций Устный опрос Самостоятельная работа   Презентация темы Учебные практики Рубежное тестирование Всего
Рейтинг 1 -
Рейтинг 2 -

Требования

Обязательное посещение аудиторных занятий и СРСП, активное участие в обсуждении вопросов на аудиторных занятиях, предварительная подготовка к семинарским занятиям, выполнение заданий на СРСП и СРС. Необходимо участие во всех видах контроля: текущего, промежуточного, итогового, контроля СРСП и СРС.

Итоговая оценка определяется по многобалльной буквенной системе:

Оценка по буквенной системе Баллы Процентное содержание (%)
А 4,0 95 – 100
А- 3,67 90 – 94
В+ 3,33 85 – 89
В 3,0 80 – 84
В- 2,67 75 – 79
С+ 2,33 70 – 74
С 2,0 65 – 69
С- 1,67 60 – 64
D+ 1,33 55 – 59
D 1,0 50 – 54
F 0 – 49

7. Политика и процедуры курса:

В течение учебного процесса студенту НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

- Опаздывать на занятия или пропускать их.

- Отвлекаться во время пар

- Использовать сотовый телефон или другие отвлекающие приборы.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

- Выполнять все данные задания ВОВРЕМЯ

- Внимательно слушать преподавателя во время лекций и семинарских занятий

- Активно принимать участие в обсуждении лекционного материала, вопросов и проблем организации управления внешнеэкономической деятельностью

- В случае возможных пропусков занятий по уважительной причине поставить в известность не только куратора, но и преподавателя данной дисциплины или старосту группы. Необходимо также предоставить документ, объясняющий причину отсутствия на занятиях, в течение недели после возвращения к учебе.

Наши рекомендации