Организация процесса разработки и принятия управленческого решения
Организация разработки и принятия управленческого решения — важный фактор обеспечения его качества, во многом определяющий затраты времени и средств на разработку решения.
Назначение лица, принимающего решение (ЛПР).Возглавляет разработку управленческого решения лицо (или орган управления), принимающее решение. Как правило, функции принятия решений по вопросам развития, стратегического планирования и текущего, оперативного управления разделены между первым и вторым лицом современного предприятия. Часто в зависимости от воли учредителей предприятия, личных качеств и договоренностей, должностных инструкций директор (генеральный директор) курирует текущую деятельность. Это может быть связано, в частности, с установленным порядком и необходимостью (по характеру деятельности) срочного подписания финансовых документов. При этом его первый заместитель, финансовый директор или главный инженер (главный конструктор) курирует вопросы развития, как правило, менее срочные, допускающие большее время на принятие решения, или наоборот.
Лицо, возглавляющее разработку управленческого решения, должно определить (сформулировать) проблему и задачи при ее решении, цели решения и возможные сценарии их достижения, распределение работ по подготовке управленческого решения, а также круг лиц, ответственных за их выполнение.
Оперативное управление процессом разработки управленческого решения может осуществлять заместитель ЛПР, главный (ведущий) конструктор, менеджер по товару, секретарь-референт, специально назначенное лицо.
Для разработки частных задач, составляющих проблему, могут привлекаться руководители и .наиболее квалифицированные специалисты функциональных подразделений (департаментов). При этом создаются временный творческий коллектив, матричная организационная структура, постоянно действующее подразделение (бригады эффективности, плановый отдел, отделы развития, маркетинговых стратегий и др.).
Факторы, влияющие на организацию процессаразработки решения.На организацию разработки управленческого решения могут влиять следующие факторы:
■ степень структурированности проблемы, по которой предстоит разработать и принять решение;
■ степень загрузки лица, принимающего решение;
■ наличие информации в распоряжении лица, принимающего решение;
■ степень неопределенности и формализованности информации;
■ наличие людских, материальных, технических и прочих ресурсов в процессе разработки и принятия решения (например, наличие персональных вычислительных машин и соответствующего программного обеспечения);
■ масштабность последствий принятого решения;
■ число и типы объектов, попадающих в сферу принятия решений;
■ организационная структура предприятия;
■ организационная культура предприятия и принятая процедура согласования решения в процессе его подготовки;
■ квалификация и специальная подготовка разработчиков управленческого решения.
При разработке запрограммированного решения задача организации разработки управленческого решения в соответствии с типовым алгоритмом сводится:
■ к распределению ресурсов (в первую очередь времени), выделенных на разработку решения;
■ назначению с учетом названных выше факторов ответственных за выполнение соответствующих пунктов типового алгоритма разработчиков.
При разработке запрограммированных решений по слабоструктурированным проблемам задача организации разработки управленческого решения отличается повышенной сложностью. Организация разработки незапрограммированных решений может быть разделена на следующие этапы:
1) проектирование организации разработки;
2) создание временного трудового коллектива или организационной структуры по разработке решения;
3) координацию процесса разработки управленческого решения;
4) контроль хода разработки решения;
5) согласование решения с заинтересованными сторонами (объектами, попадающими в сферу принятия решений);
6) верификацию решения по следующим направлениям: полнота рассмотренных вариантов и альтернатив, точность полученных результатов, достоверность (информационную и методическую) результата. В качестве одного из методов верификации — верификации экспертом — может рассматриваться анализ предлагаемого решения лицом, принимающим решения. Если лицо, принимающее решение, настроено критически, то та же процедура может рассматриваться как верификация оппонентом.
Проектирование организации незапрограммированных решений может включать следующие фазы:
1) изучение влияния такого решения на процесс его разработки. Например, решения по структурной перестройке обслуживания жилищного фонда затрагивает интересы многих (бюджета, местных администраций, ЖЭУ, населения, отраслевых балансодержателей строений и т.п.), а поэтому требует дополнительных процедур по верификации, прогнозу конфликтов и способов их разрешения и др.
2) принятие решения о том, какой из типов менеджмента (традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический, стабилизационный) целесообразно применить при решении конкретной проблемы;
3) корректировка типового алгоритма принятия решений для соответствующего типа менеджмента с учетом особенностей решаемой проблемы;
4) назначение ответственных за выполнение отдельных операций по подготовке конкретного решения;
5) разработка мер по стимулированию участников разработки управленческого решения;
6) верификация разработанного решения;
7) разработка процедур координации и разрешения конфликтов в процессе подготовки управленческого решения;
8) разработка процедуры контроля и контроль выполнения заданий участниками разработки управленческого решения;
9) разработка рекомендаций по созданию временного творческого коллектива, переходу к матричной организационной структуре разработки управленческих решений. При этом если имеются основания считать, что проблема может стать на некоторый период типовой, то может рассматриваться вариант выделения в структуре предприятия функционального подразделения по разработке управленческих решений конкретного типа.
При проектировании разработки управленческих решений необходимо помнить, что в настоящее время как разработка управленческих решений, так и их исполнение осуществляются в автоматизированном режиме. Причем если система управления функционирует на базе технических средств, то ее называют автоматизированной, или автоматической, в зависимости от достигнутого уровня автоматизации, а технические средства становятся ее неотъемлемой частью, ее технической подсистемой.
В организационную подсистему входят:
■ правила поведения обслуживающего персонала;
■ инструкции работы технических средств;
■ содержание и порядок представления информации;
■ цели и критерии эффективности системы управления.
При разработке управленческих решений должны учитываться основные этапы проектирования гибких систем управления, особенности описания и моделирования технологических процессов и производств, в частности модели, основанные на применении аппарата теорий массового обслуживания, планирования экспериментов, имитационного моделирования и др.