Источники инвестиций при ограниченных финансовых ресурсах

Важное направление инвестиционной политики в антикризис­ном управлении — изменение структуры источников инвестицион­ных затрат.

Источниками инвестиций являются: собственные финансовые средства; ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; иностранные инвестиции; различные формы заемных средств.

Классификация источников финансирования производится:

1. По отношениям собственности источники финансирования разделяются на: собственные; привлекаемые; заемные.

2. По видам собственности делятся на: государственные инвестиционные ресурсы, внутренние и внешние инвестиции.

3. По уровням собственников разделяются на: государственные и субъектов РФ; собственные средства предприятия; средства бюджетов и внебюджетных фондов РФ.

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов осуществляется в сле­дующих формах: финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованного финансирования федеральных инвестиционных программ.

Привлекаемые средстваюридических и физических лиц используются с по­мощью различных видов объединения их свободных средств, которые могут быть инвестированы. Формы финансирования могут быть: акционерными; государственными; кредитными.

Акционерное инвестиционное финансированиепредставляет собой форму полу­чения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг.

Государственные бюджетные инвестиционные вложения предназначаются для использования на важней­ших направлениях экономической политики.

Инвестиционные кредиты и займывключают следующие разновидности форм: банковские и другие кредиты; лизинг.

Эффективное антикризисное управление невозможно без наличия соответствующей материально-технической базы и внедрения инновационных разработок, позволяющих организации обеспечить конкурентные преимущества в длительной перспективе.

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

Экономическая суть инноваций состоит в увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты – заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. Преобладающая доля добавленной стоимости в цене продукции позволяет высоко оплачивать труд работающих, иметь достаточные ресурсы для развития производства. Мировой экономический опыт показывает, что источником долгосрочного экономического благополучия страны является обрабатывающий сектор промышленности, поддерживаемый современными достижениями науки и техники.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

1. Значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации).

2. Направленность (заменяющие рационализирующие, расширяющие).

3. Место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления).

4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род).

5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами).

6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях).

7. Место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические).

8. Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности).

9. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям).

10. Время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи).

11. Причина возникновения (реактивные, стратегические).

Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д.).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющие (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующие (по сути близки к видоизменениям) и заменяющие (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

• регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

• изменение количественных свойств системы;

• перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

• адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

• новый вариант – простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

• новое поколение – меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

• новый вид – качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

• новый род – высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип.

Предприятие может осуществлять НИОКР как собственными силами, так и с привлечением внешних организаций, отсюда деление по отношению к разработке на инновации, разработанные силами предприятия и внешними силами.

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические – инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Рассматривая инновации следует помнить о типовых ошибках.

1. Инновационное мероприятие может не соответствовать стратегии развития организации. Шансы на успех высоки только у инноваций, соответствующих целям и реалиям организации.

2. Обновление представляется как инновационное мероприятие. Главное отличие подлинной инновации – это создание новой ценности.

3. Введение инноваций, задерживающих обновление. В ряде случаев необходимо принципиально поменять технологию или выпускаемую продукцию, а не заниматься частными их улучшениями.

Любая организация стремится поддерживать стабильность деятельности, поэтому инновация всегда требует дополнительных усилий для продвижения. Перемены и стабильность – это две противоборствующие силы.

Наши рекомендации